По святым местам - в мягких креслах
В прошлом, когда ещё не было автомобилей, паломники путешествовали
к святым местам пешком. На это уходили месяцы, а то и годы. Нынешние
- нанимают автобусы, но значимости поездки это не умаляет. Несколько
суток провести в пути, оторвавшись от повседневных дел, да ещё без
горячей воды и пищи - по нынешним временам это настоящий подвиг.
Так считает Сергей Шарипов, глава общественной организации "Паломник",
а по совместительству - путешественник, талантливый массажист и,
если необходимо, водитель.
Паломники в дороге не унывают
Вот уже три года группа энтузиастов под его руководством посещает
исторические места и православные монастыри. Они уже побывали в
Киеве, Минске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Санкт-Петербурге, Печорах
Псковской области, Лодейном Поле, на Валааме. Часто выезжают паломники
и за границу.
Сергей Шарипов с монахом Оптиной
пустыни
Недавно вернувшиеся из поездки по Германии Сергей спешит поделиться
своими новыми впечатлениями:
- Мне показалось, что в Польше придорожные знаки легче читаются:
там они выполнены с применением разных цветов для разных уровней
значимости, в Германии же всё однообразнее, требуется больше
внимания, чтобы во всём разобраться. Впрочем, по сравнению с
российскими дорогами, на немецких царит просто информационный рай!
Вдоль любой, даже третьестепенной дороги, на определённом
расстоянии висят аппараты с надписью "Unruf" ("аварийный вызов"
по-русски).
Сейчас, рассказал Сергей Шарипов, многие дороги
в Германии ремонтируются, но движению транспорта это нисколько не
мешает. С истинно германской скрупулёзностью немцы развесили всюду
указатели, объясняющие, как и где лучше объехать место ремонтных
работ.
Типичная немецкая парковка
Сотрудников немецких правоохранительных органов он характеризует
как предельно вежливых, выдержанных людей. Например, когда Сергей
свернул с автобана, примерно 12 километров за ним неотступно
следовала полицейская машина. После того, как он остановился,
вежливый полицейский поинтересовался, чем не угодила иностранцу
центральная трасса. Такая подозрительность вполне объяснима, если
учесть, что случай имел место 3 сентября, когда весь мир был
шокирован коварством террористов, захвативших школу в Беслане.
Узнав, что россиянину эта дорога просто лучше знакома, страж
порядка больше не приставал с расспросами и удалился.
Кстати, первого полицейского на городских улицах в Германии Сергей
Шарипов впервые увидел на седьмой день пребывания. В Гамбурге его
поразило обилие парковок и уровень сервиса. Достаточно упомянуть
автоматические табло, на которых указывается количество свободных
мест, а также как лучше к ним проехать. Причём для того, чтобы во
всём этом разобраться, достаточно владеть языком на уровне
программы шестого класса. Конечно, в парковке, как и во всём
остальном, немцы чрезвычайно педантичны. Если не успел забрать
машину со стоянки вовремя, опоздал хотя бы на полчаса, придётся
платить большой штраф.
На трассах Германии везде царит порядок, впрочем, довольно
своеобразный. Официально разрешённая скорость на немецких
дорогах - 130 км/ч. Конечно, лихачи, байкеры и обладатели
современных спортивных машин частенько её превышают, но при этом
они не мешают "тихоходам". Просто в зависимости от скорости, с
которой желает двигаться водитель, он выбирает соответвующий ряд:
чем тише, тем правее. Причём если немец видит, что следующему за
ним автолюбителю просто необходимо оказаться впереди, он спокойно
освобождает место, на время перестроившись в ряд с более медленным
движением. Есть и такие дороги, по которым даже лихачи не двигаются
быстрее 30 км/ч - это так называемый жилой сектор, застроенный
особняками.
Доброжелательность на дорогах Германии - норма. Однажды, когда
Сергей не сориентировался и ему, перестраиваясь в нужный ряд,
пришлось даже перемахнуть через островок безопасности, местные
безропотно уступили ему дорогу. Но самое сильное впечатление,
которое привёз из поездки наш земляк - это сервис "зелёного
коридора" между двумя странами Евросоюза. Вот что он рассказал:
- Я потратил на пересечение границы между Польшей и Германией
всего 15 минут! Причём мне даже не пришлось выходить из машины,
просто у меня забрали документ, проверили его по компьютеру и вернули с
двумя печатями. По привычке ожидал, что границы будет две: польская
и немецкая. Пересёк одну, проехал немного и увидел знак ограничения
скорости: 130 км/ч. Ещё километров через пятьдесят вдруг
дошло: я уже всё пересёк!
Евросоюзовские таможенники и пограничники отличаются вежливостью,
никогда не забывают говорить слово "пожалуйста". А вот на
российской границе на обратном пути по обыкновению трясли.
Обнаружили в багажнике подержанную стиральную машину, взвесили и
заставили доплатить за "лишние" двадцать килограммов. Да и стоять на
нашей таможне пришлось два часа, всеми правдами и неправдами пробиваясь
через огромную колонну польских торгашей.
- Непонятно, почему человек, который едет за границу по служебным
делам и везёт с собой только дипломат и собственную голову, должен
ждать, пока челноки пересекут границу. Причём торговцы-то ничего не
теряют: они знают, кто их может пропустить, и едут в "свою" смену.
Однажды, рассказал Шарипов, российская таможня не хотела выпускать
группу паломников с двумя мешками крупы, пока её не рассыплют по
кулькам. Крупа предназначалась в дар монахам, но сотрудники таможни
это объяснение сочли неубедительным: знаем, мол, крупу вы
собираетесь продать. А в Гродно, когда паломники возвращались с
Валаама, с них взяли 40 долларов за... бумажку, на которой было
указано время, в которое, в свою очередь, автомобиль может пересечь
границу. На этом сервис по-белорусски себя исчерпывал.
Кстати, самые лучшие дороги на территории бывшего Союза сейчас,
утверждает бывалый путешественник, в Белоруссии. За что президенту
Лукашенко нужно сказать отдельное спасибо. Довольно часто там
встречаются стоянки, чего не скажешь о российских трассах. В случае
чего на белорусской трассе можно съехать на специально
оборудованную обочину. Литовцы после вступления в Евросоюз тоже
постепенно приводят свои дороги в порядок.
Хуже всего автомобилисту приходится в России, на окраине любой
области, особенно, если нужно пересечь её границы, минуя
магистральную трассу. Иногда это просто невозможно сделать без
вездехода "Урал". Совершить большой крюк и миновать два
областных центра порой проще, нежели преодолеть расстояние в 40 км
между двумя населёнными пунктами.
Только две поломки за три года паломничеств впомнились Сергею.
Причем обе случились на М1, казалось бы, центральной российской
трассе.
- На дороге из Можайска в Смоленск в одном месте были плохо
пригнаны асфальтовые стыки. Автобус летел на скорости 100 км/ч, и
мы почувствовали, как он всеми шестью колёсами оторвался от земли.
А когда приземлился, дала течь система охлаждения. В другой раз
прокололи шину.
Интересуюсь, куда в ближайшее время направит колёса очередной
частный автобус, арендованный "Паломником". Сергей Шарипов тяжело
вздыхает. К сожалению, ужесточение европейских норм и требований к
перевозчикам, действующее уже более года, сильно ограничило
возможности организаторов паломнических поездок. Водитель имеет
право провести за рулём не более 8 часов, далее он должен
остановить автомобиль на 11 часов и отдыхать, причём время стоянки
сверяется по тахометру. Если раньше можно было, имея двух сменных
водителей, преодолеть расстояние в 1800 км за сутки, то есть вся
поездка укладывалась в сроки традиционных российских праздников,
майских, например, то теперь от поездок на подобные расстояния
придётся отказаться. Да и полсуток простоя тоже денег стоят.
- Вместо четырёх-пяти поездок в год, как раньше, теперь, наверное,
придётся довольствоваться одной-двумя. Хотя не мешало бы съездить
на Валаам, а потом - на Украину, в Свято-Успенскую Светогорьевскую
Лавру, которая совсем недавно, 25 сентября, получила свой высокий
статус Лавры.
Сергей показывает мне буклет и обращает внимание на старинный храм
и кельи, вырубленные под ним прямо в меловой скале. А ещё он
планирует посетить Александро-Свирский монастырь. Несмотря на
трудности, эти люди не собираются отказываться от своего увлечения,
пусть даже из года в год они будут посещать одни и те же заповедные
уголки планеты.
Паломники сильно отличаются от туристов, отмечает Сергей Шарипов.
Последним подавай всё время новые экзотические места. А первым
нужна пища исключительно духовная, знакомое место, где можно
пообщаться с духовными наставниками, отдохнуть от мирской суеты,
набраться сил. Уже то, что люди на несколько дней выбиваются из
стрессового городского ритма, благотворно сказывается на них. В
святых местах паломники готовятся к исповеди и причастию, молятся,
смотрят видеофильмы про те обители, которые им ещё предстоит
посетить.
Автобус или автомобиль - это общий дом большой дружной семьи.
Где все только свои, и где без страха можно оставить вещи. Помимо
экономии, это ещё одна из причин, почему путешествовать по святым и
просто памятным местам всё же лучше своим ходом.
Надежда Исаева,
"Авторынок
Калининграда"
, №40 от 12.10.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|