Штрафные стоянки в нокауте
На протяжении многих лет провинившиеся калининградские
автовладельцы, чтобы вернуть свои машины, были вынуждены оплачивать
так называемые услуги штрафных стоянок и машин-эвакуаторов по
непомерно высоким ценам. Особую роль в этом деле играла ГИБДД,
которая в нарушение ст.245 КоАП РСФСР предписывала водителям
производить оплату услуг штрафстоянки перед тем, как забирать с нее
автомобили. Теперь этому беззаконию пришел конец.
Более трех лет понадобилось юристам Калининградской региональной
общественной организации защиты прав автомобилистов "Оса", чтобы
доказать чиновникам разного уровня, что постановление администрации
города Калининграда "Об утверждении положения о порядке хранения
транспортных средств, задержанных за административные
правонарушения", принятое в 1994 году, нарушает конституционные и
гражданские права граждан.
По мнению юристов "Осы", автовладелец не должен оплачивать
работы по эвакуации и хранению его транспортного средства, так как
эти услуги предоставлялись ему без его согласия, что
противоречит п.3 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителя".
Кроме того, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ
никто не может быть лишен своего имущества или ограничен в своих
правах, иначе как по решению суда. Таким образом, удержание
транспортного средства вследствие отказа собственника произвести
оплату работ по эвакуации и хранению его автомобиля также являлось
актом незаконным.
Данные выводы были подтверждены судебной практикой Верховного Суда
РФ и принесением протестов органами Прокуратуры в других регионах
страны.
Сегодня ситуация изменилась. 26 марта 2002 г. мэром г.Калининграда
Юрием Савенко было подписано постановление ь 823 "О внесении
изменения в "Положение о порядке хранения транспортных средств,
задержанных за административные правонарушения...". Таким образом,
старое постановление мэрии от 1994 года перестало действовать в
основной его части.
Согласно новой редакции п.4 "Положения", отныне "оплата за хранение
транспортных средств, задержанных за административные
правонарушения, производится по действующим на автостоянках тарифам
за услуги по хранению транспортных средств". Проще говоря, теперь
плата за хранение задержанных автомобилей должна быть такой же, как
и за хранение обычных машин, поставленных на простую стоянку.
Таким образом, плата за пребывание автомобилей на штрафплощадках
должна составлять в сутки всего 20-30 рублей вместо 200-300 рублей,
которые брались с водителей-нарушителей до сих пор, а плата за
доставку их туда машинами-эвакуаторами взиматься вообще не должна.
Новый порядок оплаты услуг штрафных стоянок будет действовать
до 1 июля 2002 г., то есть до вступления в действие нового КоАП,
согласно которому порядок задержания и хранения транспортных
средств будет определен Правительством РФ.
С учетом сказанного, автовладельцы, чьи машины доставлялись на
штрафные стоянки, имеют теперь право через суд взыскать излишне
уплаченные деньги с коммерческих организаций, которые состояли в
договорных отношениях с органами ГИББД и выполняли работы по
эвакуации и хранению транспортных средств.
Те же водители, чьи автомобили до настоящего времени находятся на
штрафплощадках, имеют право забрать автомобили без оплаты.
В случае нарушения этих законных прав автовладельцев со стороны
коммерческих организаций, юристы "Осы" советуют обиженным водителям
обращаться в суд с иском к владельцам автостоянок и помимо
требования о возврате автомобиля, как незаконно удерживаемого,
требовать возмещения материального и морального вреда.
Необходимые разъяснения и помощь в затронутых вопросах
автомобилистам, пострадавшим от произвола штрафплощадочников,
оказываются по тел. 21-05-12.
Георгий Румянцев, председатель ОЗПА "ОСА"
, "Авторынок Калининграда", №15 от 16.04.2002