Большой секрет билетного червонца
Тарифы на проезд: обоснованы или взяты с потолка?
Цена поездки в городском общественном транспорте для калининградцев
официально взлетела до 10 рублей ещё в ноябре прошлого года
(правда, лишь на маршрутах, обслуживаемых частными перевозчиками).
И снижением тарифов на пассажирские перевозки, как то
прогнозировали с отменой льгот на проезд отдельные специалисты,
пока даже не пахнет.
Всем сестрам - по серьгам
Падение
платы за проезд чуть ли не до 5 рублей, например, неоднократно озвучивал
председатель Калининградского союза предпринимателей Сергей Пасько.
Говоря о возможности заметно снизить тарифы на проезд в общественном
транспорте, он ссылался на расчёты транспортного управления мэрии.
Если мы не ошибаемся, в их основе лежит принцип социальной справедливости:
сумму, которая необходима частным и муниципальным перевозчикам на
обслуживание транспорта плюс предполагаемую прибыль, предлагается
поровну раскидать между всеми пассажирами.
Идея, конечно, интересная, но, чтобы с ней согласиться или её
отвергнуть, нужна самая малость - узнать, какие реальные затраты
несут перевозчики или, на худой конец, во сколько на самом деле
в среднем обходится перевозка одного пассажира.
Когда мы попытались это сделать, то пришли к неожиданному выводу:
себестоимость одной поездки в общественном транспорте - самый
большой секрет городского транспортного комплекса.
Семь пишем - десять в уме
Как известно, контроль за ростом цен - прерогатива новой
региональной структуры, Главного управления по регулированию цен и
тарифов при обладминистрации, образованного летом прошлого года на
базе бывшей же областной энергетической комиссии.
Калининградцы, надеюсь, помнят, что ещё год назад городской
транспорт перевозил пассажиров за семь рублей. Летом частные
перевозчики объявили, что эта сумма не покрывает всех их расходов
на оказание транспортных услуг и стоимость проезда должна подняться
минимум до десяти рублей.
В начале сентября, когда перевозчики предложили их поднять,
новоиспечённое Управление по регулированию официально заявило, что
тарифы останутся прежними. Впрочем, частников это не остановило, и
они в одностороннем порядке повысили плату за проезд, чем вызвали
гнев сильных мира сего.
Пока чиновники и предприниматели занимались словесной перепалкой,
проясняя отдельные правовые коллизии, народ безропотно принял
новые условия проезда на городском транспорте. Точку в затянувшемся
конфликте поставил мэр Калининграда Юрий Савенко, убедив
перевозчиков не идти наперекор власти. Цены до ноября вернули на
прежний уровень, пока бывшие "энергетики" не "разродились" наконец
решением, окончательно установившим в качестве платы за проезд в
общественном транспорте (частном) 10-рублёвую тарифную планку.
Не для простого ума
Невинная просьба корреспондента "Авторынка Калининграда" ознакомить
его с составляющими нового тарифа на проезд в общественном
транспорте вызвала в Главном управлении по регулированию цен и
тарифов неожиданную реакцию. "Вы, журналисты, ничего в этом не
поймёте и будете только вводить читателей в заблуждение", - без
обиняков заявил начальник управления Сергей Дягилев.
Не прояснил ситуацию и официальный письменный запрос, на который
управление (в установленные, надо отдать ей должное, сроки)
ответило некой таблицей, раскрывающей, как мы догадались,
структуру себестоимости одной пассажирской поездки. Вся беда, что
объективность приводимых в бумаге цифр никоим образом не вытекала
из самих расчётов, а значит, грош им была цена. Предоставить же
реальные экономические выкладки специалистов, на основании которых
принималось решение об увеличении тарифа до 10 рублей, причём в
полном объёме, как мы того просили, чиновники не пожелали.
Между тем, согласно распоряжению губернатора Калининградской
области Владимира Егорова, тарифное управление уполномочено
"разрабатывать и утверждать нормативно-правовые рекомендации по
вопросам формирования аргументации цен (тарифов) в рамках
действующего законодательства". То есть, попросту говоря,
госслужащие могут запросто популярно растолковать общественности,
почему мы платим за проезд в общественном транспорте именно
червонец. Могут, но, как видим, почему-то не хотят.
В этой связи в голову сразу приходит мысль, что никакой чёткой
схемы формирования тарифа просто не существует в природе. И за
неимением таковой "нужная" цифра просто берётся с потолка или
утверждается "по просьбе" перевозчиков. Иначе какой резон Главному
управлению замалчивать информацию об экономических составляющих
нового тарифа?
И ещё на одну любопытную деталь обратил внимание председатель
Калининградского союза предпринимателей Сергей Пасько. Действующий
в РФ Гражданский кодекс гласит, что "плата за перевозку грузов,
пассажиров и багажа определяется на основе тарифов, утверждаемых
транспортными уставами и кодексами". Однако в России сейчас нет
действующих транспортных уставов или кодексов федерального
значения. Тогда вообще непонятно, какими соображениями
руководствуется управление, утверждая те или иные тарифы.
За ту же цену с ветерком
Начальник транспортного управления мэрии Калининграда Андрей
Насонов не уверен пока, что при отмене всех льгот тарифы на
пассажирские перевозки должны автоматически снизиться. Говорить об
этом, по мнению чиновника, ещё очень рано, нужно выждать хотя бы
месяц. Насонов пояснил, что если в прошлом году льготами
пользовались 60% пассажиров, то ныне определить процентное
содержание льготников в общем пассажирском потоке не представляется
возможным, известно лишь их приблизительное число: сорок пять тысяч
ветеранов, восемь тысяч тружеников тыла, две тысячи жертв
репрессий, небольшое количество героев СССР и России, а также
школьники и студенты из малообеспеченных семей, социальные
работники.
Затрудняет прогнозы и перераспределение пассажирского
потока. Те, кто побогаче, предпочитают теперь пользоваться
мини-маршрутками - за те же деньги, что и в большом автобусе,
можно прокатиться быстро и с комфортом. Те, кто победнее,
стали преимущественно ходить пешком.
Правда, при этом Андрей Насонов считает, что 15 миллионов рублей,
которые в этом году выделила администрация области городским
перевозчикам в качестве компенсации за льготников, хватит примерно
на полтора-два месяца, в реальности их требуется не менее девяносто
шести миллионов в год.
Не знаем, на чём основываются эти расчёты, но предполагаем здесь два
варианта. Первый: пассажиры, оплачивающие полную стоимость проезда,
вообще не учитывались при подсчёте прибылей и убытков перевозчиков.
То есть соотношение льготников и остальных пассажиров в реальности
не нашло отражения при определении единичной стоимости поездки.
Будет ли оно учитываться в дальнейшем - неизвестно. Вариант второй:
в транспортном управлении знают гораздо больше, чем говорят
журналистам.
Оптом - лучше?
Несколько лет тому назад реально сэкономить на проезде можно было,
приобретя месячный проездной билет. Даже на два вида транспорта его
цена была соизмерима со студенческой стипендией или невысокой
зарплатой.
Ныне цены заметно возросли. Полная стоимость месячного проездного
на муниципальные автобусы восьми маршрутов - 600 рублей.
На трамвай или троллейбус - 400 рублей. На два вида транспорта
(трамвай-троллейбус) - уже 550, а на все три - 900. Чтобы
выяснить, на чём основывается расчёт стоимости месячного
проездного, я обратилась за комментарием к директору МУП ТТУ Ивану
Кравцову.
Этот страшный секрет господин Кравцов мне так и не открыл,
сославшись на коммерческую тайну. Хотя трамвайно-троллейбусное
управление - предприятие муниципальное. Намекнул, правда, что
окончательное слово в этом вопросе за Андреем Насоновым и
депутатами горсовета, которые утверждают стоимость проездных
билетов. Как признался Иван Иванович, расчёты его специалистов
не совпали с теми, которые выдали в свет мэрские экономисты.
Правда, в большую или меньшую сторону не совпали, выяснить
так и не удалось.
Начальник транспортного управления мэрии Андрей Насонов объяснил,
что стоимость месячного проездного определяется согласно среднему
количеству поездок, которое совершает гражданин той или иной
категории (всего их три - взрослые, школьники и студенты) на одном
или нескольких видах транспорта. Причём эти нормы определены
инструкцией Госкомстата от 2002 года.
Считается, что взрослый гражданин совершает в месяц в среднем 120
поездок (4 в день!). То есть, не имея проездного, на трамвай или
троллейбус он потратит 960 рублей, а на автобус - 1200. Логично,
что "оплата поездок оптом" гораздо дешевле. Но почему проездные
стоят именно столько сегодня, Андрей Насонов нам разъяснить не
смог.
Три рубля раздора
Очень, конечно, всё это любопытно. К кому ни обратись, все уверены
в своей правоте, но доказать её при этом не могут. Председатель
союза предпринимателей ссылается на мэрию. Директор ТТУ - на
горсовет и Главное управление по регулированию цен и тарифов.
Управление - на мифических специалистов.
Одни бизнесмены честно признались, что ничего не скажут, потому что
это не в их интересах. На их месте мы поступили бы точно так же.
Поэтому мы вряд ли узнаем, какова же реальная себестоимость проезда
в общественном транспорте.
Впрочем, о том, что десять рублей - сумма явно завышенная, косвенно
свидетельствует следующий факт. В декабре, когда городские
перевозчики взвинтили цены до червонца, конкурирующие с ними
областники в борьбе за клиентуру не стали следовать их примеру.
Вряд ли они стали бы так поступать, если бы эта разница в три
недополученных рубля, помноженная на количество перевозимых
пассажиров, приносила серьёзные убытки.
Надежда Исаева, Владимир Шахов
,
"Авторынок Калининграда"
, №3 от 25.01.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Я
(-----.102.130) 15:57 27.01.2005
Бей гадов!!!
Даёшь проезд в 5 рублей!!!
Добавить комментарий
|