Как оценить ущерб от ДТП?
В прошлом номере газеты мы поведали читателям о
том, как надо действовать в первые минуты после случившегося ДТП,
чтобы позже не возникло проблем с взысканием ущерба с виновника
аварии. Сегодня расскажем, как правильно выбрать оценщика нанесенного
ущерба. Зачастую от этого зависит размер взыскиваемой суммы.
Первым вопросом, всегда возникающим при проведении
оценки стоимости в отношении поврежденного транспортного средства,
является, конечно, выбор оценщика. Здесь можно руководствоваться
следующими критериями: его организационно-правовой статус; наличие
официального допуска к данному виду оценочной деятельности; деловая
репутация; компетентность и профессиональный уровень; продолжительность
работы в данной области; соблюдение им требований действующего законодательства;
стоимость услуг по оценке; возможность ознакомления с проведением
расчетов по оценке и обоснование их оценщиком.
Познакомьтесь с оценщиком "поближе"
Чтобы проводить работы по оценке автотранспортных
средств, оценщик обязан получить лицензию.
Примечание. В лицензии указываются ее порядковый
номер и дата выдачи, выдавший ее орган и срок, на который она выдана.
В приложении к лицензии должны быть указаны: наименование лицензирующего
органа; реквизиты оценщика, идентификационный номер налогоплательщика;
лицензированные виды работ; лицензионные требования и условия; срок
действия лицензии; дата принятия решения о ее выдаче; ее номер и
дата выдачи.
Физические и юридические лица, занимающиеся оценкой,
должны иметь свидетельство о госрегистрации в качестве предпринимателя-оценщика
и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных
знаний в области оценочной деятельности в сответствии с принятыми
образовательными программами.
Примечание. Документ о профессиональном образовании
(диплом) подтверждающий получение профессиональных знаний в сфере
оценки автотранспортных средств должен выдаваться в одном из вузов,
включенных в реестр образовательных учреждений.
Кроме того, оценщик не вправе заниматься оценочной
деятельностью без заключения договора страхования его гражданской
ответственности. Поэтому у него должен быть страховой полис, подтверждающий
страхование гражданской ответственности.
Примечание. В страховом полисе указываются порядковой
номер полиса, полное наименование страховой компании, реквизиты,
величина страховой суммы, срок страхования, условия и территория
страхования. Кстати, оценщик не может наряду с оценкой заниматься
страхованием и ремонтом автомобилей, так как это делает его заинтересованной
стороной и нарушает требование о его независимости. У оценщиков,
которые заботятся о своей репутации, свидетельство о его государственной
регистрации, лицензия, страховой полис, документы о профессиональном
образовании и его полные реквизиты обычно представлены в офисе на
видном месте для свободного ознакомления.
Сертификат прежде всего
Компетентность и профессиональный уровень оценщика
подтверждаются более объективно его сертификацией.
Примечание. В сертификате, который оценщик обязан
предъявить по первому требованию клиента, должны быть указаны: наименование
системы сертификации; номер и дата выдачи сертификата; срок его
действия; наименование сертификационной услуги - "Оценка ущерба,
полученного от повреждения автотранспортных средств в результате
ДТП" и т.д. (Код 001114 - отечественные автомобили, код 001214 -
импортные автомобили).
Следует обратить внимание на то, что некоторые
недобросовестные оценщики представляют заказчикам сертификаты, не
относящиеся к оценке автотранспортных средств. Знайте, что их использование
является нарушением Закона о защите прав потребителей.
Между оценщиком и заказчиком заключается в письменной
форме договор, не требующий нотариального заверения. Основанием
для заключения договора может служить заявление заказчика. При оценке
поврежденного автомобиля к заявлению должна прилагаться справка
ГАИ об аварии или постановление следственных или судебных органов.
Необходимо помнить, что денежное вознаграждение за проведение оценки
в соответствии с действующим законодательством не должно зависеть
от итоговой величины оценки.
Уведомите виновника
При оценке поврежденного автотранспортного средства
для предъявления иска о возмещении ущерба в договоре должна быть
предусмотрена обязанность заказчика уведомить виновную сторону о
дате, времени и месте проведения осмотра поврежденного автомобиля.
После заключения договора проводится внешний осмотр
битого авто с проверкой его техсостояния. Осмотр в зависимости от
степени повреждения может проводиться либо в месте, указанном заказчиком,
либо у оценщика. Для обеспечения объективности и доказательности
результатов оценки осмотр целесообразно проводить в присутствии
виновной стороны, которой заказчик должен направить заказную телеграмму
с уведомлением о вручении.
Примечание. При отправлении телеграммы на почте
нужно взять и заверить ее копию, а также получить квитанцию об оплате.
При проведении осмотра автомобиля в пределах населенного пункта,
где проживает ответчик, телеграмма направляется виновнику аварии
за 3 рабочих дня. Если ответчик проживает вне данного населенного
пункта, телеграмма направляется за 5 календарных дней. В случае
неявки в назначенное время виновника ДТП в акте осмотра делается
отметка, что виновник был уведомлен, но на осмотр не явился.
