Автокоммерция в Калининграде
Часть 3. Тарифно-таможенный ураган
(См.
часть 1
и
часть 2
)
То, что ВАЗ с незапамятных времен является вотчиной криминальных
структур, постоянно конфликтующих между собой, сегодня уже ни для
кого не секрет. Автозавод в Тольятти - своего рода поле боевых действий:
за последние два десятилетия, если верить российской прессе, там
убито около 5 тыс. человек. Какое уж там качество или обновление
модельного ряда!
Даже
после кризиса 1998 года большинство российских граждан не отказалось
от идеи приобретения более надёжной и комфортабельной иномарки,
предпочитая не тратить свои кровные на продукцию отечественного
автопрома. Резко возрос спрос на "Гольфы" и "Пассаты", которые исчезали
с авторынков в течение 15 минут после своего появления там.
ВАЗ и ГАЗ испытывали всё большие затруднения в сбыте собственной
продукции. Перспектива крупномасштабного падения спроса на
отечественную неконкурентоспособную продукцию заставила
представителей этих компаний искать нестандартные пути выхода из
кризиса. В результате были предприняты беспрецедентные лоббистские
действия на уровне Правительства РФ в целях увеличения таможенных
пошлин на ввозимые иномарки. Отечественный автопром начал
шантажировать федеральную власть угрозой безработицы, которая
якобы вот-вот разразится, если ввозные пошлины не будут
повышены или, чего доброго, старые европейские автомобили
из-за их физического износа резко увеличат аварийность на наших
дорогах и (о ужас!) перекалечат всех граждан. Главным рупором
российских автопроизводителей стал Илья Клебанов, в то время
вице-премьер и министр науки, промышленности и технологий. Именно
он выступил с инициативой повышения таможенных пошлин, которая в
скором времени и начала поэтапно реализовываться. Михаил Касьянов,
поначалу к данным предложениям отнесшийся весьма сдержанно, затем
неожиданно поддержал их.
У подобного повышения таможенных пошлин было немало противников, в
том числе и в Госдуме РФ. По России прокатились акции протеста,
сначала на Дальнем Востоке, затем и в других регионах, в том числе
и в Калининграде. Лоббистская же деятельность Ильи Клебанова явно
не добавила ему популярности: сначала она привела к его отставке с
поста вице-премьера, а затем и с поста министра. "Сгорел" он
исключительно на автомобильной теме.
Об автомобильных предпринимателях, понятно, в этой "большой игре"
никто и не думал. Более того, федеральная власть публично
демонстрировала своё презрительное отношение к перегонщикам. В
итоге правительство Михаила Касьянова, по сути, поставило крест на
всём частном автобизнесе. Впрочем, и о покупателях, по сути
лишённых возможности выбора путём введения заградительных пошлин,
никто и не думал проявлять заботу.
Аналогичные примеры уже были в мировой практике. В США в своё время
тоже попытались защитить национального автопроизводителя и оградить
рынок от нашествия японских автомобилей. Тогдашние американские
власти решили поднять пошлины на ввоз японских авто, создав тем
самым "бархатные" условия для американских автозаводов. В
результате соотношение цена-качество заметно ухудшилось, стал
падать спрос. Таможенные сборы вынуждены были снизить. Ведь именно
конкуренция, согласно экономическим законам, является двигателем
прогресса и стимулом роста качества продукции.
По данным ГТК, в 2002 году от ввоза транспортных средств на
территорию РФ в казну поступило около 49,3 млрд рублей (более 1,5
млрд долларов). В результате повышения таможенных сборов на
импортные авто (и, как следствие, сокращения количества ввозимых
иномарок) государство потеряло сотни миллионов долларов из-за
недополученных таможенных платежей. Цены же на продукцию ВАЗа
выросли в среднем на 900 долларов, после чего спрос на неё упал и
конвейер завода остановился. Рынок обрушился. Люди вообще перестали
приобретать какие-либо машины, бизнес фактически рухнул.
Может, и не совсем рухнул, но существующий экономический порядок
был нарушен. Калининградцы стали адаптироваться к новым условиям и
привозить более свежие иномарки - младше 7 лет, а также машины для
растаможки на область. Свою лепту внёс рост евро, увеличивая цену
авто в рублях. Объём продаж сократился на 60-70%. Если раньше на
авторынке Борисово практически было не найти свободного места, то
сейчас на полупустых площадях каждую неделю выставляются одни и те
же автомобили. Кое-кто из перегонщиков, не имеющих достаточных
финансовых средств для того, чтобы заниматься свежими машинами,
сошёл с дистанции, другие предпочли перекинуть свои капиталы в
иные коммерческие проекты или просто сменили амплуа, например,
ушли в дальнобойщики. Отток людей из автобизнеса принял
лавинообразный характер. Сейчас в нём, по существу, остались лишь
самые состоятельные и удачливые.
Можно назвать ещё одну причину "удушения" калининградского
автобизнеса - это искусственный рост стоимости областной
растаможки. Ещё на аукционе в апреле 2004 года администрация
области (несомненно, не за просто так) реализовала автомобильные
квоты избранной группе частных предпринимателям по цене 110
долларов за квоту, после чего счастливчики активно перепродавали их
всем желающим уже по 1500-1600 долларов. (Кстати, подобную схему
нечистые на руку чиновники попытались реализовать и на скандальном
августовском аукционе, но их махинации были изобличены).
Похоже, ныне здравствующие машины, которые до последнего времени
калининградцы меняли достаточно часто, теперь будут
эксплуатироваться "до победного конца". Кстати, в 2005 году
заканчивается срок действия правительственного постановления о
квотировании на ввоз автомобилей в наш регион. Сохранят ли нам
льготы в виде областной растаможки и далее или федеральные власти
заставят платить таможенные платежи в полном объёме, как по всей
России? А ещё в 2006 году наша страна собирается вступать во
Всемирную торговую организацию. Для этого придётся существенно
снижать таможенные пошлины, потому что с такими средневековыми
ставками, которые действуют в настоящее время, нас к ВТО близко
никто не подпустит.
Калининградский автобизнес, несмотря на все пертурбации, пока ещё
не почил окончательно в бозе. Больно уж глубокие он пустил корни, и
большинству людей, которые столько лет им занимались, сложно менять
профессию.
Сергей Боярских,
"Авторынок
Калининграда"
, №35 от 7.09.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|