Автошколы ждут реформ
Ежегодно, по данным статистики, более 25% ДТП совершаются
водителями со стажем до 3 лет. В связи с этим МВД России подняло
вопрос о проверке деятельности автошкол и принятии кардинальных мер
по изменению системы подготовки водителей. На ХI Всесоюзной
конференции по вопросам безопасности дорожного движения заместитель
министра внутренних дел России Александр Чекалин сообщил, что надо
"пойти по пути укрупнения автошкол, а также ужесточения требований
при приеме экзаменов у начинающих водителей".
На сегодняшний день в стране насчитывается 11 тыс. крупных автошкол
и 33 тыс. мелких, "карликовых", как назвал их Чекалин. Помимо
укрупнения самих автошкол и жесткого приема экзаменов, МВД также
предлагает сделать учебные программы более насыщенными, установить
определенное число часов, проведенных с инструктором за рулем.
Пока это еще кулуарные разговоры, но резонанс они уже получили.
Что же думают по этому поводу руководители частных калининградских
автошкол?
Мнение президента Ассоциации автошкол Калининградской
области Алексея Андросова:
- Я считаю, что не имеет особого значения, большая или маленькая
данная автошкола. Главный момент - это организация в ней учебного
процесса, грамотное руководство и хороший подбор кадров. Все,
конечно, упирается в деньги. Если зарплата мастеров-инструкторов
какой-либо автошколы ниже, чем средняя зарплата в других автошколах
города, то и машины там, безусловно, хуже. Мастера в таких школах,
как правило, учат недобросовестно, чтобы вынудить учеников просить
их о дополнительных занятиях, стоимость которых в несколько раз
выше стоимости обычного учебного часа. Поэтому для автошкол
возможность выбирать кадры - это возможность повышать качество
обучения. Хороший педагог ведь не будет работать за низкую
зарплату.
В Калининграде сейчас существует 21 автошкола, но эта цифра
нестабильна, потому что одни автошколы закрываются, другие
создаются вновь. Некоторые автошколы живут по принципу:
"как все идет, так пусть и идет, на хлеб зарабатываем, и
то хорошо". Но это неудачная философия. 4 года назад я был
в Нижнем Новгороде. Количество нижегородских автошкол
соответствовало их количеству в Калининграде, хотя населения
там больше. Так вот, 40% нижегородских автошкол являлись
общественными организациями (типа РОСТО) и 60% - частными. Я
разговаривал с представителями тамошнего ГИБДД и выяснил, что
качество преподавания вождения в частных автошколах лучше,
всё-таки конкуренция играет значительную роль. И с этой стороны
реформы, конечно, оправданны. Но с другой, есть вопрос о том,
насколько грамотно будут проводиться эти реформы. Ведь нужна
хорошая нормативная база.
Ни для кого не секрет, что существующая программа обучения в
автошколах устарела, не соответствует реалиям сегодняшнего дня.
Сейчас поднимается вопрос о разработке новой учебной программы,
экспериментальной, созданной специально для Калининградской
области, с учетом ее специфики. Нужно, во-первых, учесть
близость к Европе (основные транспортные средства
у нас - иномарки, как правило, с мощными двигателями, динамичные
машины), во-вторых, принять во внимание отсутствие приличных
коммуникаций (дороги вроде бы есть, но их состояние оставляет
желать лучшего).
Планируется значительное увеличение срока обучения, чтобы люди,
закончившие курс, могли водить авто уверенно. Сейчас время обучения
вождению составляет 32 часа, однако хотелось бы его увеличить от 60
до 100, а может быть, и до 150 часов. Да, курсы подорожают, и
значительно, большой процент желающих иметь водительские "права"
отсеется. С другой стороны, водительское удостоверение человек
получает один раз в жизни. Что выиграем от этого? Мы получим более
опытных водителей, и не будет разговоров о том, что автошколы
выпускают "сырьё".
Раньше общероссийский "пирог" подготовки водительских кадров был
поделен на три части между РОСТО, Минтрансом и некоторыми
ведомственными институтами. А теперь он делится на множество
маленьких "кусочков". Так называемые государственные структуры,
которые, в принципе, сейчас уже стали общественными, почувствовали
на себе отток доходов, и вверху пошли кулуарные разговоры о
создании крупных автошкол, ассоциаций и объединений. Но, как обычно
у нас бывает, лозунг кинули, а нормативной базы-то пока нет.
Сегодня любой частный предприниматель может оборудовать класс
согласно требованиям программы, предъявить его к осмотру
представителям ГИБДД, заявить себя на лицензирование - и кто ему не
разрешит открыться? Сейчас закрыть автошколу гораздо труднее, чем
открыть. Если раньше ГАИ имела влияние на автошколы, владела
рычагами приостановления лицензии, то сейчас это может сделать
только орган, выдавший лицензию, то есть лицензионный комитет,
причем только через суд. А это очень сложная процедура, с которой
практически никто не хочет связываться.
Идея укрупнения автошкол, может быть, и неплохая, но весь вопрос в
том, как она будет реализована, кто будет производить отбор? В
принципе понятно, что это будет ГИБДД. Но здесь, несомненно,
появится множество лазеек для злоупотреблений.
ГИБДД должна давать людям информацию о процентах сдачи экзаменов в
каждом месяце в каждой конкретной автошколе. Это стимулирует другие
автошколы повышать качество образования. Раньше существовала
специальная инструкция, устанавливался определенный процент сдачи
по области. И в тех автошколах, где процент был ниже, тут же
сотрудники ГАИ устраивали проверки, беседовали со сдающими. И могли
попросту не принять экзамены, если автошкола не соответствует
стандартам. Но два года назад был издан приказ, по которому ГИБДД
не имеет права вмешиваться в учебный процесс. Инспекторы могут
осматривать классы только на этапе лицензирования и только по
заявке руководителя организации.
Идея реформирования хороша, если она будет осуществляться реально и
конкретно, а не станет поводом перетянуть одеяло на общественные
структуры.
Мнение начальника пресс-службы ГИБДД Александра
Мецлера:
- Я считаю вопрос об укрупнении автошкол вполне правомерным. В
нашей области действуют 58 автошкол, как частных, так и
государственных. Уровень подготовки водителей в этих школах разный.
Он зависит от технической оснащенности классов, количества
посадочных мест, пропускной способности и величины автопарка.
Пожалуй, введение новых нормативов по отношению к автошколам
позитивно скажется на их работе. Маленькие частные фирмы будут
вынуждены увеличивать количество автомобилей для обучения вождению,
хорошо оснащать учебные классы и тем самым повышать качество
образования. А то что же получается: за пять месяцев 2004 года
обучение вождению в автошколах области прошли 5902 человека, а сдал
экзамен с первого раза только 3131 курсант. То есть практически
каждый второй обучаемый оказался не готов к экзамену! Все
автошколы, конечно, обвинять нельзя, это средний показатель,
который от школы к школе может меняться. Допустим, в таких
госучреждениях, как РОСТО, ДОСААФ процент сдачи может быть высоким
(90-95%), а в какой-нибудь маленькой частной автошколе весьма
низким (20-30%). Конечно, надо принимать меры, но говорить о
реформах, а тем более паниковать, еще рано. Вопрос пока находится в
стадии обсуждения и когда он обретет законное выражение - трудно
сказать.
От автора
Ну, что же, разговоры пошли, значит, реформа автошкол уже не за
горами. В следующем номере газеты мы подробно проанализируем
ситуацию с качеством преподавания и познакомим читателей со
статистикой сдаваемости экзаменов на "права" в калининградских
автошколах.
Алевтина Мамон,
"Авторынок
Калининграда"
, №25 от 29.06.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|