Почему дорожает топливо?
В сентябре в очередной раз автомобильное топливо подорожало
в среднем на один рубль. В качестве объяснения в СМИ были в массовом
порядке вброшены привычные "хиты": мол, сезонное это явление, мировые
цены на нефтепродукты выросли, дефицит на нефтепродукты образовался
из-за того, что нефтеперерабатывающие заводы летом останавливаются
на профилактику и т.п. На самом деле топливо подорожало потому,
что так запланировали олигархи.
Цены на автомобильное топливо в Калининграде
в октябре 2003 года
Старую "песню" о причинах очередного подорожания автомобильного
топлива приходится слышать каждый год. Но почему-то сезон проходит,
заводы опять начинают работать в привычном режиме, мировые цены на
нефть снижаются, а бензин только неуклонно растет в цене. А все
дело в том, что цену на нефть на внутреннем рынке постоянно
повышают. В этом интерес большого бизнеса.
По информации Совета по национальной стратегии, производство тонны
нефти сегодня обходится в 30 долларов, а ее стоимость на
международном рынке - 140 долларов. Разница в 110 долларов
достается нефтяным компаниям. За год из России вывозится более 200
млн тонн сырья. Таким образом, доходы большого бизнеса ежегодно
составляют 22 млрд долларов.
По словам вице-президента Московской топливной ассоциации (МТА)
Евгения Аркуши, цена тонны нефти на внутреннем рынке сейчас
достигает 5 тыс. руб., хотя еще весной была около 1,5 тыс. руб.
Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко пояснил, что в 2003
году это является следствием совпадения роста спроса на
нефтепродукты с увеличением экспорта сырья. Из-за низкой пошлины
($25,1/т) экспортные операции сейчас имеют большую рентабельность.
Так что российский рынок нефтепродуктов по-прежнему продолжает
ощущать последствия протекционистской экспортной политики родного
правительства. Вот и получается, что нефтекороли получают тройную
выгоду: от низкой таможенной пошлины, высоких мировых цен на нефть
и возможности повысить цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.
По данным РТА, сегодня в России средняя оптовая цена на Аи-92
составляет 11,45 тыс. руб./т, на Аи-95 - 12,6 тыс. руб./т. С учетом
того, что в одной тонне бензина - 1370 л, приведем эти цифры в
более понятный для нас вид, т.е. в расчете не на тонну, а на литр.
Получим оптовую цену бензина Аи-92 - 8,4 руб./л, Аи-95 - 9,2
руб./л. Сопоставим эти данные с калининградскими. Компания
"Лукойл" (тел.46-17-31), например, продает оптом бензин по
следующим ценам (опубликовано в газете "Каскад" от 25 сентября 2003
г.): Аи-92 - 9,7 руб./л, Аи-95 - 10,7 руб./л. Как видим, оптовая
цена бензина по сравнению с российской завышена на 1,3-1,5 руб./л.
Ссылки на то, что приходится дорого платить при транзите через
Литву, это не оправдывает. Дело в том, что затраты на перевозку
бензина по соседней стране значительно меньше этой суммы. Не так
давно она не превышала 50 копеек в расчете на литр.
А теперь посмотрим, какую наценку делают при продаже бензина на АЗС
в Калининграде и Москве. По данным "benzokolonka.com", на 5 октября
2003 г. цены на столичных АЗС следующие: Аи-92 - 10,66 руб./л, на
Аи-95 - 11,66 руб./л. С учетом вышеприведенных оптовых цен, наценка
на бензин в Москве составляет 27%. Сравниваем с розничной ценой в
Калининграде: Аи-92 - 13,6 руб./л, Аи-95 - 14,5 руб./л. Получается,
что наценка на продажу бензина в нашем городе составляет 40% и 35%
соответственно. Другими словами, если бы местные АЗС работали по
московским наценкам, то бензин Аи-92 стоил 12,3 руб./л,
Аи-95 - 13,6 руб./л. А если бы, кроме этого, не завышалась оптовая
цена, то автомобильное топливо стоило бы у нас, по крайней мере,
еще на полтинник дешевле. Так что свой вклад в рост цен на бензин
вносят не только нефтяные короли, но и наши местные оптовики и
владельцы АЗС.
Кстати, высокие цены на автомобильное топливо в Калининграде тянут
за собой и удорожание других товаров и услуг. Недаром гости нашего
города отмечают, что многое у нас значительно дороже, чем в других
городах России. В частности, цены на городской транспорт у нас
непомерно вздутые. Семирублевый проезд в общественном транспорте
приравнен к московскому, где протяженность маршрутов несравненно
больше. В российских городах примерно с таким же числом жителей
цены на общественный транспорт ниже. Так, например, во Владимире
проезд на городском транспорте стоит всего 3 рубля, на маршрутных
такси - 3,5 руб. и 4,5 руб. в зависимости от длины маршрута. Так
что высокие цены на автомобильное топливо сказываются не только на
автовладельцах, но и на гражданах, не имеющих собственных
транспортных средств.
Дмитрий Пискунов
, "Авторынок Калининграда", №39 от 7.10.2003
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|