"Зелёная карта" - признак зрелости
Большинство
водителей, особенно в приграничных странах, отлично знают, что такое
"Зелёная карта". Это безопасность движения, это юридическая поддержка
в любых сложных ситуациях, которыми так изобилуют дороги любой страны
мира, это, наконец, просто необходимое условие пересечения границы.
Ведь "Зелёная карта" фактически делает автовладельца гражданином
своей страны. И при любых сложностях, возникающих на трассе, человек
с "Зелёной картой" - это не просто неизвестно кто и неизвестно на
чём, а полноценный участник дорожного движения, права и обязанности
которого защищены и гарантированы всей мощью государства и страхового
бизнеса.
О важнейших направлениях и целях этих стратегических
изменений рассказывает Владимир Козлов, начальник управления методологии
страхования Российского Союза Автостраховщиков:
- Система "Зелёная карта" была создана в середине прошлого века в
ряде европейских государств для того, чтобы снять все препятствия к
перемещению граждан между странами. Эта задача была очень актуальна
для стран Европы в послевоенный период и стала ещё актуальнее,
когда был образован Евросоюз.
Люди получили возможность свободно пересекать границы, и власти
столкнулись с вопросом: когда автовладелец въезжает на территорию
другого государства и причиняет вред, кто этот вред должен
возмещать? Поскольку в ряде европейских стран обязательная
автогражданка вводилась уже в 20-х годах прошлого века, нужно было
выработать некий механизм, позволяющий страховым компаниям
различных стран улаживать между собой вопросы финансовых
взаимоотношений. Решением данного вопроса стало соглашение о
свободном перемещении автовладельцев со страховым полисом
национального страховщика по странам, присоединившимся к
соглашению. А в каждой стране было создано национальное Бюро
"Зелёная карта".
Целью Бюро "Зелёная карта" является урегулирование возмещения вреда
пострадавшим в ДТП гражданам своей страны и затем урегулирование
финансовых вопросов с другим национальным Бюро страны, из которой
приехал виновник дорожно-транспортного происшествия.
На сегодня участниками этой системы являются свыше 40 государств, в
том числе в качестве "транзитных" членов там присутствуют такие
страны, как Белоруссия, Украина, страны Балтии, Молдова. То есть
фактически вся европейская часть, в том числе и на постсоветском
пространстве.
- А что же наша страна? Отстаёт?
- Россия предпринимает активные шаги по присоединению к этой
системе, прежде всего в лице РСА. Мы ведём переговоры с Советом
Бюро "Зелёная карта". В этот орган входят представители
национальных Бюро ряда стран-участниц системы, и именно они
определяют политику по допуску других стран в эту систему.
Государству даётся сначала статус "транзитного", или
предварительного, члена системы. В отношении "транзитных" членов
существует определённый перечень ограничений, суть которых сводится
к тому, что допускается продажа "Зелёных карт" только в отношении
граждан этого государства и устанавливаются определённые финансовые
требования: должен формироваться определённый гарантийный депозит,
обеспечивающий финансовую гарантию на случай неплатежеспособности
национального бюро или страховщиков, а также если бюро не вносит
членские взносы. На сегодня для России размер такого гарантийного
депозита составляет 11 млн евро.
- Откуда возникла эта цифра?
- Смысл расчёта этого депозита таков: установлен определённый лимит
депозита в зависимости от количества транспортных средств,
зарегистрированных на территории государства. В России
зарегистрировано 35 млн автомобилей. Так вот, если транспортных
средств в стране не более 20 млн, депозит составляет 8 млн евро.
Сверх этих 20 млн депозит уже рассчитывается следующим образом: по
0,2 евро за каждый автомобиль сверх 20 млн.
- Но ведь очевидно, что не все 35 миллионов
российских автомобилей намерены выезжать за пределы страны. Боюсь,
что даже и не десятая часть. Так ли необходимо для "Зелёной карты"
учитывать абсолютно все машины?
- Конечно, у России есть своя специфика - это масштабность
территории. Житель даже Зауралья вряд ли поедет в Европу на своей
машине, он и в Москву-то не всегда поедет. А в Европе все
государства очень плотно соседствуют. Больше того, в нашей
стране ежегодно техосмотр проходит не 35, а 27 млн транспортных
средств - это так называемый реально эксплуатируемый парк. А
выезжает за границу и того меньше. По данным таможни, в год на
российских автовладельцев приходится примерно 6 млн пересечений
границы в оба направления.
Но есть общие правила, установленные Советом Бюро. И условием
вхождения России в эту систему является формирование страховым
сообществом гарантийного депозита. Плюс другие специфические
особенности: например, страховщики должны будут перестраховывать
свои риски, чтобы обеспечить устойчивость этой системы. Кроме того,
сначала Россия получит статус предварительного члена, в котором ей
предстоит пробыть минимум 4-5 лет.
- Так много хлопот... Ради чего всё это? Так
ли уж нужна россиянам "Зелёная карта"?
- "Зелёная карта" - одно из существенных условий сближения России
и Европы; даже для вхождения России в ВТО это важно. Сегодня
россияне, выезжающие за рубеж, покупают полисы иностранных
страховых компаний. Владелец большой фуры, чтобы купить полис
"Зелёной карты", должен заплатить 1000-1200 евро, за автобус
придётся отдать 800 евро, владелец "легковушки" расстанется с 600
евро.
Все эти деньги уходят в иностранные страховые компании.
Присоединение России к системе "Зелёная карта" позволит, во-первых,
снизить стоимость страховки для россиян, во-вторых, деньги,
уходящие за границу, оставить в России.
Когда СССР перестал существовать как единое государство, у всех
бывших союзных республик стали формироваться свои страховые
системы. И сегодня россиянин, чтобы въехать на территорию Беларуси,
должен приобрести полис белорусского страховщика, а с другой
стороны, чтобы белорус въехал на территорию России, нужен полис
российского страховщика. Если Россия присоединится к системе
"Зелёная карта", все эти вопросы будут решены. С этим полисом можно
будет въезжать в 45 стран Европы, в том числе Белоруссию, Украину и
т.п. Все проблемы с родственными визитами, туристическими поездками
будут решены автоматически.
- Видимо, "Зелёная карта" - это ещё и инструмент
повышения прозрачности авторынка?
- В рамках "пилотного" калининградского проекта запланировано
совместно с ГИБДД создание информационной системы, содержащей
сведения об угнанных автомобилях и позволяющей их выявлять. Очень
много угнанных машин уходит, как мы знаем, на Кавказ - там тоже эта
система будет обкатываться. В развитие этого проекта мы планируем
создать систему, когда по номеру машины можно будет установить
буквально всё: не только информацию об угоне и авариях, но и о
страховании, техосмотре, уплате налогов.
- И всё это благодаря "Зелёной карте"?
- Нет, конечно. Это два параллельных проекта: информационная
система и "Зелёная карта". Калининградская область расположена в
этом смысле очень удачно: её соседи - члены "Зелёной карты", и это
как раз позволяет обкатать нашу систему перед тем, как внедрить её на
всей территории Российской Федерации. Не случайно сейчас в
Калининград на семинар приезжают высшие чиновники Совета Бюро.
Кстати, одно из требований присоединения к "Зелёной карте" - обмен
сведениями различного рода между национальными бюро. И поэтому члены
Совета как раз и посмотрят на наш проект создания информационной системы.
Кстати, требование создания таких информационных систем (баз
данных) содержится и в европейских директивах и рассматривается
там, как одно из важнейших направлений развития автострахования.
- Так много организационной работы, даже финансовых
вливаний. А самим-то страховщикам это зачем?
- Автострахование, особенно ОСАГО, нигде не рассматривается как
доходный бизнес: идеальный вариант, когда этот бизнес не приносит
убытков. Конечно, если приходит крупный перевозчик, страхующий и
машины, и жизнь, и здоровье сотрудников, и склады, и ангары, - да,
это бизнес. То есть бизнес за счёт продажи других страховых
продуктов. Ради этого бизнеса страховщики и идут на ОСАГО.
Но в принципе, основная цель ОСАГО и "Зелёной карты" - защита
интересов пострадавших: социальная, политическая, государственная
задача, решение которой перекладывается на плечи страховщиков.
"Авторынок Калининграда"
,
№7 от 22.02.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|