Концепция автостроения ударит по б/у иномаркам
Наконец-то мы смогли познакомиться с концепцией развития
автомобильной промышленности России, которой нас так долго
стращали (ее текст был опубликован в "Российской газете"
24.07.02г.). Пугала она в первую очередь обещаниями сделать
недоступными для автолюбителей иномарки старше 7 лет, которые
сегодня в наибольшей степени отвечают интересам россиян и по
цене, и по более высокому качеству по сравнению с отечественными
машинами. Как и ожидалось, ничего хорошего для нашего народа эта
концепция не принесла.
Концепция сюрреализма
Своей целью концепция ставит благородные задачи: насытить страну
современной автомобильной техникой, соответствующей международным
требованиям экологии и безопасности, поднять производительность
труда, организовать новые автопроизводства с участием иностранных
инвесторов, интегрировать Россию в мировой автомобильный рынок и
др.
Все это звучит красиво, если не соотносить сказанное с российской
действительностью.
На Западе за все вышеперечисленное упорно боролись целое столетие и
продолжают это делать и поныне. Накоплены огромные денежные и
материальные ресурсы. По сравнению с ними наша "копейка" (в смысле
стоимости нашего изношенного и устаревшего оборудования) против их
доллара никакой конкуренции составить в принципе не может. Разве в
состоянии производство телег конкурировать с компаниями,
выпускающими автомобили по последнему слову техники? Тем более что
на всех этапах производства автомобилей у нас царит безалаберность,
низкое качество сборки и воровство.
Конечно, в правительстве понимают, что без богатых западных
инвесторов не обойтись. Однако иностранцы не очень-то стремятся
идти в страну, которая живет не по законам, а по понятиям. По этому
поводу в концепции даже выражены сетования: мол, "недостаточна
активность потенциальных инвесторов и автомобильных компаний". И на
самом деле, пока единственным производством, полностью
контролируемым иностранным капиталом, является компания "Форд",
которая построила автозавод недалеко от С.-Петербурга.
Что из этого получится, покажет время. По крайней мере в Белоруссии
"Форд" продержался недолго. Что касается калининградского
"Автотора", то его российские хозяева не располагают капиталом,
достаточным для строительства полноценного автопроизводства.
Аналогичная ситуация и на московском заводе "Автофрамос".
Учитывая реальные проблемы с финансированием нашей
автопромышленности и ее модернизацией, разработчики концепции
настоятельно рекомендуют нашу отсталую автомобильную технику
("недорогую и простую") активней продвигать в "развивающиеся"
(т.е. отсталые) страны.
Чтобы как-то сдвинуть наше автопроизводство с мертвой точки, в
концепции предлагается разделить существующие автомобильные
комплексы на отдельные виды производств, в которых будут внедряться
передовые технологии. Непонятно только, что же мешало до сих пор
это делать автопроизводителям?
В концепции предлагается разрабатывать новые типы двигателей,
автоматической трансмиссии, систем безопасности и бортовых систем
диагностики. А собственно, зачем все это разрабатывать. Уже все,
что нужно, существует. Лучше не придумаем, а если и изобретем, то
не сможем производить. Для массового внедрения новинок нужен
слишком большой капитал, которого у нас нет. Так что в ближайшие
десятилетия нам не следует беспокоиться о том, что мы обгоним Запад
в области автомобилестроения за счет новейших разработок. Все эти
призывы концепции иначе, как сюрреалистичными не назовешь.
Единственной светлой мыслью во всей концепции является намерение
правительства "разработать механизм, обеспечивающий создание новых
и модернизацию действующих производственных мощностей по выпуску
передовой автомобильной техники и ее компонентов". Что в будущем
предложит правительство по этому поводу - неизвестно.
Тем не менее только одно может дать возможность заработать
"механизму" - это предоставление условий получения хорошей и
стабильной прибыли. Все остальное - это чисто технические вопросы,
которые решают сами автопроизводители без какой-либо надуманной
концепции. В этом плане они намного опытнее. Нужны только деньги
и желание их пустить в дело.
Растаможка б/у иномарок подорожает в 1,5-2,7 раза
Согласно концепции, на семь лет планируется заморозить пошлины на
иномарки с возрастом до 7 лет. Якобы за это время отечественная
промышленность обеспечит необходимую конкурентоспособность.
Сомнительная затея. Для сравнения вспомним, что изменилось за
прошедшие семь лет, начиная с 1995 года. Сколько поблажек давалось
АвтоВАЗу! Хотя за это время и появились новые модели ВАЗа, тем не
менее комплектующие до сих пор в основном используются от
разработок примерно 20-летней давности, а качества сборки как не
было, так и нет. Пока воровать выгодней, чем получать дивиденды,
положение, без сомнения, будет оставаться на прежнем уровне.
Поэтому трудно представить тот рывок в повышении качества
отечественных автомобилей, о котором мечтают разработчики
концепции.
И не надо верить тому, что пошлины на иномарки с возрастом до 7 лет
останутся прежними. В упомянутой концепции это перечеркивается
заявлением о том, что планируется выровнять таможенные платежи для
юридических и физических лиц. Учитывая, что сегодня существует
льгота для физлиц, в будущем за растаможку иномарок им придется
платить гораздо больше. В сумму платежей войдут пошлина, акциз и
НДС.
А чтобы вынудить большинство россиян отказаться от недорогих
иномарок, которые они в состоянии приобрести за нищенскую зарплату,
концепцией планируется установить пошлины на старые иномарки (с
возрастом более 7 лет), соизмеримые с пошлинами на новые
автомобили. Если правительство приравняет стоимость растаможки б/у
иномарок к новым, то физическим лицам при растаможке иномарок с
объемом двигателя до 2,5 л, например, придется платить в 1,5-2,7
раза больше, чем сегодня.
Нагнала страху концепция и на владельцев отечественных автомобилей
с возрастом более 7 лет. Для таких машин планируется введение
повышенных страховых сборов и налога на дороги. Однако вряд ли это
сможет, как сказано в документе, "создать невыгодные условия для
содержания и эксплуатации таких автотранспортных средств".
В заключение скажу, что серьезной концепции развития
автопромышленности в правительственном документе я не увидел.
Да и при чем тут концепция. Нет денег - нет высокоэффективного
производства. Недаром Касьянов так долго не подписывал этот
документ. Не хотел, видимо, заниматься бумагомарательством,
думал, что разработчики концепции и лобби от отечественного
автопрома смогут что-нибудь дельное предложить.
Дмитрий Пискунов
, "Авторынок Калининграда", №30 от 30.07.2002