Авторынок Калининграда

Что надо делать в случае ДТП?

Произошло ДТП, автомобиль поврежден, и с этого момента возмещение ущерба становится основной проблемой, которую нужно решать грамотно, доказательно, без эмоций и конфликтов. Как же надо действовать в этой ситуации потерпевшей стороне, чтобы упростить и ускорить процесс возмещения материального ущерба и не совершить грубых ошибок?

Во сколько будет оценен нанесенный ущерб, зависит уже от поведения водителей на месте ДТП. Если в результате происшествия нет пострадавших и все его участники без вызова сотрудника ГАИ пришли к взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося, в том числе в определении виновной стороны, то виновник аварии может сразу предложить компенсацию потерпевшей стороне за нанесенный ущерб. Правила дорожного движения это допускают, только нужно составить схему происшествия и для ее оформления прибыть на ближайший пост ГАИ или в отдел милиции. В остальных случаях необходимо вызвать на место ДТП сотрудников ГАИ и обязательно потребовать проведения расследования и его регистрации. Сразу также нужно выяснить, кто является собственником автомобилей других участников ДТП - юридические лица или граждане, и получить все их реквизиты.

Гаишник обязан

Сотрудник ГАИ, прибывший на место ДТП, должен выдать всем его участникам справку установленной формы, в которой указывается дата, время и место происшествия, регистрационные данные автомобилей и самое главное для результата оценки - перечень механических повреждений, полученных автомобилями. В справке он должен (причем не сам водитель) записать механические повреждения, обнаруженные при внешнем осмотре, и место их расположения. Следует настоять на том, чтобы гаишник занес в справку повреждения, находящиеся не только на наружной стороне кузова, но и в моторном отсеке при открытой крышке капота, в кабине и багажном отделении. Необходимо заглянуть и под автомобиль.

Особое внимание следует обратить на наличие перекосов проемов дверей (если они не открываются или на закрываются), ветрового и заднего окна (возможно, стекла вышли из посадочных мест), капота, крышки багажника или двери задка (если они не открываются или не закрываются), следов деформации лонжеронов. Следует иметь в виду, что устранение перекосов само по себе достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа. Кроме того, это повреждение учитывается при дополнительном начислении утраты товарной стоимости.

Если повреждений много, а места в справке не хватает, их перечень можно продолжить на обычном листе бумаги, написав сверху, что это приложение к упомянутой справке. Нужно предложить сотруднику ГАИ расписаться на этом листе и поставить штамп. Дело в том, что повреждения, указанные в данной справке, при дальнейшем рассмотрении дела в судебном порядке оспорить будет уже невозможно, и чем полнее будут описаны повреждения автомобиля, тем надежнее будет получение полного возмещения ущерба. Если гаишник отказывается описывать полностью все внешние повреждения, нужно записать свои замечания по поводу осмотра в схеме ДТП, на обороте которой инспектор записывает выявленные повреждения всех транспортных средств, и указать неучтенные повреждения в объяснении, которое будет получено у участников ДТП. Если есть свидетели, то они в своих объяснениях также могут подтвердить наличие повреждений, которые не указал в справке инспектор ГАИ.

Виновника устанавливает суд, но...

Ранее, до принятия нового КоАП, сотрудники ГАИ сами устанавливали виновника ДТП и потерпевшему выдавали вторую справку, где указывали данные виновника, его адрес и транспортное средство, которым он управлял, указывали кто является собственником данного автомобиля. Лишь на основании второй справки можно было предъявить ответчику в судебном порядке иск о возмещении ущерба, нанесенного в результате повреждения автомобиля в ДТП.

Теперь же, согласно новому КоАП, с 1 июля 2002 года виновную в ДТП сторону определяет суд, а не ГАИ. Сотрудники ГАИ только устанавливают наличие в действиях того или иного водителя нарушений конкретного пункта ПДД, ответственность за которое предусмотрена главой 12 Кодекса об административных правонарушениях, и выдают водителям справки об участии в ДТП. Согласно п.6 ст.28.2 КоАП сотрудник ГАИ по просьбе потерпевшего обязан вручить ему под расписку копию протокола об административном правонарушении, составленного на нарушителя ПДД, однако гаишники зачастую необоснованно отказывают в этом, ссылаясь на то, что копию протокола выдают только суду или адвокату. Потерпевший в этом случае имеет полное право обратиться к вышестоящему должностному лицу с жалобой на нерадивого гаишника.

Кроме копии протокола сотрудники ГАИ, согласно ч.2 ст.29.11 КоАП, обязаны выдать потерпевшему еще и копию постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности (в течение 3 дней со дня вынесения постановления).

Какова цель оценки?

Прежде чем заключать договор об оценке стоимости в отношении автотранспортного средства, необходимо сформулировать для себя ее цель.

Если составляется договор об оценке ущерба, то в соответствии с Гражданским Кодексом РФ возмещается реальный ущерб, нанесенный повреждением транспортного средства. При этом нужно иметь в виду, что во время ДТП автомобиль находится в изношенном состоянии, и в случае замены его поврежденных элементов в ущерб будет засчитана не полная их стоимость, а уменьшенная с учетом износа. В принципе, в этом случае полное возмещение материального ущерба может быть обеспечено, если ответчик в качестве компенсации предложит потерпевшей стороне аналогичный поддержанный автомобиль или денежную сумму, равную рыночной стоимости этого автомобиля на дату повреждения. При этом потерпевшая сторона должна передать свое поврежденное авто в собственность ответчика. Такая ситуация предусмотрена ст.1082 ГК РФ, по которой суд в соответствии с обстоятельствами дела может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре (то есть представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Если в договоре об оценке ее целью будет определение стоимости ремонта автомобиля, то в этом случае износ заменяемых поврежденных элементов не учитывается и эксперт должен дать оценку полной стоимости ремонта с учетом рыночной стоимости запчастей, материалов и работ по ремонту.

Как же правильно выбрать оценщика? Об этом мы расскажем читателям в следующем номере газеты .

Информацию по интересующим Вас вопросам можно получить по тел. 21-05-12, Калининградская областная организация защиты прав автомобилистов "ОСА".

Георгий Румянцев, Председатель ОЗПА "ОСА" , "Авторынок Калининграда", №42 от 22.10.2002

Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru