Новый Таможенный кодекс оказался старым

В него заложена прежняя концепция

Принятие Госдумой новой редакции Таможенного кодекса произошло при обстоятельствах, неожиданных для бизнес-сообщества. До этого момента люди верили Валерию Драганову, возглавлявшему работу над таможенным документом и предлагавшему совершенно иную концепцию важного для страны закона. На деле принятый Таможенный кодекс оказался другим, по сути, основанным на концепции старого Кодекса, не способствующим дальнейшей интеграции нашей страны в мировое сообщество. Своим мнением по этому поводу делится с читателями эксперт Комитета по бюджету и налогам Госдумы Алексей Зернов.

Бизнес-сообщество обманули

Работу над Таможенным кодексом возглавлял заместитель председателя Комитета по бюджетной политике и налогам Госдумы РФ Валерий Драганов. Для публичного обсуждения его положений он создал сайт экспертного совета и поместил туда рамочный вариант проекта Таможенного кодекса, в корне отличавшийся от прежнего кодекса, как по конструкции, так и по идеологическому содержанию. Ход работы над ним активно освещался как в прессе, так и в интернете.

Бизнес-сообщество России полностью уверовало в Драганова, который в то время действительно хотел изменить концепцию деятельности таможенных органов. Планировалось из фискально-полицейского органа сделать, как это принято во всем мире, сервисную службу внешнеэкономической деятельности, действительно содействующей внешней торговле. Конечно, с фискальным уклоном, то есть собирающую пошлину и защищающую отечественного производителя. Этот проект тщательно изучался, на экспертном совете вносилась масса предложений, работа кипела.

Однако на второе чтение в Госдуму Драганов вдруг неожиданно вынес совершенно иной проект Кодекса, "доработанный" в ГТК РФ. Вся ранее проделанная в экспертном совете работа оказалась невостребованной. Даже на последнее заседание совета перед вторым чтением помощники Драганова, которые принимали активное участие в разработке проекта Кодекса, приглашены не были. После того, как на свет появился вариант кодекса, прошедший второе слушание в Госдуме, бизнес-сообщество поняло, что его обманули.

В России нет таможенно-тарифной политики

К сожалению, в нашей стране таможенно-тарифная политика отсутствует. Существующий таможенный тариф не имеет экономического обоснования, он принят "с потолка", на что указывают, например, размеры ставок пошлины 10, 15, 20% на товары, которые вообще не производятся в стране. А ведь, таможенная пошлина - это защитная мера.

На самом деле, если какая-то отрасль выпускает свой товар, конкурентноспособный за рубежом, то наша таможенная ставка не должна быть выше ставки за границей. Но если товар производится в небольших количествах, не обеспечивающих потребность даже небольшого города, то какая может идти речь о заградительной ставке по импортзамещению на этот товар! И какая может быть вообще ставка пошлины на товар, который у нас не производится! Что мы защищаем, вводя в таких случаях пошлины? На Западе ставка 20% считается заградительной! А все дело в том, что таможенные пошлины в России существуют только для обеспечения возврата НДС сырьевым экспортерам. Но к этому вопросу мы еще вернемся.

Несовершенная таможенная политика государства приводит к тому, что высокие таможенные ставки вынуждают многих импортеров ловчить, чего бы они не делали, если ставки были бы разумными.

Дутый план для ГТК

Таможенно-тарифную политику у нас подменяет таможенный орган, который занимается банальным сбором денег для выполнения финансового плана, спускаемого правительством. Сегодня ГТК РФ кичится вкладом в бюджет в размере 40%. Однако на самом деле этот вклад является нулевым для страны и его населения, поскольку почти вся эта сумма идет на дотацию экспорта сырьевых ресурсов пятью-шестью олигархами.

Скорей всего, план для ГТК определяется, исходя из сумм, которые должны быть возвращены экспортерам сырьевых ресурсов в виде НДС и прочих льготных статей. Эту цифру правительство и спускает таможенникам в качестве финансового плана, причем, в точном числовом выражении!

План для ГТК - это парадокс для российской таможенной политики. На Западе нет плана, он и не может быть для рыночной экономики, тем более по собираемости таможенных платежей. Можно ли заранее знать, кто будет завозить какой-то товар, в каком количестве и по какой стоимости? В этом случае должен быть лишь статистический учет, который будет указывать экономистам те или иные прорехи в производственной деятельности внутри страны, он позволит более тонко определять конъюнктуру по отраслям.

Собранные таможенниками в прошлом году деньги в объеме 40% от дохода бюджета - это не только таможенные платежи. На самом деле они составляют лишь 17%, остальное - это НДС, общегосударственный налог, а не таможенный сбор. Тем не менее план для ГТК стал щитом от претензий к таможне по поводу всевозможных правонарушений с ее стороны: "Мы приносим 40%, и отойдите все от нас".

Чтобы выполнить план, таможня посредством существующего законодательства вмешивается в контрактные цены, часто повышая их своими корректировками в большую сторону. Выполнение плана и его перевыполнение, естественно, сказывается на повышении розничных цен на импортные товары и продукты питания первой необходимости, что объективно отражается на социальном положении нашего общества.

Получается, что жители России дотируют экспорт сырьевых ресурсов. Объясняется это просто. При экспорте товаров, согласно существующему налоговому законодательству, государство обязано возвращать НДС экспортерам. Однако в бюджете нет столько денег, чтобы рассчитаться с ними. Поэтому, чтобы выполнить обязательства правительства в срок, таможня должна с импорта набрать необходимую сумму, которая и становится планом для таможенников.

Существующая методика собирания денег и выполнения планов позволила таможне путем лоббирования сохранить существующее положение в таможенном законодательстве и принять вариант Кодекса со старой концепцией.

Нужна либерализация деятельности таможни

Новая концепция Таможенного кодекса, которая ранее была предложена, а потом отвергнута Драгановым, подразумевала либерализацию внешней торговли и таможенных органов, являющихся сегодня барьером на пути этой торговли.

Прежде всего, таможня должна быть, как и во всех развитых и развивающихся странах, органом, обслуживающим внешнюю торговлю. Это означает, что клиент приходит в таможню, подает таможенную декларацию на свой товар, а таможенник проверяет документы и выпускает товар в свободное обращение. Все!

У нас же сегодня (и с нового года) таможенник сразу же начинает смотреть контрактную цену и сравнивать ее с ценовой информацией, которую рассылает ГТК. И если цена окажется ниже установленной ГТК, то это считается занижением таможенной стоимости, и таможенник начинает произвольно корректировать эту стоимость.

Во всем же мире в качестве основного принят метод определения таможенной стоимости по цене контракта (без ее корректировки), а занижением таможенной стоимости считается отличие цен в разы. Причем контроль над занижением цен осуществляют городские комитеты по ценообразованию. А у нас ценовую информацию предоставляет ГТК, и берет он ее из сомнительных источников, чаще - из оптовых цен, не учитывая цен изготовителей.

Почему не хотят вступать в ВТО?

Вступление в ВТО означает резкое снижение пошлин и обнуление ставок пошлин на те товары, которые вообще не производятся в нашей стране.

Возьмем в качестве примера ситуацию с импортным чаем. У нас ставка таможенной пошлины на чай - 20%. В Литве до приведения в соответствие с законодательством ВТО она составляла 15%, однако сегодня там были вынуждены, подчиняясь общим правилам ВТО, сделать ставку гораздо ниже - 3,2 %. Чай - это одна из сотен тысяч позиций в товарной номенклатуре ввозимых товаров. Тем не менее большинство ставок пошлин характеризуются аналогичным образом.

У нас просто не хотят снижать ставки импортных пошлин. Особенно это относится к таможенным органам. Если пошлины уменьшить, то у таможни не будет возможности выполнять те пресловутые 40%. В то же время таможенные тарифы Евросоюза отличаются от наших "в разы" практически по всем позициям, и сбор таможенных платежей в большинстве стран составляет всего 2-5%.

Высокие пошлины - это бег на месте, никакого экономического развития, это барьер для экономики малого и среднего бизнеса.

Рекламная акция от ГТК

После принятия так называемого нового Таможенного кодекса ГТК стал усиленно его пропагандировать. Что же подразумевают представители ГТК, говоря о новизне этого документа?

Как заклинание шаманов произносится: "таможенное оформление с нового года будет производиться в течение трех дней вместо десяти". А что мешает таможенникам сейчас оформлять товары за одни сутки? Для этого достаточно одного приказа ГТК.

Второе - "не будет лицензирования околотаможенной деятельности". Зато будет еще хуже - лицензию заменили свидетельством на право находиться в реестре ГТК. А чтобы попасть в него, надо положить на депозит таможни в качестве обеспечения миллионы рублей, которых в большинстве случаев не найдется.

Третье - "будет использоваться предварительное декларирование товаров". Так мы им пользуемся уже 6-7 лет. Это предварительное представление информации по модему. Однако таможенники не будут оформлять документы без подачи бумажных носителей с отметками о пересечении таможенной границы, с отметками, что груз поставлен на СВХ. Времени на таможенное оформление товара потребуется столько же, сколько и при обычном оформлении товара.

Четвертое - "теперь в кодексе предельно четко определены документы, которые необходимо представить в таможню". А что толку, если сведения, их количество в этих документах определяет ГТК! Может быть две бумаги, а в них 40 сведений, на каждое из которых потребуется в качестве доказательства отдельный документ. И ведь придется их предоставлять.

В первоначальном варианте Кодекса планировалось сократить до минимума количество необходимых документов для полного оформления товара на границе, которые включали бы лишь товарно-сопроводительную накладную и счет (инвойс). Сейчас требуется целая кипа документов.

Непонятно и устранение Госстандарта от своих прямых обязанностей - контроля за сертификацией товара. Это возлагается на таможенные органы. Однако задача таможенников - не пропускать только запрещенные к ввозу товары, а разрешенные они обязаны пропустить. Сертификация - это дело владельца груза, его проблема в процессе предпродажной подготовки, без этого он не может продавать товар. Сертификация же на таможне - это большое поле для коррупции. Данные сертификата вбиваются в таможенную декларацию, и без него таможенники вправе задержать оформление товара.

Кроме того, новый Таможенный кодекс не удалось сделать законом прямого действия, о чем свидетельствует большое количество нормативных актов ГТК и правительства, которые надо принять, чтобы этот Кодекс начал работать.

Внутренних таможен не должно быть

На Западе таможенное оформление товара осуществляется только на границе без помещения товара на склад временного хранения (СВХ). Времени на это уходит всего 20-30 минут. СВХ там существует только для особых случаев. У нас же порочное развитие получила система внутренних таможен вкупе с коммерческими структурами (СВХ и брокерскими фирмами). Ранее Драгановым предлагалось не всякий груз помещать на СВХ. Сейчас же помещение грузов на СВХ приводит к удорожанию импортного товара

Внутренние таможни - это нонсенс. Доставка нерастаможенного груза производится через всю страну. Внутренние таможни существуют лишь для обеспечения околотаможенного бизнеса. Недаром зарубежные партнеры спрашивают, действительно ли у вас таможня занимается коммерцией? В переводе на английский "таможенное дело" звучит как "custom business" - "кастом бизнес".

Институт таможенных брокеров на Западе служит для более легкого прочтения таможенниками предоставляемых им документов. У нас же институт брокеров извращен и выполняет функцию "добивки плана" по собираемости таможенных платежей. Брокер находится на коротком поводке у таможни. Например, если не выполняется план, таможенники не будут искать ошибки в декларациях клиентов, не пользующихся услугами брокеров, их искать надо, а брокер - рядом. Поэтому заводится дело о нарушении таможенных правил, а брокер отвечает, как будто он сам перемещал груз. По новому Налоговому кодексу брокер несет ответственность в течение 3 лет. Так что, когда до плана не дотягивает таможня, она берется за брокера, находит поводы и взимает с него штрафы.

СВХ будут закрываться

С начала 2004 года в связи со вступлением в действие нового Таможенного кодекса в нашей стране произойдет резкое сокращение количества СВХ и брокеров в силу сильно завышенных требований по обеспечению их деятельности. А те СВХ, которые останутся, резко сократят объемы крытых складских помещений и площади открытых складов. Чтобы заработать на будущие расходы, они уже сейчас будут поднимать свои цены. Потенциальные кандидаты в реестр начинают копить миллионы, чтобы с 1 января 2004 года получить свидетельство о нахождении в реестре.

По мнению экспертов, с нового года закроется около 90% СВХ и 99% брокеров, а на всю нашу страну останется 10-15 федеральных брокеров.

Будущее за новой концепцией Таможенного кодекса

Все наработки экспертов, связанных с развитием по настоящему новой концепции Таможенного кодекса, не утеряны, сегодня они находятся в архиве. По мнению экспертов, при вступлении России в ВТО мы будем вынуждены вернуться к тому варианту Кодекса, который сегодня пылится на полках архива Государственной Думы. Со старым Таможенным кодексом в ВТО нам делать нечего.

Подготовил Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда", №26 от 8.07.2003


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1  Владимир Ч. (-----.etype.net)   11:38  09.07.2003
Кодекс старый на все 150 процентов!
В этом и никто не сомневался!!!! Я лично, ни чуть не сомневался, что КОДЕКС останется СТАРЫМ, даже тогда, когда за него принялся сам Драганов. Драганов до мозгов и костей таможенник. И в каком бы качестве не вытупал, всеравно останется таможенником. Таможенник- это не профессия, это состояние души.

#2  Из бывших (-----.etype.net)   13:39  09.07.2003
Неутешительный прогноз.....
Честно говоря, еще лет 7-8 будет длиться весь этот бардак. Может быть, к тому времени Россия разродится и вступит в ВТО. Только вступление в ВТО, заставит все российские власти сменить таможенное законодательство, и поставить его с головы на ноги.

#3  Сэм (-----.gazinter.net)   17:23  09.07.2003
Поговаривают, что не успеют ГТКовцы поменять даты и номера на всей нормативной базе до 1 января 2004 г. В принципе, могли бы и не менять.

#4  Сэм (-----.etype.net)   19:57  10.07.2003
Калининградцы хорошо разбираются в таможенных игрищах
Реалист! Дело в другом! Все бизнесмены Калининградской области, волей не волей, являются участниками ВЭД. И вся их деятельность, ежедневная деятельность, связана с деятельностью таможни. Поэтому, они лучше любого россиянина рабираются в таможенных игрищах. Понятно? Поэтому и ЛИДИРУЮТ. А, насчет лидерства по спиду, Москва ушла не далеко, а может и перегнала. В Мегаполисе не возможно посчитать спидоносцев. Очень все запущено в белоглавой и безбашенной!
Привет.

#5  Просто ВЭД (-----.etype.net)   20:09  10.07.2003
Реалист, а ты собственно, с кагого региона?
Не хочется называть, какой-нибудь, округ. Чтобы не обидеть жителей этого округа. Откуда ты такой храмотный? Главный папа...., состояние устраивает.... А то! Не устраивает его ОДНО! И это важно! Его не устраивает то, ПОЧЕМУ до сих пор Россия не в ВТО???!!!

#6  Абориген (-----.etype.net)   20:59  10.07.2003
Да! Почему? Россия еще не в ВТО?
И почему КО, еще не в ЕС???? И почему наш калининградский народ должен терпеть таможенную беспредельщину, изобретенную ГТК для Москвы?

#7  Реалист (-----.imce.ru)   14:08  11.07.2003
Не устраивает его ОДНО! И это важно! Его не устраивает то, ПОЧЕМУ до сих пор Россия не в ВТО???!!!
Да ну? Вы колес пережрали или обкурились в усмерть? Советую выпустить книгу" Мои беседы с президентом под кайфом" ГЫ!

#8  Калининградец (-----.etype.net)   14:24  11.07.2003
Горбатого, могила не испортит.....
Несчастный Вы человек, "Реалист".... Что можно еще сказать. Если вам до 25 лет, то время вас вылечит. А если вы старше 30, то, как говорят в народе - горбатого могила не испортит.

#9  Реалист (-----.imce.ru)   20:15  11.07.2003
Точно, не испортит. А Калининградца, СПИД не исправит. Мозги у тебя чувак разжижены, лечение не поможет. ГТК скажет сосать-и будешь сосать. Потом утрешся, отойдешь за угол и будешь кричать о том, какой ты смелый. Давай. удачи.

#10  Главный редактор (-----.gazinter.net)   11:57  12.07.2003
Будьте корректны!
Прошу всех участников дискуссии не опускаться до личных оскорблений и не разжигать рознь между городами. Везде есть свои многочисленные проблемы, большинство из которых от нас не зависят. Тем более, что в данном случае обсуждается новый Таможенный кодекс, а не личности тех или иных граждан.

#11  Калининградец (-----.etype.net)   15:22  14.07.2003
Уважаемый Главный редактор! Подобную реакцию, как у "Реалиста", Вы можете встретить на форумах любого сайта с таможенной тематикой. Ведь, эти "реалисты" не участники ВЭД, не бизнесмены. Это - "реалисты" от кастомс-бизнеса, то есть самые настоящие действующие таможенники. Причем, с тех подразделений таможни, откуда происходит наибольшее снятие мзды - с отделов таможенного оформления и контроля (досмотр). На второй план выходят чиновники с офисных должностей. Их очень мало, таких грубых, но они есть. Подобные выпады, это ничто иное, как реакция по защите своих интересов. А интерес у них, сами знаете какой. Ведь, ни один участник ВЭД, ознакомившись с тем, что приняли, еще не высказался лестно в адрес этого таможенного талмуда. Вы можете произвести интернет-опрос, и вам станет все ясно.
От силы гнустности, которую высказывают участники таможни, вырисовывается картина того негатива, которая должна быть удалена из закона. В этой связи, хочу отметить, что поезд еще не ушел. Минфин уже направил два письма в Правительство с просьбой поручить Минэкономразвития подготовить законопроект По внесению поправок в уже принятый Таможенный кодекс. Второе письмо называется: "О бюджетных последствиях после вступления в действие нового ТК РФ". Это, о чем-то говорит?!!! Если, главная "крыша" ГТК беспокоится о бюджетных последствиях, значит действительно, что-то не в полном порядке, в таможенном царстве-государстве!
Все только начинается. Изменение кодекса, все же произойдет, в недалеком будущем. Возможно в этом году. Этого требует жизнь, этого требует экономика. В ВТО-то вступать надо! А с этим "добром", НИКУДА!

#12  Реалист (-----.imce.ru)   13:11  15.07.2003
Господин Калининградец, такое впечатление, что ты не успел к раздаче слонов, жалко тебя. Попробуй еще у Толика Чубайса попросить пересмотреть итогиприватизации. Эх блин, наивные клининградские юноши, вы еще не знаете всей глубины ваших незнаний((((

#13  Владивосток (-----.193.138)   19:32  17.07.2003
Везде
Ребята, у нас во Владивостоке то же есть таможня. И то же мы ее не шибко любим. И были бы патроны - бабахнолу всех этих чинованов.
Но коротка кальчужка....

#14  Абориген (-----.etype.net)   20:19  17.07.2003
"Господин Калининградец, такое впечатление, что ты не успел к раздаче слонов..."
Очень даже откровенно. Оказывается произошло не рождение нового закона, а разыграна партейка......ГТК, некоторых депутатов и алегархов. Причем вся троица против одного игрока- своего народа. Во как! Забавно...
Это вы, реалист, хорошо сказали про "раздачу слонов".

#15  Толик (-----.etype.net)   20:36  17.07.2003
Интересно, а кто подтянул к кодексу Профсоюз алигархов -РСПП? Не их ли Ванин называет участниками ВЭД, предпринимателями, деловыми кругами и т.д. У них одно название - алигархи! Кто запустил козла в огород?

#16  Реалист (-----.imce.ru)   01:14  18.07.2003
Блин, вы что все безграмотные или это все одно лицо?

#17  Толик (-----.etype.net)   16:36  18.07.2003
"Реалист", Я - это Я! И мне лично, этот вопрос очень интересен. Почему к обсуждению были подпущены алегархи (Мордашев) а не участники ВЭД России? Почему не состоялось открытое пленарное заседание, которое обещал провести Драганов в июне 2002 года?

#18  Реалист (-----.imce.ru)   17:05  18.07.2003
Банда уродов с одного алреса с одинаковым знание грамматики. Угу. Лечись малыш. Все. Жди могилы, она тебя исправит.

#20  Реалист (-----.imce.ru)   14:42  19.07.2003
Афигеть, Калининград остановился в развитии на уровне 19 века. Там до сих пор верят в сказку про доброго царя. Клиника!

#21  LEX (-----.etype.net)   09:54  21.07.2003
Калининград уже не только в 21 веке, он уже давно в ЕВРОПЕ! Поэтому, степень мышления калининградца, несколько отлична от жителя большой части мутерлэнда. Калининградцы знают, а не представляют, как должно быть в таможенном огороде. Хороший пример тому, наши соседи - Литва и Польша. А ты говоришь, клиника....

#22  LEX (-----.etype.net)   09:59  21.07.2003
И все же, КТО ОТВЕТИТ ЗА ПОДЛОГ ЗАКОНОПРОЕКТА В ГОСДУМЕ, И ОБМАН ПРЕЗИДЕНТА?
Подлог можно отнести к мошенечеству, а это уголовнонаказуемое деяние.

#23  Реалист (-----.imce.ru)   00:17  22.07.2003
За все ответит СОЛОДОВ, к нему все вопросы.

#24  LEX (-----.etype.net)   20:27  22.07.2003
Кто такой СОЛОДОВ, я не знаю. Если ты намекаешь на фамилию Зернов, то сомневаюсь, что ему придется отвечать за подлог. Он таки, как раз и указывает на этот самый подлог. Не тот документ прошел на второе чтение, не тот! Ответить должны те, кто закрутил весь этот сценарий. Сценарий с элементами лжи и мошенничества. Больше это, ни как не назвать! Я думаю, что к концу года определят виновеиков торжества очень "нового" кодекса.
Не скучай реалист.

#25  Реалист (-----.imce.ru)   01:30  23.07.2003
Людына, якая не п'ет, або больна, або подлюка. Пейте пиво.

#26  ПРОМ (-----.enet.ru)   13:31  02.08.2003
Неужели, реалисты закончились? Да.........
Сникла публика, рученки иноженки опустила, как обычно...
Почитайте кодекс, ребята.



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 307


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Пoпуляpныe cтaтьи


Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: admin@auto39.ru
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru