Рома-Чемпион

Первым калининградским автоспортсменом стал Владимир Романенко

В школе и в семье, в армии и на работе звали его "Рома" (сокращение фамилии Романенко). Так и оставался бы он просто "Ромой", если бы в 1976 году не стал победителем чемпионата России по автомногоборью. С тех пор имя "Чемпион" стало его вторым именем, а может быть и первым.

Владимир Константинович Романенко по праву считается отцом-основателем автомобильного спорта в Калининграде. Именно с него, с его привязанности и фанатичной увлеченности началось автоспортивное движение в нашем регионе. И с тех пор он был во многом первым. Романенко не только сам увлекся автоспортом, но сумел "заразить" многих из тех, кто находился рядом с ним.

Официально автоспорт в Калининграде появился с июня 1975 года. Однако Владимир "заболел" этим гораздо раньше.

Родился "Чемпион" в послевоенные годы в г.Карталы Челябинской области. Уже здесь любовь к машинам ему с детства стал прививать отец. 400-й "Москвич" стал первым знакомством с автотехникой, с которой Владимир проводил все свободное время. В двенадцать лет он сел за руль и самостоятельно совершил автопробег от Харькова до городка Богодухова, на семейную дачу. Любовь к авто переросла в страсть. Повзрослев, Владимир отслужил в рядах Вооруженных Сил, закончив службу в должности командира танка.

Знакомство с автоспортом началось в городе Пушкине Ленинградской области в 1969 году. Владимир прочитал тогда небольшую книжицу "Гонщики" автора Эдварда Сингуринди, являвшегося в то время чемпионом СССР по авторалли. В Лесотехнической академии на кафедре физического воспитания, руководителем которой и являлся знаменитый гонщик, была открыта секция автоспорта, а точнее авторалли. Неожиданно для себя Володя попал на первое занятие, где и произошло знакомство с живой легендой автоспорта.

В этом же году будущему автогонщику пришлось переехать в Калининград, где до 1975 года он работал в китобойной флотилии. Зарабатывал на "Москвич" рефмехаником, ловя китов. Кстати, про китов он знает если не все, то очень много. Самый большой "улов", которому позавидует любой рыбак - 132-тонный морской гигант длиной аж 38 метров. На языке "голубого красавца" свободно разместилось тогда 76 человек из цеха разделки. Правда, за коллективный трюк, который мог войти в книгу рекордов Гиннесса, старпом Виктор Вырвич, дал всем нагоняй, и этот урок по соблюдению правил техники безопасности запомнился надолго. С тех пор вопрос безопасности для Владимира всегда стоял на первом месте и прежде всего, конечно же, в автоспорте.

Первый раллийный экипаж г.Калининграда на автомобиле "Мява" (слева направо): Николай Елагин (штурман) и Владимир Романенко (пилот)

После окончания мореплавания Владимир пошел работать на станцию технического обслуживания ВАЗа, но мысль о спортивном автомобиле не покидала его. Для начала при поддержке председателя Областного Совета ВДОАМ Сергя Мелешенко на базе общества была открыта секция авторалли и зарегистрирован спортивно-технический клуб "Спринт". Нашлись единомышленники, при помощи которых были организованы первые соревнования по автомногоборью. Для выступления в них руководство ВДОАМ предоставило спортсменам автомобиль. С тех пор соревнования по этому виду спорту проводились регулярно. На них оттачивалось мастерство, формировалась команда сборной, которая защищала честь области в чемпионатах России.

Истинные фанаты серьезно занимались этим видом спорта и на своих личных машинах колесили по всей России - Брянск, Калинин, Москва, Ленинград, Прибалтика... Сборная команда выигрывала этап за этапом, несмотря на высокую конкуренцию. Число соперников доходило до ста. Школа калининградских автомногоборцев росла день ото дня. Было завоевано все, что можно было. Несколько раз были организованы соревнования чемпионата Северо-западной зоны и в Калининграде. Лев Корабельников, занимавший должность старшего специалиста по спорту при Областном Совете ВДОАМ, и обком комсомола оказали неоценимую помощь при проведении спортивных мероприятий. Техническое обеспечение было такое, что завидовали не только клубные, но и заводские команды.

Однако все эти прикладные, хотя и полезные на первых порах "гонки", были слишком далеки от настоящих скоростей, а желание сесть за руль раллийного автомобиля становилось все сильней. Помог случай.

Участники областного чемпионата по зимним автогонкам 1984 года (справа налево): Владимир Нагай, Александр Канонич, Юрий Ткаченко, Михаил Зрелов, Александр Надеждинский, Александр Смирнов, Александр Власюк, Александр Чепелевич, Николай Журавлёв.

Пришла пора списывать старый служебный автомобиль на СТО ВАЗ. По просьбе Владимира Романенко директор станции Фёдор Ульяновский передал списанное авто на спортивные цели. Началась тяжелая и кропотливая работа над постройкой первого в области спортивного автомобиля для ралли. Многие не верили в эту затею, тем не менее через полгода был совершен пробный выезд, и первый калининградский экипаж в составе Владимира Романенко и Николая Елагина приступил к тренировкам. Первая спортивная машина удивляла всех. В первую очередь необычной раскраской и грозным видом. Стоило остановиться на перекрестке или припарковаться у обочины, как сразу вокруг нее собиралась толпа зевак. Спортивной машине было дано ласковое название "Мява". С этим именем она "поплыла по волнам океана РАЛЛИ".

При первой же возможности выезжали к соседям в Литву и принимали там участие во всех соревнованиях - ипподром, кольцо, ралли. У прибалтов всегда было чему поучиться. Владимиру запомнились первые учебные сборы, проходившие в городе Таураге в 1979 году. На сборы тогда приехали сильнейшие раллийные экипажи страны: Владимир Бубнов (восьмикратный чемпион СССР), Эдвард Сингуринди, Анатолий Брум, Николай Елизаров, Владимир Гольцов, Стасис Брундза - легенды и звезды мирового автоспорта. Романенко повезло не только их увидеть - они стали для него наставниками в мире автоспорта, первыми тренерами.

"Нас учили правильно писать стенограммы, организовывать тренировки, и все это в дальнейшем очень пригодилось, - расказывает Владимир. - После окончания сборов калининградцам дали зеленый свет, и мы получили разрешение участвовать в чемпионате не только Литвы, но и Прибалтики. Чемпионат был закрытый, и российских спортсменов к участию в нем не допускали. Поэтому попасть туда для нас было почетно. Немаловажным фактором повышения водительского мастерства было именно близкое соседство с Прибалтикой. Там ведь были очень хорошие грунтовые дороги и высочайший уровень подготовки спортсменов. Первые серьезные ралли, в которых мы приняли участие, состоялись в Клайпеде, где проходил этап чемпионата Прибалтики. Первый старт, огромное волнение и первый финиш. О победе тогда не мечтали. Задача была одна - доехать!

Был сезон, когда Романенко приходилось три-четыре раза принимать участие в областных соревнованиях и около десятка ралли в России и Прибалтике. На ралли выезжали минимум за две недели до старта. Неделя уходила на тренировки и составление скоростных стенограмм. Три дня, вернее ночи (классические ралли проводились, как правило, в темное время суток), непрерывной гонки, сутки отдыха и дорога домой.

Пожалуй, самое запоминающееся соревнование "Вокруг Советской Литвы" состоялось в 1982 году. 3800 километров за двое суток с короткими перерывами и в темное время суток.

Был такой случай. Перед поездкой на соревнование в Литву, решили опробовать автомобиль и отправились на ночную тренировку. На одном из поворотов "улетели" в ельник, да так, что до гаража пришлось добираться на буксире, причем "морда" авто была вся "всмятку." А через сутки старт. В эту же ночь начались восстановительные работы, и через 12 часов спортсмены уже поехали к месту соревнований. Правда, для возмещения понесенных расходов пришлось расстаться с часами "Orient", цена которых по тем временам была баснословной.

С 1987 года в моду вошел автомобильный кросс. В период жесткого экономического кризиса соревнования по кроссу привлекали относительной дешевизной и не требовалось дополнительных командировочных расходов, к тому же они собирали огромное количество зрителей. Оставалось только подыскать место.

Выбор пал на земли колхоза "Восход". Владимир Первертайлов - тогдашний глава администрации Гурьевского района, будучи страстным поклонником автоспорта, пошел навстречу спортсменам, выделив 11 га колхозной земли, и работа закипела. Помогло Борисовское военное училище, предоставившее строительный вездеход БАТ. Энтузиасты буквально вручную проложили и подготовили трассу, которая сохранилась и по сей день. Два Владимира - Романенко и Нагай - сутками проводили время на трассе. И после их титанического труда в 1989 году состоялись первые официальные соревнования по автомобильному кроссу на новой трассе, получившей название "Янтарное кольцо".

Из областного спортивного парка к тому времени осталось три "полуубитых" "Жигулёнка". Пригласили спортсменов из Литвы - откликнулось 17 гонщиков.

Первые гонки вызвали восторг у зрителей и вселили оптимизм в организаторов. 3-4 соревнования в год на этой трассе стало нормой, и их с нетерпением ожидали зрители, готовились участники.

Закончил Владимир Романенко спортивную карьеру в 1989 году. Но в автоспорте остается до сих пор. Организатор соревнований, спортивный консультант, наставник и тренер для спортивной молодежи, человек, который много знает и умеет, обладая огромным жизненным опытом. Он еще и отличный кулинар - легко может написать более 30 новых рецептов для популярной программы "Смак". Владеет гитарой. Знает весь репертуар "Битлов".

Владимир не прочь погонять и сегодня. Есть такое понятие - "джентльмен-драйвер". Это гонщик, участвующий в соревнованиях исключительно для своего удовольствия и, как правило, для него результат - не главное. Гонка - это непередаваемое удовольствие от процесса участия, возможность "повариться" в этой "кухне" и самосовершенствоваться. К таким гонщикам можно отнести практически всех калининградских спортсменов и "Чемпиона-Рому".

"Я рад, что мои ученики продолжают начатое дело и сегодня во многом меня превзошли, сохраняя при этом старые, добрые традиции калининградской школы гонщиков, - говорит Владимир Романенко. - Автоспорт для меня - это образ жизни, форма существования, любовь, страсть, цель, мечта, практически ВСЁ. Современная школа спортсменов отличается от всевозможных курсов передовыми методами обучением, планомерной системой организации и проведения соревнований, участвуя в которых спортсмен совершенствует свое мастерство, показывая отличные стабильные результаты и примеров для подтверждения сказанного миллион. В Калининграде есть асы автоспорта и есть талантливая молодежь".

Подготовил Александр Канонич , "Авторынок Калининграда" , №46 от 25.11.2003

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Популяpные статьи
<tr> <td> <div align="center" class="sod_text"><a href="/articles/2003/a3a0705.html">Koгдa гaишник мoжeт cнять нoмepa</a></div> </td> </tr>
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru