Байкал - не мусорная свалка
Едем
на Восток
Считанные дни занял у Владимира Андреева и сопровождающей
его семейной автокомпании путь от Иркутска до Байкала. Но по насыщенности
событий и полученным впечатлениям этот отрезок автопутешествия оказался
одним из самых ярких на трассе. И вновь слово наматыващему километры
на восток отважному водителю "Нивы".
9 августа. В 11.20 выезжаем с места ночёвки. Ночевали на холме на
опушке леса. Комаров совсем не было. Когда располагались на ночёвку,
палатка и спальники оказались мокрые. Развели костёр. Немного
подсушились. А потом Лена с Ваней спали в палатке, Саша у костра
под навесом, и я - в машине. Надо было подготовить очередной
материал для отправки в редакцию. Впереди у нас райцентр, там на
почте наверняка должен быть факс, и доехать туда рассчитываем как
раз к тому времени, когда в Калининграде наступит начало рабочего дня.
11.25. Мы на трассе. Примерно через 100 км должен быть
Байкал - мечта наших детей. Дорога местами ремонтируется, причём
об этом свидетельствуют не только дорожные знаки, как это было
перед Иркутском: работы идут полным ходом. Никакого неоправданного
ограничения скорости, только непосредственно на ремонтируемом
участке.
Вокруг дороги - смешанные леса: лиственница, сосны, пихта, кедр,
осина, рябина и, конечно, берёза. Очень длинные и крутые подъёмы.
Так круто в горы мы ещё не ездили. Отдельные подъёмы едва
вытягиваем на первой передаче. За подъёмами следуют не менее крутые
спуски. Знаков, ограничивающих скорость, практически нет, только
предупреждения перед опасными участками: "Тормози двигателем" и
обращения к водителям типа: "Сохрани свою жизнь сам".
Грузовики с фурами попадаются очень редко. Первый встретился, когда
проехали уже больше 40 км по трассе. Вдоль дороги торгуют ягодами,
грибами, кедровыми шишками. Но торговцев совсем немного.
Сын Ваня всё интересуется, сколько мы будем стоять у Байкала. Он,
как страстный любитель купания, пытается залезть во все водоёмы,
около которых мы останавливаемся.
Но вот на повороте, внизу слева, замечаем, наконец, большую воду.
Да, это Байкал! Можно сказать, всё произошло довольно неожиданно,
хотя столько ждали этой встречи и проделали ради этого неблизкий
путь. Зрелище, конечно, изумительное. Невозможно описать никакими
словами: чаша глубокой синевы, окружённая сине-зелёными горами. От
воды горы кажутся синими.
Наш пёс Байкал очень разволновался. Все без остановки
твердят: "Байкал, Байкал!", а он никак не поймёт, чего от него хотят.
Спускаемся к Байкалу в районе посёлка Култук (его возраст 350 лет).
Посёлок расположен непосредственно на берегу озера, в самой его
юго-западной оконечности, и является как бы воротами Байкала с
Запада. Сюда подходят и железная, и автодорога. Через
железнодорожный переезд, мимо порта подъезжаем к берегу и
выкатываем на пляж. Пляж песчаный. Песок серо-коричнево-жёлтый,
крупнее нашего балтийского. Вода очень чистая и прозрачная, но
холодная. Ваня, правда, не побоялся искупаться.
14 часов, уезжаем с пляжа. Заправляемся в Култуке бензином Аи-92
по 14,90. Пост ГАИ перед Слюдянкой. Дорога здесь единственная, на
посту регистрируют все автомашины из других регионов. Городок
Слюдянка - районный центр. Вытянут вдоль трассы и по распадкам.
Здесь пытаемся отправить факс. Но на почте аппарат сломан, а где
ещё можно найти передающую технику, связисты не знают. Заезжаем на
базу отдыха ЮКОСа. Там факс есть, но он в кабинете директора, а
директор будет только завтра. В детском спортивном лагере на берегу
озера нам сказали, что факс есть в г.Байкальске на круглосуточном
узле связи. Едем в Байкальск. Но на круглосуточном узле факс не
стоит, а та контора связи, где данная услуга предоставляется,
работает до 18.00 и только что закрылась.
Посёлок Култук, города Слюдянка и Байкальск расположены по трассе
на берегу Байкала недалеко друг от друга. Между ними - турбазы,
детские лагеря и дома отдыха. Автодорога идёт вдоль берега, а
чуть ниже, ближе к озеру тянется железная дорога, временами
подбираясь к самой воде. Подъехать к берегу на автомашине можно
только там, где трассу пересекает речка или ручей, бегущие в озеро.
А их на пути - бесчисленное множество. Как правило, у каждого моста
имеются съезды с автодороги и проезд под железнодорожным мостом к
озеру.
Мы решились свернуть к Байкалу в деревне Мурино. Определялись на
ночлег без настроения, ведь так и не смогли отправить материал в
редакцию. Обидно: и время потеряли, и фактически от берега озера на
приличное расстояние отъехали, а уже вечереет, и подходящего места
для ночёвки всё не можем отыскать. Наконец, проехав несколько сот
метров по лесной дороге, страшно мокрой и грязной, оказались на
берегу озера. В этом месте берег состоит из крупной гальки и лес
вплотную подходит к воде. Лес смешанный и полный ягод: черника и
голубика уже готовы к употреблению, а брусника только начала зреть.
