Драганов хочет задушить штрафами

всех участников внешнеэкономической деятельности

Принятый недавно Госдумой новый Таможенный кодекс - это топтание на месте, а порой даже движение назад в деле развития внешней торговли. И это несмотря на модернизацию и техническое переоснащение таможен.

Сегодня в дополнение к этому неудачному закону экс-глава ГТК РФ, а ныне заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы и председатель Экспертного совета при подкомитете по таможенно-тарифному регулированию Валерий Драганов проталкивает реакционные поправки к КоАП, ужесточающие наказания за таможенные правонарушения. Об этом рассказывает Алексей Зернов, эксперт "Калининградского научного общества", кандидат в депутаты Госдумы от партии "Русь".

Новый Таможенный кодекс подменили

Для работы над новым Таможенным кодексом при Госдуме в феврале 2001 года был образован Экспертный совет, который состоял из представителей бизнеса, в основном крупного (РСПП), преподавателей солидных вузов и юристов. На заседаниях присутствовали депутаты, представители министерств и ГТК. Возглавлял этот совет заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Валерий Драганов. На первых порах все проходило внятно и нормально, хотя были и жаркие моменты. Однако вскоре обсуждения стали больше напоминать торги на аукционе, нежели подготовку законопроекта. Тем не менее в результате поиска компромиссов работа экспертов дала неплохие результаты. После окончания работы расширенного подкомитета планировалась работа редакционной группы, которая должна была из текста стенограмм выбрать принятые поправки и внести их в правительственный вариант законопроекта. Но этого не произошло.

Вопреки всем правилам редакционная группа даже не приступила к работе. На второе чтение в Госдуму был направлен законопроект, не имеющий ничего общего с тем, который обсуждался экспертами. Это ГТК при попустительстве законодателя предложил свой, суррогатного свойства и содержания законопроект, причем под тем же номером, что и правительственный вариант. Он и был принят обманутыми депутатами в виде окончательного варианта закона.

Всё осталось по-старому

Перед принятием нового Кодекса Валерий Драганов декларировал его достоинства: "Содействие торговле, упрощение, ускорение и даже прямое действие!" Однако в действительности в новом документе все это отсутствует. Чтобы Кодекс заработал, необходимо оставить на прежнем уровне значительную часть старых нормативных документов и ввести новые взамен утративших силу. Все осталось по-прежнему, но только с более тяжелыми условиями для бизнеса, особенно малого и среднего. Однако эти прослойки мало интересуют ГТК. Комитет не скрывает и прямо говорит, что намерен работать только с крупным бизнесом. Там, очевидно, не понимают, что основой экономики любой страны является малый и средний бизнес.

К тому же в "новом" Кодексе увеличилось втрое число полномочий таможенных органов. Вместо сегодняшних ста двадцати имеем более трехсот! Соответственно почти в три раза увеличиваются и коррупционные возможности таможенной системы. И это не считая обысков в помещениях, проникновения в них без санкции прокурора с последующим докладом ему в течение 24 часов, контроля внутри страны лиц, не являющихся участниками внешнеэкономической деятельности, наружных наблюдений, применения наручников и оружия, наличия собственной авиации и флота.

Депутаты планируют ввести жестокие санкции

Всего этого законодателю показалось недостаточно для запугивания участников внешнеэкономической деятельности. Законодатель, назвав Кодекс чересчур либеральным, 16 сентября 2003 года подготовил и направил на рассмотрение Госдумы проект закона с поправками в КоАП и Таможенный кодекс, ужесточающие наказания за провинности в таможенных делах. Инициатором этого стал депутат Валерий Драганов, который заявил: "Я не стал дожидаться, пока необходимые поправки в КоАП внесет правительство и большие санкции (в законопроекте) предусмотрел сознательно. При либеральном (новом) Таможенном кодексе должны быть жесткие санкции". Любопытно отметить, что ранее Правительство и ГТК не собирались вносить какие-либо поправки в Кодекс до его вступления с 1 января 2004 года.

Технической правкой текста Кодекса депутат решил не ограничиваться: размер штрафов по отдельным статьям (например, за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации) Драганов предложил увеличить в 20 раз. Кроме того, его вариант законопроекта приравнивает нарушения таможенных правил к самым тяжким преступлениям, караемым КоАП. За "недостоверное декларирование", предоставление недействительных документов, ввоз или вывоз запрещенных товаров и нарушение сроков временного хранения предусмотрены взыскания в размере до 5000 МРОТ (полмиллиона рублей). Это максимальный штраф, предусмотренный в проекте федерального закона "О внесении поправок в КоАП и Таможенный кодекс РФ". Такие санкции сегодня могут применяться только к организациям, которые не исполняют законодательство о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма, не выполняют в срок предписания антимонопольных органов или не предоставляют им положенные сведения.

Многие штрафы провоцируют сами таможенники

Таможня зачастую сама создает предпосылки для нарушений со стороны участника ВЭД, и ей это выгодно, ведь собираемые штрафы засчитываются в доходы ГТК. А если штрафы станут такими зверскими, то усилится и вымогательство. Тем более, что в каждом случае для размера взыскания имеется "вилка". Под "недостоверным декларированием" можно понимать, например, ошибку декларанта в определении диаметра резиновой прокладки на запчасти для бульдозера. В документах западного отправителя такие данные не указываются, поскольку у них другие требования к описанию товара. Декларанту достаточно не осмотреть груз до начала таможенного оформления, и вероятность ошибки будет очень велика. Таможенник может отнести к "недостоверному декларированию" и элементарную техническую ошибку (вместо 556 напечатано 566). Хотя проще просто исправить эту ошибку и заверить исправление. Для этого и должны проверяться документы, а не для игры в "угадай мелодию" - "сначала ты напечатай документ, а потом я проверю, и если найду ошибку, то сильно накажу". Суть контроля не в этом, а в том, чтобы найти ошибку и исправить ее.

В законопроекте КоАП появился интересный термин "недействительный документ". Четкого определения "недействительных" документов нет, и впаять любому декларанту огромный штраф в связи с этим не составит труда. Кроме того, Таможенный кодекс позволяет декларировать разные товары под одним кодом (ст.128), что само по себе можно трактовать как "недостоверное декларирование".

Маловероятно, что Госдума успеет принять этот документ до выборов. Возможно, новый состав Думы поймет, что штрафы должны быть соразмерны допущенным нарушениям. По крайней мере, хочется в это верить. Все зависит от того, попадут ли профессионалы в Госдуму четвертого созыва.

Таможенный кодекс должен быть пересмотрен

Никто не спорит, что при либеральном Таможенном кодексе должны быть жесткие санкции. Но, недавно принятый Кодекс таковым не является, это, можно сказать, - слегка подретушированный прежний закон, повторяющий его недостатки, к тому же по своему существу являющийся более жесткой версией Таможенного кодекса образца 1993 г.

На фоне политической стабильности в нашей стране происходят некоторые перемены к лучшему. Поэтому уже сегодня имеются все предпосылки для кардинального изменения таможенного законодательства и таможенного администрирования, изживших себя и ставших непригодными для грядущей экономической обстановки в России. С фискальной точки зрения Кодекс и администрирование должны быть ориентированы на собираемость таможенных пошлин и сборов, доля которых в бюджете не должна превышать 8-10 процентов. Значительную же долю поступлений в бюджет страны составят доходы от внешней торговли, в основном от деятельности топливной и металлургической отраслей промышленности.

Для обновленного состава Госдумы одной из наиболее важных задач должно стать принятие Закона о таможенной службе и другого Таможенного кодекса РФ. Одновременно, экономистам необходимо пересмотреть весь Таможенный тариф РФ, экономически обосновывая каждую ставку. Пора начинать работать по международным стандартам, а "не изобретать велосипед".

Справка

Политика, проводимая президентом Владимиром Путиным, направлена на возвращение недр под контроль государства. В советские времена все поступления от экспорта шли непосредственно в бюджет, и внешняя торговля обеспечивала около 30% бюджетных доходов, значительная часть которых приходилась на топливную и металлургическую отрасли. Это были поступления от разницы между внутренними и экспортными ценами.

В 90-е годы приватизация добывающих и перерабатывающих предприятий изменила финансовые потоки. Произошло это со значительным ущербом для экономики нашего государства. Бюджет "похудел" именно на эту составляющую (около 30%).

В большинстве стран, прежде всего с развивающейся экономикой, основные природные ресурсы принадлежат государству и являются главным источником формирования бюджета. Так, в Саудовской Аравии эти доходы составляют 80% бюджета, в Анголе - 90%, в Кувейте - 95%, в Иране - 45%. В Норвегии добыча энергоносителей также находится под контролем государства и является важным источником пополнения бюджета. В России поступления от всей топливной отрасли составляют только 19% доходов бюджета, а от нефтяной - всего 11%. Иными словами, если природные ресурсы будут возвращены согласно Конституции народу, т.е. государству, то бюджет будет пополняться утраченной ранее долей.

Записал Дмитрий Пискунов, "Авторынок Калининграда", №44 от 11.11.2003


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии



Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Lost connection to MySQL server at 'reading authorization packet', system error: 0 "Internal error/check (Not system error)" in /home/users/j/j860838/domains/auto39.ru/php/coment.php on line 124

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: A link to the server could not be established in /home/users/j/j860838/domains/auto39.ru/php/coment.php on line 124

Warning: mysql_fetch_row(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /home/users/j/j860838/domains/auto39.ru/php/coment.php on line 126


Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 401


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Пoпуляpныe cтaтьи


Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: admin@auto39.ru
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru