Похоронное бюро для "железного друга"
Его работу пока тормозят калининградские чиновники
Проблема автомобильных "трупов", замусоривших наши
дворы и городские окраины (об этом мы писали в № 48 от 7 декабря
2004 г.), похоже, не сильно "зацепила" калининградских автолюбителей.
По крайней мере, на призыв высказаться по озвученной теме откликнувшихся
не оказалось. Что ж, эта позиция не сильно отличается от той, что
продемонстрировали чиновники всех мастей: всех бы устроило, если
бы проблема рассосалась как-нибудь сама собой. На то, чтобы её решить,
у них не хватает ни желания, ни полномочий, ни средств.
Тем
не менее мне удалось пообщаться с людьми, которые уверены, что ситуация
небезнадёжна. С 1998 года в Калиниградской области функционирует
некоммерческая организация - региональная экологическая ассоциация
"Балтэкогор". Под эгидой этой ассоциации группа предпринимателей
предложила свои услуги по оптимизации процесса утилизации транспортных
средств.
Шина - источник бензина
Не секрет, что детали автомобиля, который владелец сумел пристроить
в пункт разборки, попадают частично на запчасти, а частью - на
свалку, в худшем же случае оседают где-нибудь в канаве недалеко от
пункта авторазборки. Особенно это касается шин, аккумуляторов,
пластика и отработанных масел, не пользующихся особой популярностью
среди переработчиков. Между тем, в Калининградской области есть все
условия для того, чтобы утилизировать "мёртвый" автомобиль до
последнего винтика. Усилиями Ассоциации для этого была создана
система из восьми предприятий и трёх авторазборок, отобранных на
конкурсной основе.
Уже в начале осени на территории области могла быть внедрена
уникальная технология, позволяющая превращать негодные шины и
ненужный пластик в качественное топливо. Введение её в действие
должно было замкнуть цикл полной утилизации автомобиля. Специалисты
фирм "Экоформ" и "Экошина" провели сравнительный анализ всех
пиролизных установок, сконструированных в России.
Пиролиз - процесс, обратный процессу крекинга нефти, позволяющий
превращать в топливо не только шины и пластик, но и любые вещества
и материалы, в основе которых лежат соединения углерода. Например,
костные останки со скотобоен, жиры, отработанное подсолнечное
масло.
В Европе, кстати, этот метод известен давно. Отечественные же
конструкторы разработали девять вариантов пиролизных установок.
Каждый из них обладает своим набором "плюсов" и "минусов".
Некоторые из них работают только на привозном топливе и потребляют
много энергии, другие - занимают много места, третьи - выбрасывают
в атмосферу больше вредных веществ, чем это предусмотрено
экологическими нормами. Сибирские конструкторы, взяв на вооружение
положительные моменты всех девяти вариантов, собрали для
"Экоформа" базовую модель, которая была усовершенствована уже на
месте.
Согласно расчётам, установка может переработать в сутки около 9
тонн углеродного сырья, примерно 40% его превратив в жидкое
топливо, аналог М 100, а 25% - в сорбент, необходимый, например,
для очистки воды или сбора нефти при её разливах. Установка может
работать как мини-котельная, сжигая полученное топливо, которое
экономичнее привычного топочного мазута примерно на 20-25%.
Побочными продуктами пиролиза являются металлокорд (до 100
килограммов с тонны) и сера.
Самое интересное, что для запуска такой установки требуется не
более половины стандартного баллона с пропаном или бутаном. Далее
она "питается" пиролизным газом собственной выработки. Причём нужно
его в сутки до 700 кг, а установка способна выработать вдвое
больше. Излишки могут, опять же, использоваться в котельной.
В таком режиме, согласно методике, установка может без помех
проработать до полугода, после чего её нужно остановить, чтобы
прочистить катализаторы. Для обслуживания этого оборудования
требуется всего два человека.
Тянем-потянем резину
В общем, дело сталось за малым - внедрить технологию по утилизации
углеродов на территории Калининградской области. В "Экоформе"
здраво рассудили, что легче пройти все инстанции и получить
соответствующее разрешение не в областном центре, а в одном из
муниципальных образований. Выбрали Светловский городской округ.
Однако здесь бизнесмены столкнулись с неожиданной проблемой.
- Экологи предъявили к маленькой установке такой же набор
требований, как к большому предприятию, - признался Олег Аминов,
руководитель "Экоформа". - Уже полгода мы собираем различные
бумажки, а общественные слушания по её внедрению всё никак не
начнутся: администрация округа не отдаёт распоряжения. Сейчас всю
нашу документацию проверяет светловская прокуратура.
Между тем подписание акта выбора участка включает в себя несколько
этапов. Промышленная переработка шин не начнётся без заключения
государственной экологической экспертизы и Ростехнадзора, а также
без одобрения проекта на общественных слушаниях. Экологи должны
прежде всего убедиться, что предполагаемый вред, который работа
нового оборудования нанесёт окружающей среде, не будет превышать
тот, который уже наносят ей бесхозные останки автомобилей. В
идеале, понятно, он должен свестись к нулю. В "Экоформе" уверены
также в том, что автомобили на ходу наносят гораздо больший урон
природе, чем их уникальная установка.
Трудно сказать, что так сильно влияет на сроки оформления всех
необходимых документов: особенности работы чиновников разных
уровней, серьёзность проблемы или реорганизация Минприроды и всех
подчинённых ему структур. Ясно только одно - для экологов,
чиновников и бизнесменов время течёт по-разному. Последние
переживают: технологии не стоят на месте, оборудование морально
устаревает, потенциальные же доходы буквально валяются
незадействованными под ногами.
Один образец нового агрегата уже смонтирован в районе посёлка
Волочаевское. Первый раз его запускали, чтобы убедиться в том,
что все узлы исправно работают после небольшой реконструкции.
Чуть позже запуск пришлось повторить для того, чтобы получить
экологический паспорт от технадзора.
- Принудительно останавливать установку - всё равно, что стопорить
бетономешалку, полную раствора, - утверждает Олег Аминов. - Если
продолжать в том же духе, скоро придётся досрочно чистить
катализаторы.
В "Экоформе" полагают, что новая технология утилизации углеродных
соединений будет востребована и в областном центре. Для очистки
калининградских улиц от останков брошенных автомобилей потребуется
примерно 11 установок. И участок в полтора гектара для
складирования шин и прочих отходов.
Предприниматели-переработчики готовы принимать резину и пластик по
более низким тарифам, чем она доставляется на городскую свалку, а
также бесплатно вывозить их с территорий дачных и гаражных обществ,
муниципальных предприятий, в том числе, автотранпортного комплекса.
Но взамен ждут от властей дотаций или льгот по аренде за землю. И,
конечно, объективного заключения местных специалистов-экологов, с
которым те, увы, пока явно не торопятся.
Вроде бы всё всем понятно, но вопрос "решается" уже не первый год.
Переработчикам прямо никто не отказывает, но и "зелёный свет" не
зажигает, требуя всё новых и новых бумаг. Бумаги гуляют между
кабинетами вице-мэра, председателями комиссий горсовета и юристов.
Возможно, средства, не предусмотренные в бюджете на утилизацию
опасных отходов, - ещё один камень преткновения в отношениях между
постоянной комиссией по контролю за деятельностью предприятий и
организаций автотранспортного комплекса (руководитель - вице-мэр
Юрий Беденко), Ассоциацией переработчиков и горсоветом
Калининграда, за которым - последнее слово в этом вопросе. Деньги,
конечно, из воздуха не возьмёшь.
- В Европе за ввоз на территорию страны или изготовление изделий из
резины, пластика и других материалов, характеризующихся выделением
опасных отходов, в бюджеты идут отчисления на утилизацию. Поэтому
таких проблем не возникает, - объясняет председатель региональной
экологической ассоциации "Балтэкогор" Александр Беднов. - У нас же
это законами не предусмотрено. Если власти не пойдут навстречу или,
скажем, не удастся получить европейский грант, придётся установку
продать. Например, соседней Литве - уж там-то экологию уважают.
В ближайшее время руководство "Экошины" планирует привезти в
Калининград ещё одну установку для утилизации шин. При помощи
создающегося в ней вихревого потока она способна измельчать
покрышки в порошок, отделяя резину от металла. Правда, о том,
приживётся ли в нашем регионе и это изобретение, сказать пока
трудно.
Есть у энтузиастов и оригинальная идея, как восполнить пробел в
законах разных уровней по поводу ответственности автовладельцев.
Например, для того, чтобы хозяева не бросали где попало автомобили,
снятые с учёта, Ассоциация предложила органам ГИБДД внести
изменения в порядок снятия транспортных средств с учёта. Выглядеть,
по словам Александра Беднова, это должно так: владелец доставляет
машину на одну из авторазборок, входящих в систему утилизации, где
ему выдают специальный талон с указанием всех её параметров и
технических данных. А уже с талоном и другими документами владелец
отправляется в МРЭО, где снимает автомобиль с учета.
Однако эта схема пока не нашла понимания ни в ГИБДД, ни в органах
местной власти. Хотя, казалось бы, закону она не противоречит,
поскольку снятие с учёта для последующей утилизации не предполагает
техосмотра, да по сути, и наличия самой машины.
Надежда Исаева
,
"Авторынок Калининграда"
, №50 от 21.12.2004
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Романенко Виктор
(-----.202.116) 11:39 01.08.2005
Вопрос по статье
Занимаюсь подобным мероприятием в своём городе. Подскажите как связаться с руководителем Экоформа Олегом Аминовым.
#2
Красников Валерий Анатольевич
(-----.finfort.com) 15:48 12.09.2005
Переработка автомобильных шин
Здравствуйте. Интересует технико-коммерческое предложение по пиролизу автошин.
#3
Виталий Фёдорович
(-----.online.kz) 20:23 03.11.2005
Закупка технологиии и оборудования
Здравствуйте, Олег Аминов !
Очень актуальная тема по переработке бу автошин в пиролизное топливо. Прошу поделиться информацией, где можно приобрести высокоэффективную недорогую установку по рециклингу бу автошин.
Мои контакты : Казахстан, г.Караганда, тел-факс:8-3212-562-481, тел. 493-633, моб. 8-3005143343. Виталий
#4
артемов игорь
(-----.spb.ru) 12:14 06.02.2006
пиролиз
Здравствуйте.Скажите....тут есть кто реально работает в этой теме? Пол года ломаю голову какую установку лучше взять...спросить не у кого.....у всех продавцов...их лучшая.Какие подводные камни...?Буду очень признателен.....
Добавить комментарий
|