Таможня покрывает контрабандистов
Так считает руководство IRU
На этой неделе грузовое автомобильное сообщение России с Европой
может быть парализовано. Причиной этого стал конфликт между
руководством Всемирной организации международного транспорта (IRU)
с руководством ГТК. Таможенники настаивают на автоматическом
возмещении ущерба, нанесенного контрабандистами, работающими в
рамках системы МДП (Таможенной конвенции о международных дорожных
перевозках), упрощающей перемещение грузов автотранспортом через
границы мира. В то же время IRU считает, что таможня должна ловить
контрабандистов и с них получать возмещение.
О причинах возникновения кризиса и его последствиях корреспонденту
"Известий" Игорю Попову рассказал генеральный секретарь IRU Мартин
Марми.
- С чего начался ваш конфликт с ГТК?
- Особую остроту эта проблема приняла в последние четыре года. С
Михаилом Ваниным и его предшественником на посту главы ГТК мы
подписали четыре соглашения о сотрудничестве. В частности,
подписывающие его стороны берут на себя обязательства по борьбе с
преступностью. IRU располагает всей информацией, знает, кто
отправитель, кто перевозчик и кто получатель груза. Мы имеем полную
информацию и о контрабандистах, использующих систему МДП в своих
целях. В случае зanpoca в течение восьми дней IRU может
предоставить полную информацию ГТК о том, кто совершил
преступление, в каком месте он его совершил и где находится сам
преступник. Но вместо оперативных запросов о преступниках таможня
доводит до нас информацию о преступлении через год после того, как
его совершили. А еще через год поступает требование о возмещении
ущерба. По правилам это время надо использовать для поиска и
наказания преступника, но поскольку в России этого не делают,
несмотря на масштаб преступлений, эти требования направляют нам.
- Вы считаете, что в России контрабандистов вообще не ловят?
- Примеров тому множество. Так, мы получаем информацию о задержании
грузовика с контрабандой на границе, а потом видим, что, скорее
всего за взятки, грузовик отпускают. В концепции МДП имеется пункт,
по которому государство должно делать все возможное, чтобы получить
возмещение от виновного лица. Но соответствующая госструктура в
России не занимается поиском контрабандистов. Предъявляет претензии
не к нарушителям, а к нам, тем самым поощряя контрабанду. Тем
временем только в одном проценте всех нарушений виновным является
перевозчик. В 99% случаев виновником является импортер, не желающий
платить пошлины. Сейчас каждый год по России происходит до 3 тысяч
нарушений на таможне. Это хорошо организованная система.
Контрабандой везут одну и ту же группу товаров с высокими ставками
налогообложения. Ввозят через один и тот же пограничный переход.
95% нарушений приходится на Выборг. Но мне неизвестны случаи
наказания этих нарушителей, принятия каких-либо конкретных мер по
перекрытию известного канала доставки контрабанды. Вместо этого все
претензии направляются нам.
- Но МДП является же гарантией...
- Мы являемся гарантийной системой, а не системой автоматических
выплат. Мы можем покрывать иски, если грузооператор является
действительно преступником. Мы неоднократно просили ГТК и Минтранс
удалить компании, контролируемые преступниками, от системы МДП.
Однако этого не происходит.
- Как можно разрешить кризис соглашением с ГТК?
- В соглашении предусматривается прекращение рассмотрения исков,
которое происходит сейчас. ГТК требует от нас немедленной выплаты
по этим искам. Однако система не может работать, если иски
поступают по десятку в день.
- Получается, что таможня сама поощряет контрабанду?
- Именно так и обстоит дело сегодня. Посылая иски к нам и не
занимаясь поиском истинных виновников, российская таможня поощряет
контрабандистов. Ни одной компании-нарушителя не было исключено из
системы МДП в России. То, что таможня нас извещает о нарушении
через два года после его совершения, означает двухлетнюю защиту
контрабандистов нашей системой. Когда мы, получив информацию о
нарушении, пытаемся взыскать с нарушителя нанесенный ущерб,
оказывается, что его уже не существует. Но бизнес не прекращается. К
примеру, мы узнали о нарушении в Выборге, зафиксировали номер шасси
грузовика, на котором было совершено нарушение, и, проследив его
дальнейшую историю, выяснили, что этот грузовик, переоформленный на
другую компанию, продолжает работать с теми же криминальными
отправителями и получателями грузов. Эта преступная система
процветает. Компания может исчезнуть, а ее грузовики продолжают
ввозить контрабанду, даже не изменив место пересечения таможенной
границы России и дружественную контрабандисту пограничную таможню.
- Насколько болезненным станет приостановка действия системы
МДП в России?
- Россия - крупный автотранспортный рынок - примерно 8%. Если
система не будет работать в России, тогда на каждой границе
появятся очереди, каждая машина попадет под таможенный конвой, в
2-3 раза увеличатся издержки на транспортировку. Естественно,
российские грузовики не смогут перевозить грузы через европейские
границы - на каждой границе им придется оставлять денежные залоги.
Я не намерен как-то наказывать Россию. Я лишь стремлюсь к тому,
чтобы моей организации были предоставлены возможности работать по
правилам, по которым мы работаем во всем мире. Каждый день я выдаю
гарантии на $500 миллионов, из них для России - на $75 миллионов по
стоимости 5 центов на $100. Действует эта гарантия 27 месяцев в 60
странах. Любые банковские гарантии будут стоить на год в 200 раз
больше. Если мы будем оплачивать гарантии по поступившим
требованиям из России, значит, я должен взять необходимые деньги из
других стран, но они не готовы покрывать российские риски.
- Почему именно в России случился такой кризис?
- Преступность перемещается из одной страны в другую. Выбирают те
страны, в которых государственные чиновники по-дружески относятся к
преступникам, где наиболее слабый контроль.
P.S
. Как стало известно, 17 декабря руководство
ГТК РФ и АСМАП выехало в Швейцарию для обсуждения возникшего конфликта.
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|