Надо сказать, что всё побережье озера, где только есть подъезды,
интенсивно посещается людьми, что прежде всего заметно по следам
кострищ и горам оставленного мусора. Пока мы искали место под
стоянку, заметили пару лагерей самодеятельных туристов.
Действительно, места здесь великолепны для отдыха: чистейшая вода,
воздух, лес полон грибов и разнообразных ягод, а главное - нет
комаров. Правда, традиционный сезон для отдыха, это по местным
меркам - июль, уже прошёл, сейчас здесь холодно. Действительно,
за всё время путешествия мы в первый раз замёрзли. В шесть часов
утра перебрались даже с сыном Сашей из палатки в машину, чтобы
согреться.
Наступивший день был посвящён отдыху и хозяйственным делам.
Разгрузили прицеп, переложили поближе тёплые вещи. От вибрации по
сварке начала ломаться дуга и опоры тента прицепа. Под правую
стойку ещё на Енисее пришлось подвязывать подпорку. Сейчас сделали
подпорку под левую стойку задней дуги и для жёсткости конструкции
поставили диагональные распорки из лыжных палок.
Ребята купались, плавали в Байкале. Правда, недолго - вода холодная.
Наелись ягод в лесу. Водили гулять собак. Собаки нашли и загнали
на дерево бурундука. Вокруг стоянки убрали и сожгли в костре
залежи мусора. Этот мусор, остающийся после отдыхающих по всему
побережью - одна из главных проблем Байкала. А ещё, пожалуй, ЦБК в
г.Байкальске, трубы которого дымят вдоль по побережью.
Накануне, проезжая мимо, неожиданно почувствовали, что салон
наполнился какой-то гадкой вонью. Остановились, выпустили собак, а
они, оказывается, тут ни при чём, жуткий запах идёт с комбината.
Вообще-то, как мне кажется, проблема с ЦБК вполне решаема. Когда
его строили, понятно, были другие времена, стране позарез нужна
была бумага. Сейчас расклад совсем иной, все считают деньги. В этой
связи было бы логично перепрофилировать комбинат на разлив
уникальной байкальской воды. И поставлять эту воду не только в
регионы России, но и за её пределы. Потребность в данном продукте,
можно сказать, мы прочувствовали на собственной шкуре. Так, за
Уралом покупали воду, разлитую в бутылки исключительно в
Красноярске. И даже из Европы возят воду в Сибирь - дефицит
страшный.
В 17.20 выезжаем с места стоянки. Как ни распрекрасно отдыхать у
Байкала, а надо двигаться вперёд. Вдоль трассы активно предлагают
чернику: в вёдрах, ведёрках, коробах, ящиках. И даже целый
грузовичок загружен ящиками с ягодой. Мы купили себе небольшое
ведёрко, ехали и ели.
Удалось решить, наконец, и проблему отправки факса в редакцию.
Помог директор Байкальского заповедника, что в посёлке Танхой,
Василий Иванович Сутула. Причём, сделал это безо всяких проблем.
Заправились Аи-92 по 14,90. На дорогах очень мало иномарок. В
основном - перегонщики на японских авто. А местное население
всё больше предпочитает "Жигули", причём не первой свежести.
На Байкале меж тем подул баргузин - холодный северный ветер. Да,
август здесь - не сезон: холодно. Может светить яркое
солнце, быть тепло, даже жарко, а потянет ветерок, и сразу хочется
одеться потеплей.
На ночёвку снова подъехали к берегу озера в районе дачного посёлка.
В этом месте так же заметно, что берег активно посещается людьми,
но мусора значительно меньше. В разных местах у воды поставлены
лодки, просто так, безо всяких замков и привязей. Здесь промышляют
знаменитого байкальского омуля. Свежеприготовленный, горячего
копчения, он продаётся вдоль дороги во всех населённых пунктах, как
только въезжаешь на Байкал. Мы брали, ели - очень вкусно и в общем
недорого. Решили на следующий день купить ещё. Здесь же в лесу
полно ягод: всё та же черника, брусника, есть и морошка. Ваня
нашёл кедровую шишку, но орехи ещё до конца не вызрели. На месте
стоянки столкнулись всего с парой комаров.
11 августа, 10.00, перекрёсток Большая Речка - Улан-Удэ. Спасибо за
всё и до свидания, Байкал! Мы уходим к югу, на Улан-Удэ.
Владимир Андреев,
"Авторынок
Калининграда"
, №36 от 14.09.2004
Цикл статей по этому путешествию:
Иркутск. Первая поломка. 7.09.2004
После Красноярска цивилизация заканчивается. 1.09.2004
По Азии россияне ездят с комфортом. 17.08.2004
На Урале лихачей не жалуют. 10.08.2004
"До Москвы - без проблем". 3.08.2004
Четверо в "Ниве", не считая собаки. 13.07.2004
Семейный автопробег "Калининград - Владивосток".
6.07.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Сергей
(-----.ipdvb.ru) 09:09 20.09.2004
Интересно, жаль фотографий с маршрута нет. Это здорово украсило бы репортаж. Ведь таких энтузиастов не каждый город имеет. Такое событие раз в десятилетие бывает. Потом, когда трассу на Восток откроют, все будут шмыгать.
#2
фавцыа
(-----.7.38) 04:34 20.04.2009
вы гуси
Добавить комментарий
|