Российские гонщики остались без победы
24-25 июля в г.Дмитрове в Подмосковье состоялся этап чемпионата
Европы по автокроссу. Восьмой раз России выпала честь принимать у
себя соревнования столь высокого уровня и в третий раз
организовывать сразу два этапа европейского первенства.
Гонщики по-разному относятся к Дмитровской трассе. Многим
из них не нравится гоночная арена автополигона. Причина тому - относительно
узкая дорожка, по всему периметру ограниченная мощнейшими металлическими
отбойниками. Вдобавок только одна прямая. Остальная дистанция представляет
поворот на повороте, без трамплинов, где бы машины отрывались от
земли, но с огромным перепадом высот. Ошибиться на ней легко, но
вряд ли возможно после этого продолжать гонку - отбойники прочны
и неподатливы. Кстати, несколько лет назад FIA поставила российскую
трассу на второе место в рейтинге среди всех европейских кроссовых
трасс.
Разумеется, к гонкам здесь всё подготовлено идеально - ровная,
утрамбованная, политая водой трасса, которую ровняли и поливали
перед каждой серией заездов, так что, несмотря на жаркую погоду,
пыли было немного.
Так получилось, что прошлогодние чемпионы Европы
в нынешнем сезоне не выступают. Баггийные чемпионы португалец Луиш
Рибейру (багги-4000) и немец Деннис Энгель (багги-1600) пока завязали
с гонками. Как и россиянин Роман Колесников, главный конкурент Энгеля
в прошлом сезоне, к сожалению, взявший тайм-аут вынужденно: команда
"Газпрома" осталась без финансирования и практически весь персонал
покинул коллектив. А два багги проданы Сергею Вахрушину и Всеволоду
Гончарову, по слухам, за $35 тыс. Чемпион Европы-2004 россиянин
Радик Шаймиев на "Тойоте Королле" перешёл выступать в ралли, гоняет
на чемпионате Прибалтики. Как рассказал его брат, выступает он неплохо,
едет где-то в районе 8-12-го места при 70-80 стартующих.
Однако в Дмитров приехали все, кто рассчитывает
на итоговые медали нынешнего чемпионата. Россияне, к сожалению,
претендуют на титул лишь в одной категории - кузовном Дивизионе
1. Там регулярно выступают 7 гонщиков из России: лидер серии Айрат
Шаймиев ("Тойота Королла"), идущий вторым Рустам Минниханов("Форд
Пума", "Фольксваген Гольф"), Ильхам Рахматуллин ("Пежо 206"), Илья
Резниченко ("Форд Пума"), Ашот Ервандян ("Фольксваген Гольф"), Салават
Фатхутдинов ("Форд Фокус") и Сергей Квашнин ("Рено Клио"). Ну а
на "домашнюю" гонку к ним также присоединились Александр Карасевич
на "Гольфе" и Джаудат Миннахметов на "Фокусе". Техника, конечно,
достойная. Мощность моторов - минимум по 400 л.с. у турбонаддувных
машин и около 260 л.с. у машины Карасевича.
Противостояли россиянам шестеро гостей - два чеха на "Фордах
Фокусах", немец на "Гольфе" (правда, он уехал уже в субботу,
поломалась машина), латыш Гинтс Буянс на "Тойоте Королле" и
семейный дуэт из Италии - Роберто Джиароло на старенькой, но
легендарной "Лянче Дельте Интеграле" и его сын Кристиан Джиароло
на "Тойоте Королле". Буквально каждый из россиян вполне мог
претендовать на победу, да и чехи с латышом просто так сдаваться
не собирались. Это предвещало очень интересную гонку.
В классе "маленьких" багги с объёмом двигателя до 1600 куб.см.
набралось 10 пилотов, в том числе трое из России. Это Николай
Жаворонков на машине прошлогоднего чемпиона Европы (он сенсационно
выиграл один из этапов в этом году, но на других выступил неудачно,
и в итоге занимал только 10-ю строчку после семи первых гонок), его
младший брат Олег и 19-летний Александр Фалеев. Среди всех, пожалуй,
только старший Жаворонков имел неплохие шансы побороться за победу.
Наконец, большие багги (объём до 4 литров) - это 13 машин, среди
хозяев которых трое российских гонщиков и 8 чешских. По сути, эти
гонки больше смахивали на открытый чемпионат Чехии: за победу
боролись одни чехи во главе с 61-летним ветераном Ярославом
Гошеком. Он становился чемпионом Европы ещё в далёком 1985 году.
Жизнь на трассе достигла точки кипения ещё в субботу.
Предусматривалось три серии квалификационных заездов. В каждой
серии каждого Дивизиона - один или более заездов, в зависимости от
количества автомобилей. Первая серия предусматривает расстановку на
старте по результатам официальных тренировок (типа наших
контрольных заездов, с замером времени). Вторая серия предполагает
расстановку на старте по результатам первой серии заездов. И в
третьей, заключительной серии, машины стартуют по результатам
второй серии. Каждый пилот получает очки в соответствии с занятым
местом.
Итоговая таблица результатов после квалификационных серий
складывается путём сложения двух лучших результатов. Если очки
оказываются равны, то преимущество получает гонщик, у которого
лучший результат в заезде, не вошедшем в зачет. В финальный заезд
"А" (основной) попадают пилоты, занявшие после квалификационных
заездов места с 1-го по 8-е (если пилотов больше 14), или с
1-го по 10-е, если гонщиков меньше 14. В финальный заезд "В"
(утешительный) попадают пилоты, занявшие после квалификации места с
11-го по 21-е (он проводится в случае, если пилотов больше 14).
Гонщики, занявшие первые два места в "утешиловке", стартуют в
основном финале с последней линии. Отмечу весьма продуманную
систему начисления очков - за победу 20, за второе место 17
и далее - 15, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7 и т.д. вплоть до одного.
Такая система гарантирует плотное, с небольшими разрывами,
турнирное положение пилотов и острую конкуренцию между ними. Тот,
кто попадает в финал, в любом случае обеспечивает себе десятое
место и 7 зачётных очков в кармане - можно даже не стартовать (в
отличие, скажем, от Калининграда, где нужно обязательно закончить
дистанцию). Одна квалификационная серия проходила в субботу, две
остальные плюс финалы - в воскресенье. Гонки, таким образом, заняли
целый день - с половины десятого утра до пяти вечера.
Казалось бы, что опасного в профессии механика? Однако в субботу,
когда в закрытом парке настраивали машины к воскресенью, едва не
случилась трагедия. Механик словацкой баггийной команды накачивал
воздухом колесо, когда бракованный колёсный диск не выдержал
давления и взорвался. Ударившись о руку, довольно тяжёлое колёсико
взметнулось в воздух на 3 метра и чудом не упало на голову
остолбеневшего человека. Сервисмена отвезли на рентген с
подозрением на перелом пальца. Кстати, оборудование команд - на
высшем уровне. Почти у всех имеются компрессоры, сварочные
аппараты, миниатюрные автомойки. После заезда заходишь в парк, а
автомобили - словно только что с подиума.
Гонщики отрабатывали по полной программе, чем доставили зрителям
массу удовольствия. Маленькие багги, например, стартовали, словно
сорвавшиеся с цепи псы, с диким воем. Повороты проходили в
глубочайшем заносе, чуть ли не задними колёсами вперёд. Практически
каждый заезд сопровождался фальстартом, таково было страстное
желание спортсменов победить (старт, кстати, давался с асфальта).
Все машины, и особенно лёгкие багги, показывали просто
фантастическую динамику - разгон до "сотни" занимал менее 4 секунд!
Вдобавок шла очень острая борьба, буквально за каждый сантиметр
дистанции. А гонщики большого баггийного класса организовали на
повороте после высокого подъёма настоящую свалку. Кто-то неожиданно
атаковал ветерана Гошека, свернул ему левое колесо, после чего
машину швырнуло в отбойник, где вывернулось и правое. Чех сдал
назад, встал на траекторию, и тут всё началось. Один удар, другой,
третий, четвёртый - в переделку попало пять машин. Две из них
остались стоять раскуроченными, а остальные поплелись дальше, в том
числе и Сергей Вахрушин на газпромовском авто. На мой глупый
вопрос, подлежит ли машина восстановлению, он со смехом ответил:
"Через час она будет, как новая".
Самый престижный и самый любимый зрителями - кузовной Дивизион 1.
Первый российский чемпион Европы Айрат Шаймиев, выступавший на
машине своего младшего брата Радика, "Тойоте Королле WRC",
жаловался на поломку сцепления и на победу не рассчитывал - доехать
бы до финиша. Зато блистательно показал себя хозяин трассы
Александр Карасевич, старинный друг и соперник Александра
Артемьева. Руководство НИЦИАМТ, на территории которого проходили
соревнования, делало ставку в чемпионате Европы на Илью Резниченко
на "Форде Пуме", но Илья сошёл ещё в квалификации, так что
Александру пришлось в одиночку отстаивать честь родного полигона. И
Карасевич наглядно продемонстрировал своё мастерство - выиграв две
первых квалификации, он обеспечил себе старт с первой линии в
финале. При всём при том в распоряжении Александра оказалась одна
из самых старых и слабых машин - турбомоторы конкурентов были в два
раза мощнее.
Также с первой линии стартовали в финале Ильхам Рахматуллин на
"Пежо 206" и скромняга Айрат Шаймиев! Для того, чтобы первая
линия оказалась полностью российской, Айрату пришлось выстоять в
жёсткой борьбе с чехом Ладиславом Брожеком и латышом Алдисом
Зебергсом - три машины неслись буквально бок о бок все четыре круга
квалификации, постоянно обгоняя друг друга.
В другой группе борьба шла между Рустамом Миннихановым и Сергеем
Квашниным: маленькая "Рено" Сергея проиграла старт, но очень хотела
стать первой. И стала таковой после того, как Минниханов, кстати,
премьер-министр Татарстана, не выдержал прессинга и впечатался в
отбойники!
В финальном заезде очень жёсткую борьбу за победу повели Ильхам
Рахматуллин и Алдис Зебергс. Снова машины шли бок о бок, снова были
столкновения, и русский гонщик был близок к своей первой в карьере
победе на чемпионате Европы. Но, увы, латышу улыбнулась удача на
последнем круге. Рахматуллин пришёл вторым. Третьим финишировал
Миннахметов из Казани - это первый его подиум на Европе. Четвёртым
прикатил к финишу народный певец Татарстана Салават Фатхутдинов.
Крупно не повезло Карасевичу - уже на втором круге кто-то оторвал
колесо его "Гольфу". Объявили гонщика девятым. А следом за ним
оказался Айрат Шаймиев - неполадки сцепления, измученного
повторными стартами, дали о себе знать.
Право, ради такого зрелища стоило проехать 1200 километров!
Сергей Степанов
,
"Авторынок Калининграда"
, №30 от 3.08.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|