"Мазда" - оружие победы
Автокросс в нашей области является одним из интереснейших видов
спорта: шумная орава из десятка мчащихся в клубах пыли или брызгах
грязи машин, постоянно происходящие столкновения, смена лидера по
нескольку раз за круг никого не могут оставить равнодушным.
Конечно, жёсткие условия кросса подразумевают участие в нём
специально подготовленных автомобилей - серийные не проедут тут и
пары кругов. О том, как готовятся к гонкам машины, мне рассказал
один из лучших кроссменов региона, вице-чемпион нынешнего года по
автокроссу Александр Артемьев.
За
пять лет выступлений в чемпионате Калининградской области по автокроссу
Александр на чём только не выступал - и на вальяжных заднеприводных
"Мерседесах", и на одноимённом джипе, и на дизельном "Гольфе", и
на древней "Тойоте". Но наилучшим образом зарекомендовали себя японские
авто - полноприводные турбонаддувные "Мазда 323 GT-R" и "Субару
Леоне". "Мазды" уже в серийном варианте имеют при объёме мотора
в 1,8 литра мощность порядка 190 лошадиных сил.
В процессе снятия катализатора, большей части глушителя и установки
более производительной турбины мощность повышается примерно до 250
л.с. Маленький нюанс - турбина покупается подержанная (обычно на
"разборке"), она способна раскручиваться до 200 тыс. оборотов в
минуту. Такая турбина имеет большие зазоры, и это хорошо. А вот
на новых
агрегатах нет уверенности, что это условие будет соблюдено.
Полезно установить
блок управления двигателем от тюнинговой "Мазды",
благодаря которому мотор раскручивается почти до 10 тыс. об/мин.
В подвеске изменяются амортизаторы. В них после модификации
наливают синтетическое масло для жёсткости. Заодно внутрь
стандартных пружин ставят пружины от "первого" "Гольфа". Теперь
машине не страшны ни ямы, ни трамплины.
Немало изменений вносят и в кузов. Для начала снимают все фары,
фонари, боковые стёкла, сиденья, предметы шумо- и виброизоляции.
Короче, остаётся "голый" кузов. В него вваривают каркас
безопасности из стальных труб. Затем устанавливается сиденье
пилота, многоточечные ремни безопасности, огнетушитель. На крышку
багажника и капот ставят дополнительные замки-фиксаторы, запираемые
снаружи. Кстати, к вопросу о безопасности. Артемьев давно понял,
что можно экономить на чём угодно, только не на безопасности.
Поэтому на его машинах стоят каркасы из более толстых труб и с
более развитой структурой, нежели требуется по регламенту местных
гонок. А ещё "кресты" (Х-образное переплетение) в дверях и за
спиной пилота (на одной из "Мазд" - сделано даже на крыше). Конечно, это
утяжеляет машину, но ведь здоровье и жизнь важнее.
Эта осторожность однажды здорово выручила пилота. На кроссе в Литве
Александр обгонял одного из соперников, а тот не захотел сдаваться
и отжал Артемьева к обочине. Автомобиль заехал на бруствер,
перевернулся и проскользил на крыше метров пятнадцать. Кто знает,
может быть именно "крест" на крыше и помог выйти калининградцу
невредимым из этой серьёзной передряги.
Вместо задних боковых стёкол натягивается металлическая сетка (в своей
машине Артемьев все стёкла сменил на сетку). Внутри срезается весь
лишний металл, не влияющий на жёсткость кузова. В багажнике
"Мазды" устанавливаются радиаторы, обдуваемые вентиляторами и
потоком воздуха, идущего через сетки сбоку. Это сделано для
надёжности, ведь когда радиатор спереди, в него летит вся дорожная
грязь, и он забивается, а мотор кипит.
Под капотом между чашками пружин ставится металлическая
растяжка-труба, служащая для увеличения жёсткости передней части
кузова. Штатные колёса меняют на литые, "обувают" их в специальную
внедорожную резину с развитыми грунтозацепами. От удачного выбора
резины зависит очень многое, гонщики ломают голову после каждого
заезда, что поставить - с мелким рисунком, или злобные "соски".
Одна из проблем, преследующих Артемьева и его машину - коробка
передач. В условиях кросса нежная маздовская коробка не выдерживает
нагрузок и быстро разваливается. А так как полноприводные "Мазды"
необычайно редки, найти новую почти невозможно. Поиски в
Калининграде, Литве, Польше и Германии результата не принесли.
Поэтому было принято решение - к следующему году мотор разместить
продольно, а не поперечно, как сейчас, и состыковать его с
"субаровской" коробкой. Это не проблема - "Субару" в Калининграде
много, и их КПП характеризуется, как исключительно надёжные. По
мнению Александра, это довольно удачный вариант, который приведёт
его к победе.
А пока он занят поиском кадров. Среди механиков Артемьева нет
людей, больных автоспортом и мечтающих работать именно со
спортивной техникой. Александр даже подумывает, не заняться ли этим
ему самому. Что ж, время покажет. Остаётся пожелать Александру
удачи в делах и с нетерпением ждать следующего сезона.
Сергей Степанов, фото автора,
"Авторынок
Калининграда"
, №49 от 14.12.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|