Мигать
фарами можно
Когда это
разрешено
Разобраться в
спорных ситуациях, возникающих на
дорогах, теперь можно с помощью
Интернета. Дело в том, что Главное
управление ГИБДД открыло официальный
сайт, на котором публикуются ответы на
вопросы водителей. Правда, ответы эти
слишком лаконичные, и поэтому не всегда
по ним можно сделать необходимые
выводы.
Тем не менее
нас заинтересовал ответ ГИБДД на такой
вопрос водителя Дмитрий Панова:
- Насколько
правомочна остановка ТС инспектором
ГИБДД "за подачу сигналов
переключением света фар другим
участникам движения"? Так я призывал
встречные ТС соблюдать скоростной
режим в светлое время суток.
Ответил на
этот вопрос подполковник милиции,
начальник отдела организационно-методического
обеспечения пропаганды безопасности
дорожного движения ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ
Дмитрий Кириллов:
-
Пользование внешними осветительными
приборами в светлое время суток, в
условиях достаточной видимости,
регламентируется разделом 19 Правил
дорожного движения.
В пункте 19.5
Правил дорожного движения четко
определены случаи, когда Вы можете
пользоваться внешними световыми
приборами в светлое время суток.
Нарушение требования данного пункта
влечет наложение административного
взыскания, согласно ст.115 ч.1 КоАП РСФСР.
Поскольку
других пояснений по данному вопросу
слелано не было, мы решили дополнить
его своими. Приводим текст п.19.5 ПДД.
"При
движении в светлое время суток с целью
обозначения движущегося транспортного
средства ближний свет фар должен быть
включен:
- на мотоциклах
и мопедах;
- при
движении в организованной
транспортной колонне;
- на маршрутных
транспортных средствах, движущихся по
специально выделенной полосе
навстречу основному потоку движения;
- при
организованной перевозке групп детей в
автобусах или на грузовых автомобилях;
- при перевозке
опасных, крупногабаритных и
тяжеловесных грузов;
- при
буксировке механических транспорных
средств (на буксирующем транспортном
средстве)".
Кроме того,
считаем необходимым процитировать еще
и пункт 19.11 ПДД.
"Для
предупреждения об обгоне вместо
звукового сигнала (или совместо с ним)
может подаваться световой сигнал,
который представляет собой в светлое
время суток периодическое
кратковременное включение и
выключение света фар, а в темное время
суток - многократное переключение фар с
ближнего на дальний свет".
Сказано ясно.
Тем не менее в ПДД оказалась
незатронутой еще одна
распространенная ситуация, когда
водитель одного автомобиля подает
однократный световой сигнал фарами,
давая понять водителю другого
автомобиля, что он его пропускает (например,
на перекрестке или при разъезде на
узкой части дороги). К сожалению, эти
действия не отражены в действующих ПДД
и, следовательно, инспекторами ГИБДД
могут быть квалифицированы как
нарушение ПДД.
Почему же
законодатели обошли этот вопрос? По
всей видимости, упомянутые действия
водителей могут иметь неоднозначную
трактовку. Так под включением фар можно
предполагать как требование "пропусти",
так и наоборот - "пропускаю".
А вот другая
ситуация, когда водитель однократным
морганием предупреждает о наличии на
дороге инспекторов ГИБДД с радаром.
Несомненно, это нарушение ПДД. Однако
водитель может сослаться на то, что он
выполнял упомянутый выше пункт 9.11 ПДД -
давал предупреждение об обгоне (но
потом передумал). Возможно, дорожный
патруль поверит в это.