Автокоммерция в Калининграде
Часть 2. Путь перегонщика
(См.
часть 1
и
часть 3
)
Несмотря на то, что доходы калининградских перегонщиков по большей
части оставались в тени, в государственный бюджет рекой текли
солидные отчисления в виде таможенных платежей. Прикиньте:
1500-2000 долларов США с каждой машины, около 100 тысяч баксов в
день! Вот он, источник пенсий, социальных пособий, государственных
зарплат.
Впрочем, робкие попытки собрать налоги с перегонщиков были.
Вот, к примеру, одна из историй. Вызывают в налоговую одного
перегонщика (фамилию называть не будем) и спрашивают:
"Скажите, пожалуйста, зачем Вам 64 автомобиля?". Отметим,
что в тот период пригнанные машины оформляли на себя, а
продавали их по генеральной доверенности. То есть, количество
автомобилей, числящихся за перегонщиком, порою исчислялось
десятками. Так вот, ответ был примерно следующим: "Понимаете, я
никак не могу определиться, какая же машина мне больше нравится.
Куплю одну, поезжу, надоест - продам, куплю другую". "Но Вы же,
наверное, при продаже прибыль имеете?" - намекают налоговики. "Да
что вы, я друзьям и родственникам продаю, а весь навар - это
бутылка шампанского или коробка конфет".
В общем, потуги налоговых ведомств оказывались тщетными. Да и что
греха таить, сотрудники той же налоговой инспекции сами гоняли в
Европу за автомобилями.
Пару слов о технологии. Каждый перегонщик, как правило, избирал для
себя строго определённую страну, в которой и покупал автомобили.
Так, любители американского автопрома начинали было возить машины
из США, но из-за дороговизны доставки этот вариант тогда не нашёл
широкого распространения (хотя, скажем, в настоящее время из-за
разницы курса евро и доллара становится выгодно приобретать
автомобили в Штатах). В то время "Доджи", "Кадиллаки", "Форды", а
также ряд "японцев" морем переправлялись в Янтарный край и далее в
Москву на продажу.
Особой популярностью пользовался польский рынок в Щецине. Там
приобретались недорогие автомобили, за которыми невыгодно было
ехать в Германию из-за высоких транспортных расходов. Рынок этот не
так далеко от Калининграда, да и визу в те времена не надо было
открывать.
Однако здесь продавалось много ворованных авто. Да и путешествие
из Щецина домой не было безобидной прогулкой из-за разгула
криминала - польского, российского, белорусского. На первом этапе
автоперегонной индустрии немало калининградцев погибло от рук
бандитов или бесследно исчезло на территории Польши и Белоруссии.
Контакты же с польской полицией были не слишком желательны из-за
больших поборов.
Голландский "сэконд-хэнд" также имел свои особенности. Цены в
Нидерландах в целом ниже, чем в Германии, хотя состояние авто и
качество технического обслуживания заметно хуже. Но наших
перегонщиков данное обстоятельство по большому счёту не слишком
пугало, так как проблема легко решалась естественным путем:
подкрашивались кузова, чистились салоны, реставрировались подвески
и т.д. Машина в итоге становилась ничуть не хуже бременской или
берлинской.
В Калининград машины везли также из Франции, Швейцарии, Бельгии. Но
основные потоки в регион, это надо признать, всё же шли из Германии
и Литвы.
Транспортные расходы для поездки в Германию и перегона автомобиля в
Калининград в среднем составляют 400-500 евро, не считая стоимости
визы. Поэтому в Германии приобретаются автомобили дорогие и
среднего класса, минимальная отпускная цена которых (с растаможкой
по РФ) составляет примерно $7000. Такие автомобили с немецкими
транзитными номерами (красными), ввозятся через Мамоново или
Багратионовск, что фиксируется в паспорте транспортного средства.
Силовики и ряд других категорий граждан, для которых поездки в
Германию затруднительны в силу специфики их работы, приобретают
автомобили в Литве (недорогие автомобили также непосредственно
ввозятся из Литвы перегонщиками). И ехать далеко не надо, и до
вступления Литвы в ЕС виза не требовалась.
Как известно, в Литве существует сеть сервисов, виртуозно
восстанавливающих битые автомобили, вплоть до того, что машина
попросту сваривается из двух половин. Куда направляются подобные
"реанимированные трупы"? Конечно, по большей части, в Россию.
Однако, не могу согласиться с утверждением, что эти литовские
экземпляры сначала оказываются в Калининграде, и только затем их
вывозят и продают по всей России. На самом деле автомобили
"литовской сборки" везут напрямую из Литвы в Москву (Московскую
область) и Санкт-Петербург (от Вильнюса до Санкт-Петербурга - менее
700 км). Население этих трёх субъектов Российской Федерации по
численности более чем в 20 раз превышает население Калининградской
области. Это совсем другой рынок сбыта, гораздо выше его
платежеспособность (однако, мой совет калининградцам: когда перед
Вами машина из Литвы, проявите бдительность, тщательно проверьте её
перед покупкой на автосервисе).
Из чего складывается стоимость автомобиля? Первая отправная
точка - это стоимость авто в Германии (или другой стране).
Хотите знать цены - загляните на сайт www.mobile.de или
www.autoscout24.de. Далее - транспортные расходы: выезд в
Германию, перегон в Калининград - это минимум 400-500 евро,
иногда больше. Плюс надо где-то жить, что-то есть, да и бензин
в Европе недёшев - около 1 евро за литр. В общем, поездить по
автохаусам, по рынкам или к хозяевам авто по объявлениям о
продаже - это не менее 50 евро в день. То есть, если перегонщик,
к примеру, приобрел автомобиль за 2000 евро в Германии и привёз его
в Калининград, это ещё плюс 500 евро. Итого уже имеем 2500 евро
(3000 долларов). Далее - растаможка. Российская зависит от объёма
двигателя (1,5-2 евро за 1 куб.см), но это - на автомобили не
старше 7 лет. Авто же старше 1997 года вообще нет смысла ввозить в
Россию.
Областная растаможка складывается из стоимости квоты (на
сегодняшний день это 1400-1600 долларов) плюс платежи, которые
зависят от таможенной стоимости автомобиля (300-400 долларов).
Как мы видим, растаможка - это главное слагаемое, влияющее на
стоимость автомобиля. Далее автомобиль регистрируется в ГАИ, в
некоторых случаях необходимо пройти экспертизу. Затем машину
нужно застраховать (около 100 долларов) и получить талон
ТО, который, как правило, покупается (в настоящее время за 50
долларов). Следующий этап - предпродажная подготовка, мелкий
ремонт, доводка автомобиля. Все эти процедуры также требуют
расходов. Таким образом, себестоимость автомобиля с растаможкой на
область окажется никак не меньше 5000 долларов США. На рынке
стартовая цена этого автомобиля будет в пределах 5500-5600
долларов. Ну, а окончательная цена, как известно, определяется в
процессе торгов двух сторон.
Сколько зарабатывают перегонщики? Калининградцы и так знают, а
москвичам мы не скажем. Но до повышения российской растаможки и до
стремительного роста стоимости автомобильных квот на областную
растаможку это были суммы, достаточные для того, чтобы содержать
свои семьи. Некоторые перегонщики даже сумели сколотить состояния,
построить дома. Другие просто получили дополнительный источник
доходов, помимо государственной зарплаты, пенсии или стипендии. В
любом случае семейный бюджет при занятии этим видом деятельности
стабильно пополнялся.
Сергей Боярских,
"Авторынок
Калининграда"
, №34 от 1.09.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|