Проводим осмотр
Осмотр поврежденной машины лучше, конечно, проводить
в автосервисе, оснащенном средствами технического диагностирования.
Во-первых, он проводится здесь с использованием подъемника или на
яме. Это позволяет увидеть практически все повреждения автомобиля,
что дает возможность в полной мере оценить фактический ущерб. Во-вторых,
в результате инструментального контроля можно узнать, как изменилась
конструктивная безопасность автомобиля в результате ДТП. И, в-третьих,
диагностическая карта позволит проконтролировать в дальнейшем выполнение
работ по восстановлению поврежденного автомобиля. Стоимость диагностики
впоследствии оплатит ответчик, так как они войдут в сумму иска.
Примечание. Осмотр эксперт обычно проводит следующим
образом. Сначала он осуществляет идентификацию авто путем внешнего
осмотра, проверяет номерные агрегаты и сверяет данные осмотра с
регистрационными документами. Желательно сделать фотоснимки, чтобы
на них были четко видны все повреждения и регистрационный знак.
Затем осуществляется внешний осмотр поврежденного автомобиля с регистрацией
в акте полученных повреждений с учетом справки ГАИ или других документов.
При осмотре проверяется техсостояние поврежденных агрегатов, узлов,
механизмов и систем. По каждому повреждению в акте осмотра эксперт
должен указать соответствующие виды ремонтных воздействий в зависимости
от характера и степени повреждения отдельных элементов с учетом
необходимости проведения сопутствующих работ (подразборка, регулировка,
подгонка, окраска и т.д.).
Акт осмотра передается для ознакомления заказчику
оценки и виновной стороне. При наличии замечаний акт, по согласованию
сторон, корректируется и дополняется. Затем он подписывается экспертом
и заинтересованными лицами. В случае отказа какой-либо стороны подписать
акт осмотра эксперт делает в нем запись об этом с указанием причин
отказа. Сторона, отказавшаяся подписать акт осмотра, может вписать
в него свои замечания. На основе акта составляется отчет об оценке
ущерба.
Составляем отчёт
При получении отчета об оценке ущерба необходимо
проверить соответствие его установленным требованиям.
Примечание. Данный отчет выполняется в письменной
форме и в нем в обязательном порядке указываются дата его составления
и порядковый номер, адрес оценщика, основание, цели и задачи проведения
оценки, дата определения величины ущерба, место оценки. Если речь
идет о юридическом лице, то должны быть представлены его реквизиты
и балансовая стоимость принадлежащего ему автотранспортного средства.
Основной частью отчета является расчет величины
ущерба, то есть суммы расходов на восстановление поврежденного автотранспортного
средства (стоимость ремонта), и величины утраты товарной стоимости
транспортного средства в результате проведения отдельных видов работ
по его восстановлению.
Примечание. Утрата товарной стоимости рассчитывается,
как правило, если физический износ автомобиля составляет не более
40%, при замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки,
при ремонте поврежденных элементов кузова и оперения, при полной
или частичной окраске кузова, кабины, а также видов ремонта с большим
объемом разборочно-сборочных работ.
В качестве исходной информации при проведении
расчетов ущерба используются данные из акта осмотра о степени и
характере повреждений, о стоимости запасных частей, материалов и
работ по ремонту автотранспортных средств.
Примечание. В отчете указываются также характеристики
товарных рынков автотранспортных средств, запчастей к ним, материалов
для их ремонта и услуг по ремонту в месте их оценки. Следует проверить,
чтобы при расчете ущерба была учтена рыночная стоимость оригинальных
запчастей, если они имеются.
К отчету должны быть приложены акт осмотра поврежденного
автотранспортного средства, копия лицензии, копия страхового полиса
о страховании гражданской ответственности оценщика, копия сертификата
на оказываемую услугу (если услуга сертифицирована). Отчет собственноручно
подписывается оценщиком и заверяется его печатью.
Информацию по интересующим Вас вопросам можно
получить по тел. 21-05-12, Калининградская областная организация
защиты прав автомобилистов "ОСА".
Георгий Румянцев, председатель ОЗПА "ОСА" , "Авторынок
Калининграда", №43 от 29.10.2002
P.S.
По поводу необходимости оценщику иметь
лицензию мнения специалистов разделились. Некоторые считают, что
при оценке ущерба лицензия не нужна, а требуется лицензия только
при оценке стоимости автомобиля. Имеющиеся расплывчатости формулировок
в законах не позволяет нам точно ответить на этот вопрос.
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Амирова
(-----.148.228) 17:05 27.09.2012
ак правильно зафиксировать и оценить повреждения внутри автомобиля, не обнаруженные сразу при оценке, а в процессе разборки для ремонта?
Добавить комментарий
|