Авторынок Калининграда

Смогут ли выжить российские перевозчики?

Калининградских уже придушили

Непростая ситуация складывается на рынке международных грузовых автоперевозок в России. Высокая стоимость машин, непомерные банковские ставки кредита, нежелание властей создать приемлемые условия для транспортировки грузов – всё это чревато потерей россиянами рынка автомобильных перевозок. Уже сегодня больше года назад вступивший в силу Федеральный закон № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» полностью «перекрыл кислород» нескольким тысячам водителей калининградских машин. Сегодня они либо простаивают, либо ищут другое место работы, в то время как количество грузовиков из сопредельных стран, колесящих по нашим просторам, неизменно растёт, увеличивается с этим и вывоз валюты за границу. Нужно ли это России?

Кому выгодно топить российских автоперевозчиков

Серьёзными конкурентами россиян на нашем рынке грузовых перевозок сегодня являются фирмы из Польши, Белоруссии и Литвы. Объём их услуг растёт с каждым годом. Причём не на единицы, а на десятки процентов. На долю польских, белорусских и литовских международных перевозчиков приходится 72% от общего объёма соответствующих услуг.

Чтобы не было головной боли от офисного переезда , следует обращаться к профессионалам. Они сделают это очень быстро и надежно.

Таким положением дел весьма довольны белорусы – международные перевозки обеспечивают им около 70 тыс. рабочих мест, а в структуре экспорта эти услуги признаны приоритетным направлением развития внешнеэкономической деятельности государства. Экспорт транспортных услуг занимает в братской стране четвёртое место, уступая лишь деловым услугам, а также услугам железнодорожного и трубопроводного транспорта. Доля белорусского транспорта в перевозках грузов из третьих стран в Россию находится на втором месте после Польши. При этом более 80% объёма грузов перевозится на наиболее привлекательных для российского автотранспорта направлениях.

Поляки серьёзно продвинулись вперёд на данном поприще ещё в 2003 году – тогда число автопоездов в Польше удвоилось – с 20 тыс. до 40 тыс. Сегодня количество новых машин там достигло почти 60%, а парк машин, удовлетворяющих нормам «Евро-2» и «Евро-3», составляет около 80%.

Что касается Прибалтики, то сейчас количество её транспортных средств, задействованных в международных перевозках, сопоставимо даже с показателями огромной России.

Так что чем больше мы душим своих автоперевозчиков, тем увереннее себя чувствуют чужаки на нашей земле, и чем меньше наших водителей трудится за баранкой автомобилей, тем больше мы повышаем занятость населения сопредельных стран. В ущерб нашей.

Почему у них так хорошо, а у нас – плохо?

Наше отставание от соседних стран в области международных автоперевозок грузов стало следствием потребительского отношения властей к нуждам российских фирм, занимающихся этим бизнесом. Вместо того, чтобы всячески помогать россиянам продвигаться вперёд и захватывать этот выгодный рынок услуг, приносящий в казну немалую валюту, устанавливаются различные барьеры. Первый – высокие таможенные платежи. Чтобы приобрести, к примеру, тягач, нужно кроме его цены в 70-90 тыс.евро заплатить таможне ещё и значительную сумму в размере 15-18 тыс.евро. Чтобы просто компенсировать эти затраты – выйти в «ноль» – требуется 3-4 года. И только потом можно говорить о прибыли. А всё это время другие грузовики фирмы должны работать на вновь приобретённую машину. На кредит вообще нельзя рассчитывать ввиду его высокой стоимости. Для сравнения – со вступлением Польши в ЕС на её рынке появились дешёвые кредитные ресурсы от западноевропейских банков, что значительно удешевило приобретение грузового состава. А в Белоруссии был издан указ президента республики, благодаря которому бремя расходов по лизингу сократилось на порядок.

Создаётся такое впечатление, что наши экономисты в правительстве не удосужились проанализировать выгоду от снижения или полной отмены таможенных платежей на ввоз грузовых транспортных средств. Взамен мы бы получили увеличение объёма международных транспортных услуг российских автоперевозчиков и поступления значительных средств в бюджет нашей страны. Не подумало правительство и о стратегии развития нашей экономики – нельзя же всю экспортную политику страны основывать на вывозе сырья, достаточно создать для россиян удобные условия хозяйствования, и они быстро окажутся лидерами на различных рынках Европы, в том числе и грузовых перевозок.

Сравним положение перевозчика на Западе и у нас. Там, в рамках Европейского Союза вообще не требуется платить какие-либо пошлины при покупке грузовиков, например, «Мерседесов» или МАНов. Да и на границах нет нужды простаивать. Мы же несём большие затраты в связи с необходимостью их преодоления. При дальновидной политике нашего государства давно уже надо было отменить все таможенные платежи на транспорт, который участвует в международных грузоперевозках. Тогда бы мы смогли составить серьёзную конкуренцию европейцам. Ведь нельзя же всё время жить стране только за счёт нефти и газа!

На это в Москве могут возразить: мол, согласно постановлению правительства №147 предоставлена возможность временного ввоза в Россию грузовиков для целей международных перевозок на срок до окончания их срока службы (примерно на 10 лет) без уплаты таможенных платежей. Однако, зная непостоянство нашей законодательной базы, воспользоваться данным постановлением многие не решаются. Во-первых, не исключено, что завтра сие постановление будет отменено – ведь это не закон. И что тогда делать с приобретённым транспортом? Во-вторых, по истечении 10 лет, когда машины ещё в хорошем состоянии, их невозможно будет продать, так как при этом потребуется их полная растаможка, а это для машин старше семи лет – затраты на сумму более 20 тыс.евро, что гораздо дороже самого автомобиля. Покупателя на такой автомобиль не найти!

Сегодня требуются радикальные решения, которые бы дали благодатную почву для развития автомобильных грузоперевозок – без оглядок и опасений в будущем. Бездействие властей равнозначно поддержке иностранных фирм, политике расширения их присутствия на российском рынке транспортных услуг.

Калининградцев зажали в тиски

Если российские грузоперевозчики работают в крайне невыгодных условиях, то их калининградские коллеги оказались в полном «нокауте». На протяжении многих лет их убеждали, что положения прежнего закона №13-ФЗ об Особой экономической зоне даже после его отмены будут действовать ещё 10 лет. Пользуясь таможенными льготами, люди стали покупать грузовики и активно участвовать в международных грузоперевозках, не волнуясь за своё будущее. До тех пор, пока не грянул... новый Федеральный закон об ОЭЗ за №16-ФЗ.

В одночасье огромный парк грузовиков, растаможенных в льготном режиме свободной таможенной зоны, встал на прикол, так как был наложен запрет на его использование в прямых международных перевозках, минуя Калининградскую область. Из 4000 машин «лишними» оказались более половины – две с половиной тысяч машин просто повисли в воздухе. Перевозчики попытались работать, доверяя устным заявлениям официальных лиц, однако вскоре поняли, что поступили опрометчиво – их машины стали задерживать на различных таможнях нашей страны. И хотя по решению судов транспорт возвращали их хозяевам, тем не менее работать в таких условиях стало невозможно. Срывались сотни контрактов, фирмы терпели убытки, а водители стали увольняться и искать другое место работы.

Ущерб, понесённый калининградскими перевозчиками, автомобили которых были задержаны таможенными органами, составил свыше 100 миллионов рублей, а предъявленные штрафы превысили 400 миллионов рублей.

Владельцы машин были поставлены в тупик: ни использовать, ни продать технику невозможно! В Калининградской области она стала ненужной, а чтобы продать её в России, машины нужно сначала растаможить. А тут «зарыта собака». К настоящему времени большинство грузовиков оказалось «в возрасте» – старше 7 лет, следовательно таможенный платёж должен исчисляться исходя их ставки в 2,2 евро за 1 куб.см объёма двигателя. Реальный таможенный платёж за одну машину тянет более чем на 20 тыс.евро, что дороже её цены раза в два. Такие «золотые» грузовики никто покупать не будет.

Сотни автопредприятий, доверившихся государству и инвестировавших значительные средства в развитие международных перевозок, оказались обманутыми.

Не дать умереть бизнесу

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию произойдёт либерализация поездок в нашу страну за счёт отмены разрешений-«дозволов». И тогда ничто уже не спасёт наших автоперевозчиков от разорения. Они будут просто не готовы к конкурентной борьбе в условиях высоких цен на автопоезда. Пора прекратить загонять российских предпринимателей в угол и этим фактически давать преференции иностранцам. Срочного решения требует и вопрос, связанный с замораживанием работы калининградских автоперевозчиков, – нельзя допустить передачи значительной доли рынка грузоперевозок в руки иностранцев. По крайней мере, следует прекратить практику незаконного задержания таможенными органами транспортных средств Калининградской области, выполняющих международные перевозки грузов.

Законодатели, приняв Федеральный закон №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», нарушили принцип «закон обратной силы не имеет». Фактически этим документом было в одночасье отменено положение предыдущего Федеральный закон №13-ФЗ. А ведь по нему предприниматели закупили транспорт, вложили средства в обустройство собственной инфраструктуры, затратили деньги на обучение людей. И всё это теперь оказалось никому не нужным, бизнес обрекли на вымирание. Калининградцы не согласны с этим мириться, они будут продолжать отстаивать свои права и добиваться справедливого решения.

Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда" , №22 от 5.06.2007


Последние новости

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 vil (-----.baltnet.ru)   17:56  06.06.2007
только из Литвы,ЗА РУЛЁМ ФУР С 39 РЕГИОНОм Белоруссы и их много, машины от2007г и старее.наших всё меньше.



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 883





Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru