Более трети своих расходов среднестатистический житель России тратит на продукты, тогда как европеец — в два раза меньше.
В 2016 году потребительская активность россиян снизилась на 5%, а из всех продуктов увеличилось потребление лишь самых дешевых — картошки, лука, капусты и моркови. И это несмотря на официальные заявления, что российская экономика продолжает восстанавливаться.
Доля расходов на продукты питания в бюджете семей традиционно является одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни у населения. В благополучных странах этот показатель составляет не более 15% от общих затрат, остальные деньги люди тратят на одежду, образование и развлечения. В менее богатых странах людям приходится тратить на еду почти половину от всех своих расходов (40–50%).
В России за последние три года доля продуктов питания и безалкогольных напитков в корзине товаров и услуг увеличилась до 31%. Еще четверть потребительских расходов населения (26%) составляет оплата услуг, 11% — счета по услугам ЖКХ.
Зато россияне стали экономить на одежде и обуви. Эта статья расходов сократилась с 11% в 2010 году до 9% в 2015–2016-м. Затраты населения на алкогольные напитки снизились c 54% в 2012 году до 4,7% в 2015–2016 годах, что может быть вызвано ростом акцизных ставок на алкоголь.
Наиболее чувствительными к кризису оказались расходы населения на транспорт. Покупка легковых автомобилей занимала в расходах россиян 5,4% в 2010 году, затем возросла до 7,6% в 2013–2014 годах, после чего пошла на спад, достигнув в 2016 году 6%. При этом расходы населения на автомобильный бензин постоянно увеличивались — с 2,5% в 2010-м до 3,4% в 2016-м.