Щелчок по лбу "автогражданки"

Закон об ОСАГО должен работать на благо автомобилистов

Годовщину вступления в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (официально оформление полисов началось с 1 июля 2003 года) российский колёсный народец встретил без грома оваций. Оно и понятно: итоги первого года жизни по новым правилам автовладельцы могут смело занести в свой пассив.

Априори воспринятое водителями как очередной побор со стороны сильных мира сего, ОСАГО в действительности таковым и оказалось. По крайней мере, надежды на то, что новый вид страхования станет действующим механизмом возмещения потерь пострадавших при ДТП, так и не оправдались.

Действительно, согласно обнародованным в центральных СМИ данным, за 9 месяцев действия закона (статистику за год ещё предстоит обработать) в качестве возмещения страховщики выплатили населению всего лишь 3,8 млрд рублей. В то время как "дань" с автовладельцев составила сумму более чем в 10 раз большую - 39,2 млрд. Такие "ножницы" не снились даже преуспевающим наркодельцам!

Вдумайтесь: лишь 197 рублей из 1969, заплаченных среднестатистическим российским автовладельцем за полис ОСАГО, вернулись к нему обратно в качестве выплат по страховым случаям! Остальные 1772 рубля пошли на рекламу страховых компаний в СМИ, зарплаты и премии сотрудникам, в различные фонды страховых фирм и доход их акционеров.

Ставки больше, чем жизнь

Тут, наверно, самое время вспомнить о спорах вокруг базовых тарифов, разгоревшихся в Госдуме прежнего созыва накануне принятия закона об "автогражданке". К сожалению, не захотели прислушаться народные избранники к предложению ряда своих коллег снизить предложенные правительством тарифы в 3-4 раза (например, вместо базовых 1980 рублей на легковые автомобили предлагалось установить тариф в 500 рублей). Глухие стенания страховщиков о едва ли неизбежном банкротстве возглавляемых ими фирм (подкрепленные неофициально вполне осязаемыми лобби-гонорарами) не могли не разжалобить сердца депутатов, большинством голосов поддержавших выдвинутые правительством ставки.

Несмотря на обнаружившийся перекос, власти РФ выступают против изменения тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Об этом, в частности, официально заявил полномочный представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов.

Приступать к регулированию тарифов пока преждевременно, отметил он, поскольку на сегодня не имеется точных статистических данных по действию этого закона. По мнению руководителя федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, для точного определения страховых тарифов по ОСАГО потребуются 2-3 года реализации этого закона.

Однако поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" могут быть внесены в Госдуму уже в ходе осенней сессии, о чем сообщил глава комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник. В них могут быть учтены рекомендации парламентских слушаний. Скорее всего депутатам придётся выбирать между вариантами снижения тарифов, введения льгот отдельным категориям граждан и изменением коэффициентов по ОСАГО.

ОСАГО пишем - безопасность в уме

Введение закона об ОСАГО не улучшило ситуации с безопасностью на российских дорогах, хотя именно эту цель преследовали разработчики закона. Об этом откровенно заявил журналистам начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов.

Каждое десятое происшествие на дорогах, добавил генерал, совершено пьяным водителем, а каждое шестое - водителем, не имеющим прав на управление транспортным средством. В связи с этим Кирьянов считает необходимым разработать комплексную государственную программу повышения безопасности на дорогах. Кроме того, он предлагает провести ревизию органов, отвечающих за организацию безопасности на дорогах, с тем, чтобы избежать дублирования их контрольных функций.

Закону - "одобрям-с"

48% населения, как показали результаты опроса, проведенного в мае-июне независимым исследовательским центром "Ромир-мониторинг" среди жителей России, в общем, поддерживает введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), в том числе 18% полностью поддерживает этот закон в той форме, в которой он существует сейчас.

При этом автовладельцы признают необходимость закона в большей степени, чем те, кто не имеет автомобиля (за закон выступили 52% автовладельцев). Около 16% считают ОСАГО не жестко необходимым, но все-таки полезным нововведением. Только 15% пешеходов относится к закону негативно.

Исследование показало, что мнение о том, что против ОСАГО настроены пожилые россияне, ошибочно. Среди последних доля недовольных введением закона составляет 13%, что ниже, чем в любой другой категории.

Стоит отметить, что год назад, перед вступлением в силу закона об ОСАГО, аналогичное исследование было проведено ВЦИОМ по запросу газеты "Ведомости". Тогда будущий закон получил одобрение лишь у 24 % респондентов, а 59% отнеслись к нему отрицательно.

Неожиданными эти результаты оказались как для страховых компаний, так и для противников этого закона. Так, представители "РЕСО-Гарантии" выразили уверенность в том, что еще через год в необходимость ОСАГО будут верить уже 70% автомобилистов. Между тем, по словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, многие автомобилисты действительно считают идею ОСАГО нормальной, однако их недовольство вызывает тот факт, что страховые компании зачастую занижают выплаты по полисам.

Больше инспекторов, меньше бумажек

На заседании "круглого стола" по "автогражданке" жёсткую позицию в отношении стражей дорожного порядка занял президент Общества защиты прав водителей Игорь Юдин. Для нормальной реализации закона об ОСАГО, посетовал он, прежде всего необходимо увеличить штат сотрудников ГИБДД. "С введением закона в действие количество ДТП увеличилось в несколько раз и через несколько месяцев ГИБДД, ранее поддерживавшая этот закон, выступила против своего присутствия при мелких авариях", - отметил Юдин. Он привел в пример то, что в европейских странах на ДТП полиция выезжает в срок от нескольких минут до нескольких секунд, и это является нормальной практикой.

Кстати, необходимым упростить процедуру разбора мелких ДТП считают и 78% всех опрошенных в ходе уже упомянутого социологического исследования агентства "РОМИР Мониторинг".

МВД России отреагировало на критику, предложив упростить порядок рассмотрения мелких ДТП, чтобы люди могли просто обмениваться страховыми полисами. Виктор Кирьянов объявил также, что разрабатываются изменения в Правилах дорожного движения, согласно которым предлагается ввести систему начисления штрафных баллов (автомобилисты со стажем могут вспомнить эксперимент 70-х годов).

Базы нету - гони монету!

Система "Бонус-Малус" предусматривает увеличение или уменьшение стоимости полиса ОСАГО при перезаключении договора. Если за период действия предыдущего полиса автомобиль попадал в одну или несколько аварий, полис "автогражданки" может вырасти в цене в два с половиной раза. Если же хозяину удалось избежать ДТП, он имеет право на скидку в 5%, растущую после каждого года безаварийной езды. Для реализации такой системы необходима единая информационная база, в которой бы содержались сведения о клиентах страховых компаний и происшедших с ними страховых случаях по ОСАГО.

Пока такая база не создана, система скидок-надбавок при перезаключении договоров ОСАГО не в состоянии полноценно функционировать с 1 июля, считает Российский союз автостраховщиков. А значит около 2-3 млн договоров ОСАГО, которые были заключены в первые месяцы после введения закона в действие, уже сегодня продлеваются безо всяких скидок и надбавок. В результате многие автомобилисты лишаются законных скидок при перезаключении договоров, а злостные нарушители ПДД избегают наказания рублем.

Мало того, что отсутствие единой клиентской базы, о которой должен был позаботиться РСА, может привести также к штрафным и запретительным санкциям надзорных органов. При перезаключении договоров реально пострадать могут сами страховые компании. Такая маленькая хитрость: те их клиенты, кому пришлось бы заплатить за полис намного больше, могут пойти в другую компанию и получить там полис по "номинальной" стоимости. Хотя, с другой стороны, "недобор" премий будет компенсирован отказом предоставлять скидку "безаварийным" водителям.

ОСАГО нарушает Конституцию РФ

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности серьёзно нарушает Конституцию России, считает вице-президент "Движения автомобилистов России" Леонид Ольшанский (на прошлой неделе мы писали о нападении на московскую квартиру этого известного правозащитника).

В первую очередь - статью 49, провозглашающую презумпцию невиновности, в то время как закон об ОСАГО предполагает вину гражданина. Далее, статью 35, по которой собственник имущества имеет право свободно им распоряжаться, а в соответствии с законом об ОСАГО владелец автомобиля может передавать управление своим транспортным средством только лицу, указанному в полисе обязательного страхования. Наконец, статью 55, в соответствии с которой права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, в связи с чем все обязательные платежи, включая тарифы на обязательное страхование ответственности должна утверждать Госдума, а не постановление правительства.

По материалам информационных агентств подготовил Владимир Шахов , "Авторынок Калининграда" , №28 от 20.07.2004


Последние новости

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 715


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru