Виновен в аварии? Ответь по закону

Ответственность за ДТП должны нести наряду с водителями
и нерадивые пешеходы

Очередное заседание правительственной комиссии по безопасности движения, как и большинство предыдущих, было посвящено вопросам усиления ответственности за нарушение Правил дорожного движения. В случае, если Госдума даст добро, изменив соответствующий закон, то и без поправок в Кодекс об административных правонарушениях штрафы вырастут в несколько раз.

Пешеходы и водители

Необходимость навести, наконец, порядок на российских дорогах назрела давно. Увеличение штрафов за нарушение ПДД - одна из эффективных, по мысли сильных мира сего, форм воздействия на любителей покататься как бог на душу положит. Статистика, однако, показывает, что пешеходы виноваты в дорожно-транспортных происшествиях отнюдь не меньше водителей. Согласно ей, около 70% ДТП с участием пешеходов происходят именно по их вине. Вот основные нарушения со стороны пешеходов:
- переход дороги в неустановленном месте или перед близко идущим ТС;
- переход вне пешеходного перехода;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортного средства;
- переход проезжей части в нетрезвом состоянии.

Что грозит пешеходу за допущенные нарушения? По закону - штраф в размере до 3 МРОТ, не более. При этом на практике наказать пешехода-нарушителя очень и очень непросто. Скажем, водитель всегда имеет при себе удостоверение, по которому его можно идентифицировать. А пешеход может сослаться на отсутствие каких-либо документов. Инспектору ГИБДД в подобных случаях вменяется оставлять пост и сопровождать нарушителя в ближайшее отделение милиции для выяснения личности. Однако трудно представить, чтобы каждого нерадивого пешехода непременно сопровождал в милицию гаишник. Это же сколько нужно инспекторов по дорогам расставить!

Взять, к примеру, улицу Черняховского. Мимо Центрального рынка там без молитвы просто не проедешь! В итоге, даже если протокол нарушения инспектором будет составлен, нет никакой гарантии, что пешеход в течение положенного месяца оплатит штраф. Правда, в новой редакции статьи 20.25 Административного кодекса РФ неуплата штрафа влечёт либо административный арест на 15 суток, либо увеличение суммы штрафа в два раза. Причём копию документа, свидетельствующую об уплате, нарушитель должен направить в орган, вынесший постановление. При её отсутствии по истечении 30 дней с момента наложения штрафа дело переходит к судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Однако, если учесть, что пристав получает проценты от суммы каждого штрафа, то та мелочь, на которую обычно штрафуют пешеходов (ну что такое 50 рублей!), приставов едва ли заинтересует - больше беготни. Как изменить меру наказания пешеходам, сделать её действенной, в Управлении ГИБДД МВД России пока не знают. И даже увеличение суммы административного штрафа считают мерой недостаточной.

В России пешеход всегда прав!

Такой вывод напрашивается, если сравнить ответственность пешехода и водителя за происшествия на дорогах, прописанную в российском законодательстве. В Административном кодексе РФ есть только две статьи (12.29, ч.1 и 12.30), предусматривающие штрафы за нарушение пешеходом Правил дорожного движения, причём сумма штрафа весьма незначительна. Он может лишиться максимум 3 МРОТ, и то за "действие, повлекшее по неосторожности причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего" (ст. 12.30, ч.2). В остальных случаях пешеходу грозят денежные потери от 0,5 до 1 МРОТ или обычное предупреждение инспектора ГИБДД.

Согласно Уголовному кодексу РФ, пешеходы могут быть наказаны только по статье 268 "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта". Если "деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", он может быть наказан ограничением свободы на срок до трёх лет, или арестом на два-четыре месяца, или лишением свободы до двух лет (ст.286, ч.1). Если же действия пешехода повлекли за собой смерть человека, то виновнику грозит лишение или ограничение свободы на срок до пяти лет (ст.286, ч.2). В случае, когда погибнут два и более человека (ст.286, ч.3), нарушитель может оказаться за решёткой уже на срок до семи лет.

Впрочем, сведениями о привлечении пешеходов к уголовной ответственности Генеральная прокуратура России не располагает, из чего следует вывод: пешеходов в России к уголовной ответственности не привлекают. Не мешало бы в этой связи вспомнить знаменитый сериал "Знатоки", в одной из серий которого легендарные Пал Палыч, Томин и Кибрит изобличают пешехода (начальника средней руки), по вине которого произошло ДТП, причём в тюрьме едва не оказался ни в чём не повинный водитель. Как и положено, фильм закончился арестом злодея.

К автомобилистам закон относится гораздо серьёзнее. В том же Административном кодексе предусмотрено более 29 статей, по которым водители могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 20 МРОТ и лишиться права вождения на срок от двух месяцев до года. А по статье 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" водителю вообще могут впаять от двух до семи лет в зависимости от последствий нарушения, а также лишить прав на срок до трёх лет. Предусмотрено также ограничение свободы (до пяти лет) или арест на срок от трёх месяцев до полугода, но только в тех случаях, когда потерпевший остался жив (ст.264, ч.1).

Пешеходолюбивые законодатели приняли и включили в Гражданский кодекс и совсем уж абсурдную норму (статья 1083 ГК РФ): "Учёт вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред": "...при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен, или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается". Говоря проще, даже если отъявленный пьяница будет валяться на автомагистрали и водитель наедет на него, в возмещении вреда алкашу-виновнику ДТП отказать, по воле законодателей, нельзя.

Нарушил - плати

Дискутируя по поводу увеличения размеров штрафов за нарушение ПДД водителями, в МВД и в правительстве кивают на Запад - дескать, там высокие штрафы, и поэтому мало нарушают. Да, штрафы там действительно высокие, но не только для водителей, но и для пешеходов, нарушающих ПДД. Так, вступивший с 1 сентября 2004 года в силу новый эстонский закон позволяет дорожной полиции наказывать недисциплинированных пешеходов штрафами до 3 тысяч крон ($240). Столь крупный штраф на пешехода может быть наложен, если по его вине на дороге возникла опасная ситуация или произошла авария с особо тяжкими последствиями. Закон не определяет минимальной ставки штрафа, предоставляя свободу выбора полицейскому, который сам должен оценить всю тяжесть нарушения, совершённого пешеходом, исходя из реальной ситуации. По мнению водителей, данное ужесточение штрафов для пешеходов поможет перевоспитать любителей перебегать дорогу в неположенном месте. Пешеходы, наоборот, считают введённую систему штрафов драконовской, апеллируя к тому, что за 3 тысячи крон, к примеру, можно купить в лизинг новый автомобиль.

В Чехии, по всей вероятности, дела на дорогах обстоят значительно хуже, если в пешеходов-нарушителей сотрудники полиции уже просто стреляют. Так, в городе Пльзень сотрудник дорожной полиции открыл огонь из своего табельного оружия поверх голов пешеходов, когда те начали переходить дорогу на красный свет. Как пишет местная газета, одна пуля попала в проезжавшую машину, но, к счастью, ни водитель, ни пассажиры не пострадали. По факту происшествия проводится расследование. Как утверждает газета, офицер выстрелил несколько раз в воздух, после того как пешеходы проигнорировали его призывы не переходить дорогу, пока не загорится разрешающий сигнал светофора.

Необычное наказание для нарушителей дорожного движения придумали на Филиппинах: на центральных улицах Манилы пешеходов, не желающих идти по тротуару, регулировщики прогоняют с проезжей части мокрым одеялом. Полотнище с надписью "Уйди с дороги" прикреплено к древку наподобие флага. Проезжая вдоль тротуаров, регулировщики бесцеремонно шлёпают им зазевавшихся прохожих и уличных торговцев. Люди возмущаются: на тротуарах грязно и тесно, а власти вместо того, чтобы навести порядок, разгоняют граждан, как овец. Довольны только водители!

Советы от кота Леопольда

Хотелось бы обратиться к нашим пешеходам и повторить азбучную истину. Уважаемые земляки, будьте предельно внимательны и осторожны! Сэкономленные несколько минут не стоят Вашего здоровья, а зачастую и жизни. Переходите проезжую часть только по пешеходному переходу.

Не стойте на проезжей части! Ожидайте маршрутные транспортные средства на приподнятых остановочных пунктах. Для посадки в транспортное средство выходите на проезжую часть только после его остановки, как этого требуют Правила дорожного движения. После высадки из маршрутного транспортного средства, не задерживаясь, освободите проезжую часть!

Будьте, наконец, взаимно вежливы!

Все свои замечания и пожелания прошу присылать на электронный адрес: sovetnik@list.ru

Ольга Лысенко, юрист Бюро правовых и консалтинговых услуг "Советник", "Авторынок Калининграда", №5 от 8.02.2005


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 218


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Пoпуляpныe cтaтьи


Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: admin@auto39.ru
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru