Повышение пошлин на иномарки,
возможно, будет отложено надолго
В начале июня премьер Михаил Касьянов отправил на доработку
концепцию развития отечественного автопрома, которая предполагала
повышение пошлин на старые иномарки примерно в 2,5 раза. Таким
образом, противники повышения пошлин выиграли очередной раунд в
борьбе с лоббистами российского автопрома.
Вполне вероятно, что теперь споры вокруг подержанных иномарок могут
продлиться гораздо больше, чем ожидалось. Уже сейчас ясно, что
новых пошлин точно не будет до конца июля, а возможно, что они не
будут приняты и до конца года. "Проблема оказалась слишком острой
для всего общества", - констатировали в правительстве. Гигантские
очереди перегонщиков на границе, сопротивление ряда министерств, а
также, возможно, и мнение мировых производителей, - все это привело
к тому, что решенный, казалось бы, вопрос сейчас начинают обсуждать
практически с нуля.
Когда в апреле правительство одобрило "Концепцию развития
российского автопрома", было обещано, что уже в мае будет подписан
указ о повышении пошлин. Таким образом, новые тарифы должны были
вступить в действие не позже июня. Но концепция, а вместе с ней и
проект повышения пошлин, окончательно застряли в правительстве.
Серьезные возражения высказал департамент экономики аппарата
правительства, возглавляемый Михаилом Копейкиным. Он указал на то,
что предложения по повышению пошлин на новые и бэушные иномарки не
подкреплены никакими конкретными расчетами.
Кроме того, аппарат правительства еще раз обратил внимание на
возможное социальное напряжение в обществе в связи с введением
высоких пошлин. Так, руководство дальневосточных регионов уже
обратилось к правительству с предложением пересмотреть идею
введения запретительных пошлин, чтобы "не лишать доступного
легкового транспорта жителей региона". Свое несогласие с концепцией
выразили некоторые департаменты Минпромнауки и Международный
департамент аппарата правительства. Белый дом заодно вспомнил о
своих претензиях годичной давности и заявил, что "настаивает на
том, чтобы российские заводы предоставили поэтапную программу
улучшения качества машин и обновления модельного ряда, чтобы на
каждый год были предусмотрены обязательства, выполнение которых
можно было бы контролировать". Все это привело к тому, что сегодня
Михаил Касьянов поручил Минпромнауки и Минэкономразвития доработать
документ до 25 июня, когда он будет снова рассмотрен на заседании
правительства. Однако документ вызывает столь много возражений, что
велика вероятность того, что и в этот срок он не будет подписан.
Достаточно хотя бы того, что за такой срок российские автозаводы
никак не сумеют разработать программу предоставления гарантий
своего качества. Не говоря уж о том, что им в принципе трудно будет
справиться с такой задачей, даже если им дадут на это год.
Впрочем, праздновать победу автомобилистам еще рано - в Белом доме
уверяют, что от идеи повышения пошлин на все иномарки кабинет
отказываться не собирается. "Нам никуда не уйти от поддержки
автопрома, в котором трудятся около полутора миллиона
человек", - пояснили в правительстве. По словам представителей
министерств, ответственных за разработку концепции, Касьянов,
принимая болезненную для потребителей меру, пытается выжать из
автопроизводителей максимум гарантий.
Однако факт остается фактом - пошлины отложены снова. И, судя по
всему, надолго. Дело в том, что для поддержки автопрома существуют
помимо поднятия пошлин и другие пути. Не исключено, что на решение
Касьянова повлияло письмо, недавно направленное в правительство
западными концернами, развивающими в России свое производство. В
письме как раз и говорится о том, что нужно России для создания на
своей территории не убогой, а хотя бы "среднемировой" автомобильной
промышленности. Письмо, подписанное ведущими менеджерами Ford,
Fiat, GM и Renault, посвящено "инвестиционному климату в российской
автомобильной индустрии, потенциальным путям развития автопрома и
участия в нем иностранных компаний". В нем иностранные
производители рассказывают о своем инвестиционном опыте в
восточноевропейских странах, Китае, Турции и Бразилии. В письме не
содержится никаких обещаний инвестиций в обмен на запрет
подержанных иномарок. Иностранцы считают, что без инвестиций
мировых автопроизводителей российскому автопрому не выйти на
нормальный уровень. А чтобы начались инвестиции, нужны не высокие
пошлины, а хороший инвестиционный климат. Между тем сейчас
государство, заявляя о поддержке своего автопрома, крайне медленно
решает все вопросы, связанные с развитием на российской территории
иностранных производств.
Если правительство прислушается к мнению западных автобизнесменов,
концепцию развития автопрома, похоже, придется писать заново. А
пошлины на иномарки пока останутся прежними.
Иван Марчук, "Газета.ру"