Калининградская Фемида обсудила техосмотр
В
Калининградской области не утихают споры о том, кто и как должен
проводить техосмотр с использованием средств технического диагностирования.
Действующие сегодня правовые нормы, регулирующие данные правоотношения,
вступили в противоречие друг с другом. Не смог разрешить ситуацию
в нашем регионе и областной суд, рассмотревший заявление прокуратуры
области по отмене постановления региональной исполнительной власти,
предписывающего на местном уровне проводить техосмотр исключительно
с использованием средств технического диагностирования.
Попытаемся подробнее вникнуть в суть вопроса. Государственный
технический осмотр автотранспортных средств проводится в
соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного
движения" от 10.12.1995 г. Порядок проведения обязательного ГТО
устанавливается Правительством РФ. Соответствующее постановление № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра
транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ" было
принято 31.07.1998г. Организация и детали проведения техосмотра ТС
конкретизируются в нормативных документах, утверждённых МВД РФ по
согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.
Основным документом здесь являются "Правила проведения ГТО
транспортных средств ГИБДД МВД РФ", утверждённые приказом МВД РФ от
15.03.1999 г. № 190. В случаях, предусмотренных нормативными
правовыми актами Российской Федерации, проверка технического
состояния ТС при ГТО может проводиться с использованием средств
технического диагностирования, имеющихся в Госавтоинспекции, а
также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
Проведение ТО регламентируется также "Требованиями к технологии
работ по проверке ТС при ГТО с использованием средств технического
диагностирования", утверждёнными МВД РФ 19.05.1999 г.
Согласно Правилам проведения ГТО, конкретное место осмотра
назначается ГИБДД. Оно может представлять собой (пункты 10, 11
Правил) станцию ГТО ТС ГИБДД; передвижной пункт ГТО ТС ГИБДД;
пункты технического осмотра.
Пунк технического осмотра (далее ПТО) представляет собой
специализированную производственно-техническую базу юридического
лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке
на конкурсной основе привлекаемого ГИБДД к участию в проверке
технического состояния с использованием средств технического
диагностирования при осмотре транспортных средств. До введения
проверки технического состояния в таких пунктах техосмотр с
использованием средств технического диагностирования должен
проводиться в подразделениях ГИБДД
Согласно п.25 Правил по результатам проверки технического
состояния оформляется диагностическая карта ТС в трёх экземплярах.
Первый экземпляр выдаётся собственнику (или его представителю),
второй хранится в подразделении ГИБДД по месту проведения осмотра,
третий - на станции ГТО или ПТО.
В случае проверки технического состояния в подразделениях ГИБДД
оформляется акт технического осмотра ТС в двух экземплярах: для
ГИБДД и для собственника ТС (п.26).
Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 880 принято
решение о поэтапном введении до 1 июля 2005 года техосмотра с
использованием средств технического диагностирования. Решение о
конкретных сроках введения такого техосмотра должно приниматься на
местах органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ,
администрация Калининградской области приняла постановление от 30
июня 2004 г. № 315 "О проверке технического состояния ТС с
использованием средств технического диагностирования при
обязательном ГТО на территории Калининградской области", которым
установлено, что на территории области осуществляется проверка
технического состояния ТС с использованием средств технического
диагностирования при ГТО.
Ещё раньше, а именно 1 апреля 2004 г., начальником областного
УГИБДД Юрием Казаковым было дано указание всем территориальным
подразделением ГИБДД города Калининграда направлять владельцев ТС
для проведения техосмотра в коммерческие структуры, которые по
согласованию с органами ГИБДД осуществляли проверку технического
состояния ТС с применением диагностического оборудования и выдавали
владельцам диагностические карты. Дополнительно органы ГИБДД
обязывали владельцев повторно проходить техосмотр в подразделениях
ГИБДД с выдачей актов технического осмотра ТС. Таким образом
владельцев ТС вынуждали дважды оплачивать услуги по проведению
техосмотра, в связи с чем только за осмотр легковых автомобилей
владельцы переплачивали до 70-80 рублей. Так как указание
начальника УГИБДД области предшествовало принятию постановления
администрации области, его никак нельзя считать законным, оно
нарушает права граждан.
Согласно п.7 "Положения о проведении ГТО ГИБДД МВД РФ",
утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998
г. № 880, проверка технического состояния ТС при ГТО проводится
с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в
ГАИ, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, обе указанные организации являются участниками
техосмотра. Привлечение юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей регламентируется "Положением о проведении конкурса
среди юридических лиц и ЧП на участие в проверке технического
состояния ТС с использованием средств технического диагностирования
при ГТО", утверждённым Постановлением Правительства РФ № 882.
Согласно этому постановлению на органы ГИБДД возложена обязанность
по объявлению конкурса в СМИ, порядка и сроков объявления
результатов конкурса, сбор заявок на участие в конкурсе, оформление
проектов договоров.
Перед принятием решения конкурсной комиссии необходимо провести
экспертизы представленных претендентами на конкурс документов.
Экспертиза проводится в течение месяца. Рассмотрев проекты
договоров, конкурсная комиссия принимает решение в открытом
голосовании путём подсчёта большинства голосов присутствующих на
заседании членов комиссии. Решение конкурсной комиссии оформляется
протоколом, который подписывается всеми членами комиссии и
утверждается её председателем.
Согласно п.3 "Положения" конкурс, в котором участвует только один
претендент или для участия в котором вообще не было подано заявок,
считается несостоявшимся.
Теперь - реалии. Поскольку в калининградских СМИ не были
опубликованы результаты конкурса, это даёт основания предполагать,
что как таковой конкурс вообще не проводился, а участие
коммерческих структур в ГТО решалось в тиши гаишных кабинетов.
С 1 июля 2002 г. вступил в действие новый Административный кодекс,
в примечании к ст.12.1 определяющий, что порядок и сроки
прохождения ГТО устанавливаются Правительством РФ. При этом
"запрещается проводить инструментальную проверку в организациях
независимо от формы собственности, а также требовать у водителя,
собственника ТС предъявления или приобретения диагностических карт
либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом".
Федеральным законом от 30.12.2001 г. "О введении в действие КоАП
РФ" Правительству РФ было поручено до 1 июля 2002 г. свои
нормативные правовые акты привести в соответствие с КоАП РФ.
Однако до настоящего времени Правительство РФ не внесло в своё
Постановление № 880 никаких изменений, в связи с чем его положения
в части проверки техсостояния ТС с использованием средств
технического диагностирования вошли в противоречие с нормой права,
установленной законодателем в примечании к ст.12.1 КоАП РФ.
Напомним, что на основании ч.5 ст.55 Конституции РФ "в случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный закон, который является
актом большей юридической силы, чем решение органа исполнительной
власти".
В связи с обращениями граждан и калининградских правозащитных
общественных организаций прокуратура Калининградской области
направила в областной суд заявление об оспаривании постановления
администрации Калининградской области от 30 июня 2004 г. № 315,
как противоречащего федеральному закону.
13 сентября 2004 г. калининградский областной суд вынес решение
оставить заявление прокуратуры без удовлетворения, при этом указал
в решении, что постановление администрации области принято в
соответствии с постановлением Правительства РФ, которое является в
настоящее время действующим. Суд проанализировал также содержание
правовой нормы, закреплённой в примечании к ст.12.1 КоАП РФ и
сделал вывод о том, что в этой норме содержится запрет на
проведение инструментальной проверки только в случае, когда она
проводится в сторонней организации, не выдающей документа о
прохождении ГТО. Постановление администрации области не регулирует
такие вопросы, как приобретение диагностической карты в
коммерческих организациях, кто и где должен проводить ГТО. Такой
порядок прохождения ГТО допускается в постановлении Правительства
РФ № 880 и утверждённом им Положении о проведении ГТО ГИБДД МВД
РФ.
При этом суд отметил, что п.7 этого Положения предусматривает
проверку технического состояния ТС с использованием средств
технического диагностирования, имеющихся в ГИБДД, что позволяет
выполнить требования примечания к ст.12.1 КоАП РФ, а представитель
УГИБДД УВД пояснил, что они намерены брать в аренду
производственно-техническую базу для самостоятельного проведения
проверки техсостояния ТС при ГТО.
Вот такое половинчатое решение вынес суд по данной проблеме. На мой
взгляд, анализ решения областного суда позволяет сделать
недвусмысленный вывод о признании незаконным положения, когда
техосмотр ТС проводится в коммерческих структурах, так как этим
напрямую нарушаются нормы права, закреплённые в примечании к
ст.12.1 КоАП РФ, где и говорится о запрете предоставлять карты.
Что касается признания незаконным постановления Правительства РФ №
880 в части проведения ГТО с использованием средств технического
диагностирования (фактически это является той же "инструментальной
проверкой"), запрещённой законом, то это удел Верховного Суда РФ, а
не областного суда.
На местном же уровне любой владелец ТС, посчитавший, что органы
ГИБДД незаконно направляют его для прохождения техосмотра в
коммерческие структуры, имеет возможность на основании решения
областного суда обжаловать действия работников ГИБДД, отказавших
ему в проведении техосмотра силами самой ГИБДД на её территории.
Тем более в суде может возникнуть вопрос о правомерности участия
той или иной коммерческой организации в проведении техосмотра.
Должностные лица УГИБДД области заверили в
суде и на совещании в прокуратуре области, что при проведении техосмотра
ГИБДД не будут требовать предъявления владельцами ТС диагностических
карт. Что ж, поживём - увидим. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
О том, как конкретно проводится техосмотр с использованием
диагностического оборудования в коммерческих структурах и какой
реальный контроль за его проведением осуществляют сотрудники ГИБДД,
и почему после такого контроля на линию выходит неисправный
автотранспорт, разговор предстоит особый.
Дополнительную информацию по данной тематике можно
получить по тел. 77-91-37.
Георгий Румянцев, председатель Общества защиты прав автомобилистов
"ОСА"
,
"Авторынок Калининграда"
, №39 от 5.10.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Дмитрий
(-----.rol.ru) 08:17 07.11.2004
Вопрос
Здравствуйте, ответьте пожалуйста на вопрос:
-правомерно ли проверять тех.состояние а/т сотрудниками ГИБДД, вне отведенных для этих целей мест, в частности при движении (на трассе, за городом),при пройденном гос.тех.осмотре в ГИБДД в установленном порядке?
-Хотел бы узнать, может ли сотрудник ГИБДД требовать документы, сертификаты соответствия на установленную "пирамиду"(для перевозки стекол, окон) на а/м Газель-борт, конструкция за пределы габаритов тента, завода-изготовитля не выходит.
За ответ заранее благодарен!
e-mail: [email protected]
#2
виталий
(-----.wbt.ru) 13:17 27.02.2005
где в калининграде можно пройти тех осмотр?
#3
ВЯЧЕСЛАВ
(-----.wbt.ru) 17:15 08.06.2011
конкурс на участие в проверке технического состояния т
Где и когда планируют проводить конкурс на участие в проверке технического состояния т/с? какие требования для получения разрешения на проведение ТО? АДРЕС, ТЕЛЕФОН В КАЛИНИНГРАДЕ ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ?
Добавить комментарий
|