ОСАГО - европейский протокол
Закон об ОСАГО и практика его применения, благодаря целому ряду
существенных недостатков, по-прежнему вызывает недовольство со
стороны миллионов российских автолюбителей.
Кратко отмечу основные недостатки данного закона. Во-первых, это
завышенные тарифы при достаточно низком лимите ответственности
страховщика. Иными словами, существующее соотношение между
страховым тарифом и суммой страхового возмещения направлено не на
защиту участников дорожного движения, а на обогащение страховых
компаний. При этом нет никаких льгот для ветеранов и инвалидов (за
исключением только той категории инвалидов, которые получили
транспортные средства из органов соцзащиты). Во-вторых, мягко
говоря, в случае причинения вреда жизни и
здоровью компенсация потерпевшим часто недостаточна.
В-третьих, слишком сложна и длительна процедура получения
страховых выплат. И четвёртое - это недоработки, коллизии и
противоречия отдельных положений закона, которые в том
числе открывают широкий простор для использования страховщиками
различных уловок для уклонения от выплат страхового возмещения.
Некоторые коллизии ОСАГО
К примеру, законом установлено, что ДТП, произошедшее на
"внутренней территории", не является страховым случаем. В то же
время понятие "внутренняя территория организации" достаточно
неопределённо и не встречается более ни в одном законе РФ. Хотя
понятно, что это ограждённая территория, на которую доступ
ограничен. Тем не менее, пользуясь законодательной
неопределённостью этого понятия, некоторые страховщики пытаются
уклониться от выплат, необоснованно подводя произошедшие ДТП под
данный пункт закона.
Глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья
Ломакин-Румянцев, выступая в Совете Федерации на слушаниях,
посвящённых ОСАГО, долго перечислял многочисленные коллизии закона
и практические ситуации, которые вызывают недоумение у
страхователей.
В частности, руководитель ФССН отметил следующее: "Закон установил
15-дневный срок возмещения ущерба пострадавшему в ДТП. Когда
проходит этот период времени, люди начинают справедливо
возмущаться, почему они до сих пор не получили деньги. Практика
показала, что чаще всего в происходящем нужно усматривать не злой
умысел страховщика, не склонного платить вовремя, а непродуманность
закона. В нём есть положение, которое даёт страховщику право
оплатить ущерб только тогда, когда он получит заявление от
виновного в аварии. Пострадавший может сам обратиться к
страховщику, предоставить все документы и считать узаконенные 15
дней, предполагая, что на 16-й день появится "тарелочка с голубой
каёмочкой". Но возникает странная ситуация: страховщик имеет все
документы, согласен с предложенной суммой возмещения, но по закону
не может заплатить компенсацию, так как не имеет заявления от
виновника происшествия! Тем временем виновник может попасть в
больницу или вообще отойти в мир иной. Тогда заявление он не
напишет никогда. Таким образом, у страховщика не просто возникает
законный повод не платить, а нескончаемая обязанность ждать
заявление".
Конечно, подобные законодательные недоразумения необходимо
устранять. На практике также возникает немало проблем - в случае
необоснованного отказа страховщика от выплаты компенсации или
занижения величины ущерба "победить" страховую компанию ох как
непросто. Тем более что, как правило, неподготовленному с правовой
точки зрения водителю противостоит целый штат "матёрых"
юристов-профессионалов страховой компании. Впрочем, есть одна идея!
Как клин клином вышибают
В ряде европейских стран, где существует ОСАГО, пострадавший за
деньгами обращается не в страховую компанию виновника (как у нас
сейчас), а в свою "родную" страховую компанию. А та уже проводит экспертизу,
выплачивает страховую сумму и затем выставляет счёт компании
виновного. Такую практику называют "европейским протоколом". В
конечном счёте, ущерб оплачивает компания виновного, но механизм
выплаты гораздо более удобен для страхователя.
При подобном подходе недобросовестные страховщики, использующие
надуманные предлоги для уклонения от выплат, будут находиться "под
прессом" других страховых компаний, как правило, конкурентов, и
профессиональных объединений страховщиков.
"Своей" же компании вести себя некорректно по отношению к своему
клиенту экономически невыгодно - в конце концов клиент может просто
уйти в другую компанию. Таким образом, недобросовестные страховщики
достаточно быстро потеряют позиции на рынке. