Что надо делать в случае ДТП?
Произошло ДТП, автомобиль поврежден, и с этого момента возмещение
ущерба становится основной проблемой, которую нужно решать
грамотно, доказательно, без эмоций и конфликтов. Как же надо
действовать в этой ситуации потерпевшей стороне, чтобы упростить и
ускорить процесс возмещения материального ущерба и не совершить
грубых ошибок?
Во сколько будет оценен нанесенный ущерб, зависит уже от поведения
водителей на месте ДТП. Если в результате происшествия нет
пострадавших и все его участники без вызова сотрудника ГАИ пришли к
взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося, в том числе
в определении виновной стороны, то виновник аварии может сразу
предложить компенсацию потерпевшей стороне за нанесенный ущерб.
Правила дорожного движения это допускают, только нужно составить
схему происшествия и для ее оформления прибыть на ближайший пост
ГАИ или в отдел милиции. В остальных случаях необходимо вызвать на
место ДТП сотрудников ГАИ и обязательно потребовать проведения
расследования и его регистрации. Сразу также нужно выяснить, кто
является собственником автомобилей других участников
ДТП - юридические лица или граждане, и получить все их реквизиты.
Гаишник обязан
Сотрудник ГАИ, прибывший на место ДТП, должен выдать всем его
участникам справку установленной формы, в которой указывается дата,
время и место происшествия, регистрационные данные автомобилей и
самое главное для результата оценки - перечень механических
повреждений, полученных автомобилями. В справке он должен (причем не сам
водитель) записать механические повреждения, обнаруженные при внешнем
осмотре, и место их расположения. Следует настоять на том,
чтобы гаишник занес в справку повреждения, находящиеся не только на
наружной стороне кузова, но и в моторном отсеке при открытой крышке
капота, в кабине и багажном отделении. Необходимо заглянуть и под
автомобиль.
Особое внимание следует обратить на наличие перекосов проемов
дверей (если они не открываются или на закрываются), ветрового и заднего
окна (возможно, стекла вышли из посадочных мест), капота, крышки багажника
или двери задка (если они не открываются или не закрываются), следов
деформации лонжеронов. Следует иметь в виду, что устранение
перекосов само по себе достаточно трудоемкая и дорогостоящая
работа. Кроме того, это повреждение учитывается при дополнительном
начислении утраты товарной стоимости.
Если повреждений много, а места в справке не хватает, их перечень
можно продолжить на обычном листе бумаги, написав сверху, что это
приложение к упомянутой справке. Нужно предложить сотруднику ГАИ
расписаться на этом листе и поставить штамп. Дело в том, что
повреждения, указанные в данной справке, при дальнейшем
рассмотрении дела в судебном порядке оспорить будет уже невозможно,
и чем полнее будут описаны повреждения автомобиля, тем надежнее
будет получение полного возмещения ущерба. Если гаишник
отказывается описывать полностью все внешние повреждения, нужно
записать свои замечания по поводу осмотра в схеме ДТП, на обороте
которой инспектор записывает выявленные повреждения всех
транспортных средств, и указать неучтенные повреждения в
объяснении, которое будет получено у участников ДТП. Если есть
свидетели, то они в своих объяснениях также могут подтвердить
наличие повреждений, которые не указал в справке инспектор ГАИ.
Виновника устанавливает суд, но...
Ранее, до принятия нового КоАП, сотрудники ГАИ сами устанавливали
виновника ДТП и потерпевшему выдавали вторую справку, где указывали
данные виновника, его адрес и транспортное средство, которым он
управлял, указывали кто является собственником данного автомобиля.
Лишь на основании второй справки можно было предъявить ответчику в
судебном порядке иск о возмещении ущерба, нанесенного в результате
повреждения автомобиля в ДТП.
Теперь же, согласно новому КоАП, с 1 июля 2002 года виновную в ДТП
сторону определяет суд, а не ГАИ. Сотрудники ГАИ только
устанавливают наличие в действиях того или иного водителя нарушений
конкретного пункта ПДД, ответственность за которое предусмотрена
главой 12 Кодекса об административных правонарушениях, и выдают
водителям справки об участии в ДТП. Согласно п.6 ст.28.2 КоАП
сотрудник ГАИ по просьбе потерпевшего обязан вручить ему под
расписку копию протокола об административном правонарушении,
составленного на нарушителя ПДД, однако гаишники зачастую
необоснованно отказывают в этом, ссылаясь на то, что копию
протокола выдают только суду или адвокату. Потерпевший в этом
случае имеет полное право обратиться к вышестоящему должностному
лицу с жалобой на нерадивого гаишника.
Кроме копии протокола сотрудники ГАИ, согласно ч.2 ст.29.11 КоАП,
обязаны выдать потерпевшему еще и копию постановления о привлечении
виновного лица к административной ответственности (в течение 3 дней
со дня вынесения постановления).
Какова цель оценки?
Прежде чем заключать договор об оценке стоимости в отношении
автотранспортного средства, необходимо сформулировать для себя
ее цель.
Если составляется договор об оценке ущерба, то в соответствии с
Гражданским Кодексом
РФ возмещается реальный ущерб, нанесенный повреждением
транспортного средства. При этом
нужно иметь в виду, что во время ДТП автомобиль находится
в изношенном состоянии, и в случае замены его поврежденных
элементов в ущерб будет засчитана не полная их стоимость, а
уменьшенная с учетом износа. В принципе, в этом случае полное
возмещение материального ущерба может быть обеспечено, если
ответчик в качестве компенсации предложит потерпевшей стороне
аналогичный поддержанный автомобиль или денежную сумму, равную
рыночной стоимости этого автомобиля на дату повреждения. При этом
потерпевшая сторона должна передать свое поврежденное авто в
собственность ответчика. Такая ситуация предусмотрена ст.1082 ГК
РФ, по которой суд в соответствии с обстоятельствами дела может
обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в
натуре (то есть представить вещь того же рода и качества, исправить
поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Если в договоре об оценке ее целью будет определение стоимости
ремонта автомобиля, то в этом случае износ заменяемых поврежденных
элементов не учитывается и эксперт должен дать оценку полной
стоимости ремонта с учетом рыночной стоимости запчастей, материалов
и работ по ремонту.
Как же правильно выбрать оценщика? Об этом мы
расскажем читателям
в следующем номере газеты
.
Информацию по интересующим Вас вопросам можно получить по тел.
21-05-12, Калининградская областная организация защиты прав
автомобилистов "ОСА".
Георгий Румянцев, Председатель ОЗПА "ОСА"
, "Авторынок Калининграда", №42 от 22.10.2002
|