Чего ждать
от нового КоАП?
Ежедневно
большая часть населения области
участвует в дорожном движении в
качестве водителей, пешеходов и
пассажиров. Поэтому всем интересно
будет узнать, что готовит нам новый
КоАП, который вступит в силу с 1 июля 2002
года.
В интересах
граждан
Надо отметить,
что в ныне действующий Кодекс об
административных правонарушениях (а он
не менялся с 1984 года) не включены нормы
прямого действия, а процессуальные
правила в нем надлежащим образом не
прописаны, что создает условия для их
произвольного применения.
За 17 лет было
принято много законов местного уровня,
которые противоречат федеральному
законодательству. Не предусмотрена в
старом КоАП и ответственность
юридических лиц. Эти обстоятельства и
побудили законодателей принять новый
административный Кодекс.
В новом КоАП
акцент сделан на защите прав и законных
интересов граждан. Детально
разработана процессуальная часть
Кодекса с целью гарантировать права
как потерпевших, так и лиц,
привлекаемых к ответственности.
Согласно КоАП, любое постановление о
привлечении лица к административной
ответственности может быть обжаловано
в вышестоящих судебных инстанциях. В
документ введено понятие "презумпция
невиновности".
В качестве
защитника водителя может участвовать
не только адвокат, но и любое лицо,
имеющее высшее юридическое
образование. Дано четкое понятие
должностного лица. Смягчены слишком
жесткие санкции, принятые в последние
годы. Например, такая мера наказания,
как исправительные работы, исключена.
Разберемся со
штрафами
Предельный
размер штрафа для граждан установлен
до 25 МРОТ, а для должностных лиц и
частных предпринимателей до 50 МРОТ (в
ныне действующем Кодексе до 100 МРОТ).
Максимальный срок лишения специальных
прав (в том числе за нарушение Правил
дорожного движения) снижен с 3 до 2 лет.
Что касается водителей, то срок лишения
права управления транспортными
средствами установлен от 1 месяца до 1
года. Исключена ответственность за
повторное совершение правонарушения,
что, на мой взгляд, не стоило бы делать.
Слишком уж либерально в этой части КоАП
законодатели подошли к оценке действий
злостных нарушителей - я имею в виду
управление транспортным средством в
состоянии опьянения.
Исключена
норма, устанавливающая изъятие
водительского удостоверения до уплаты
штрафа. Удостоверение будет изыматься
только в тех случаях, когда за
совершение правонарушения возможно
наступление ответственности в виде
лишения права управления
транспортными средствами.
В новом КоАП
устанавливается фиксированный размер
штрафа за те правонарушения, решение по
которым выносится сотрудником ДПС на
месте совершения правонарушения.
Размер штрафа установлен
законодательно и не зависит от
инспектора. В целях исключения взяток
отменена возможность взимания штрафа
на месте. Постановление о наложении
штрафа в размере до 1 МРОТ по-прежнему
будет выноситься на месте совершения
нарушения ПДД, но уплатить штраф можно
будет теперь через банк или другие
финансово-кредитные учреждения.
Лишить прав?
Только через суд!
Лишение
права управления ТС введено в КоАП за
превышение скорости более чем на 60 км
от установленного ограничения, за
непредоставление преимущества в
движении спецмашинам, за оставление
водителем места ДТП, участником
которого он являлся. За последнее
нарушение предусмотрен также арест на
срок до 15 суток.
Вопрос о
лишении права управления ТС будет
отнесен исключительно к компетенции
судей, как это давно сделано во многих
зарубежных странах. Должностные лица
ГИБДД могут теперь наложить только
штраф, а если сочтут, что необходимо
применить более суровое наказание, то
материал дела они должны направить в
суд, который и примет окончательное
решение.
Штрафные
санкции предусмотрены за невыполнение
обязанностей в связи с ДТП. Водителям
надо хорошо изучить п.2.5. ПДД и четко
выполнять требования, предусмотренные
в этом пункте. Сейчас очень многие
водители при совершении ДТП нарушают
эти требования, в частности, убирают
автомобиль с места, освобождая дорогу,
при этом не составляют схему. В
дальнейшем возникают трудности при
выяснении обстоятельств столкновения
или наезда. Чтобы четко выполнялись
требования ПДД законодатели и ввели
конкретную ответственность за эти
действия.
Новым
Кодексом вновь предусмотрена такая
норма запрета эксплуатации, как снятие
номерных знаков, которая была в свое
время отменена. Но номерные знаки можно
будет снять только в случае, если
транспортное средство не прошло
техосмотр или если оно эксплуатируется
с заведомо неисправными тормозами,
рулевым управлением, сцепным
устройством.
Произвол будет
ограничен...
Для
подтверждения состояния опьянения
водителя теперь будет проводиться
только медицинское
освидетельствование. Использование
инспекторами ГИБДД трубочек "контроля
трезвости" отменяется. Нарушившим
ПДД будет признаваться тот водитель, у
которого предельная концентрация
алкоголя в крови (слюне) превысит 0,2
промилле. Теперь, чтобы отстранить
водителя от управления транспортным
средством и принять решение о
направлении его на медицинское
освидетельствование у инспектора
должны быть достаточные основания
полагать, что это лицо находится в
состоянии опьянения. Инспектор вначале
должен будет составить протокол об
отстранении от управления и о
направлении на медосвидетельствование
и копию вручить водителю.
Наконец-то
законодатель ввел норму, которая
поставит преграду на пути коммерсантов
- владельцев штрафных стоянок - и их "крыш"
(покровителей из ГИБДД). Взимаемая
плата за хранение ТС признана
незаконной, и водитель не обязан
оплачивать услуги штрафстоянок.
Досмотр
транспортных средств разрешен только в
целях обнаружения орудий совершения
либо предметов административного
правонарушения. Изъятие вещей и
документов допускается только если они
имеют доказательства по делу или
являются орудиями совершения или
предметами административного
правонарушения.
В обоих
случаях обязательно составляется
протокол, причем данные действия
производятся в присутствии 2 понятых.
Интересно, какие очередные уловки
будут придумывать инспектора ГИБДД,
останавливая без всяких оснований
автомобили и требуя от водителей
открыть багажник?
Установлена
административная ответственность для
должностных лиц, которые незаконно
ограничивают право на управление и
эксплуатацию
ТС, а также
препятствуют законной деятельности по
управлению и эксплуатации ТС.
Наказывать таких недобросовестных
работников теперь решено штрафом в
размере от 10 до 20 МРОТ.
... а права
автомобилистов расширены
Новым
Кодексом расширены права потерпевших.
Теперь они имеют право знакомиться со
всеми материалами дела, пользоваться
юридической помощью, заявлять
ходатайства, предоставлять
доказательства, обжаловать
постановления. Рассмотрение дела
отныне должно производиться в
присутствии потерпевшего.
Это
нововведение особенно актуально для
случаев ДТП.
Редакция
ряда составов административных
правонарушений в новом КоАП приведена
в точное соответствие с ПДД. Теперь, к
примеру, не будет нормы,
предусматривающей ответственность за
"иные" нарушения ПДД (по ныне
действующему КоАП - это ст.115 ч.8).
Исключена и статья о причинении
материального ущерба. Водитель,
согласно новому КоАП, будет
наказываться не "за причинение
ущерба", а за то нарушение, которое
этот ущерб повлекло.
Введено
новое понятие "административное
расследование". Оно будет
проводиться по решению должностного
лица, если необходимо осуществить
экспертизу или иные процессуальные
действия, требующие значительных
временных затрат. Срок проведения
административного расследования не
может превышать 1 месяц. По окончании
расследования составляется протокол
об административном правонарушении
либо выносится постановление о
прекращении дела об административном
производстве. Сроки рассмотрения
жалобы по постановлению по делу об
административном правонарушении
остались прежние - 10 дней, и эта норма
права скорее всего не будет работать из-за
загруженности судов, а фактически срок
рассмотрения будет растягиваться на
месяцы.
Новым
Кодексом устанавливается запрет на
проведение инструментальной проверки
в организациях независимо от формы
собственности при проведении
гостехосмотра автотранспорта.
Досадные
недоработки
К сожалению, в
новом Кодексе остались некоторые
несоответствия, имеющие место и в
действующем законе
Так, к
водителю, управлявшему автомобилем без
документов предусмотрено наказание в
виде предупреждения или штрафа. При
этом протокол не составляется, если
водитель не оспаривает справедливость
штрафа. Однако в этой же ситуации КоАП
требует отстранить водителя от от
управления, а автомобиль задержать с
помещением на штрафстоянку с
составлением протокола в обязательном
порядке.
А вот другой
пример противоречия в КоАП. За
нарушение правил остановки или стоянки
транспортных средств запрещается
эвакуация транспортных средств. Эта
норма противоречит другой, где
предусматривается задержание и
помещение на спецстоянку при нарушении
правил остановки или стоянки ТС,
создающих препятствия для движения
других ТС.
Характеризуя
же новый Кодекс об административных
правонарушениях в целом, можно сделать
вывод, что он стал по сравнению с
предыдущим значительно либеральнее.
Более
подробную информацию по новому КоАП вы
можете получить в обществе защиты прав
автомобилистов "ОСА" по адресу:
Советский проспект, 16, каб.14, тел. 21-05-12.
Георгий
Румянцев, председатель ОЗПА "ОСА",
"Авторынок Калининграда" № 4 от
29.01.2002