Страховщики заплатят без суда и следствия
А также ответят за пьяных водителей
Как сообщил директор Российской ассоциации страховщиков
ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ) Андрей Слепнёв,
урегулирование незначительных автопроисшествий через некоторое
время станет возможно без вызова ГАИ и участия суда.
По словам Слепнёва, к моменту вступления в силу с 1 июля 2003 года
закона об обязательном страховании автогражданской ответственности
Ассоциация предлагает ввести Европейский протокол. Клиент страховой
фирмы одновременно с полисом будет автоматически получать запас
специальных бланков - так называемых двойных анкет. Попав в аварию,
автомобилисты, если они в целом согласны насчет причин и схемы ДТП,
заполняют двойную анкету, потом разделяют ее на две части, и каждый
предъявляет свою половинку страховой фирме, которая и осуществляет
выплаты. Чтобы облегчить процесс, среди аварий выделяется 50 самых
типичных схем, и участники должны просто отнести свое ДТП к одной
из них. Визы ГАИ или же знаменитой "формы ь 2", которую инспектора
перестали выдавать после вступления в действие кодекса, не
потребуется. В большинстве европейских стран все это работает уже
более двадцати лет.
В теории все очень просто: участники ДТП должны будут, не вызывая
ни гаишников, ни страховых представителей, просто заполнить два
бланка и разъехаться - а страховые компании по этим бумагам
заплатят им все, что причитается.
Однако после принятия двух законов - нового Административного
кодекса и Закона об обязательном страховании гражданской
ответственности автомобилистов - положение российских
автомобилистов выглядит совершенно безнадежным. Дело в том, что
с 1 июля по новому КоАП решение о том, кто виноват в ДТП, может
принимать только суд: у гаишников эту прерогативу отняли. В
результате страховщики вроде бы не могут платить своим
клиентам - ведь они не знают, кто виноват в ДТП, а суда приходится
ждать от месяца до трех.
Кроме того, предполагается, что инспектора вообще не будут
составлять протокол, если ни один из участников аварии не совершил
очевидных и серьезных нарушений ПДД. Определить виновника в этом
случае становится еще сложнее.
Чтобы упростить работу судов, ассоциация страховщиков предложила
систематизировать типичные случаи ДТП и по составленным таблицам
распределения вины определять степень виновности каждого участника.
Таким образом станет возможно принятие досудебного решения и
проведение досудебных же страховых выплат. Однако для начала
Ассоциация должна согласовать эти документы с МВД и Минфином.
С введением в действие Закона об автостраховании изменится и
отношение к пьяным водителям. Страховые компании будут возмещать
ущерб потерпевшим даже в тех случаях, когда виновник аварии
управлял автомобилем в нетрезвом состоянии. По словам Андрея
Слепнёва, эта норма признана обязательной с вступлением в силу 1
июля 2003 года Федерального закона "Об обязательном страховании
автотранспорта".
Сейчас компания-страховщик не несет ответственности за ущерб,
причиненный пьяным водителем, даже если он застраховал свою
гражданскую ответственность. После вступления в действие новой
нормы страховщик будет возмещать ущерб, причиненный его пьяным
клиентом, а затем обращать к нему регрессный иск. Слепнёв
подчеркнул, что "в любом случае потерпевшая сторона получит деньги
на возмещение ущерба прежде, чем страховая компания истребует их с
виновника ДТП", ведь в новом законе для выплаты компенсаций
предусмотрен срок не более 15 суток.
По материалам "Газеты.Ru" и РИА "Новости"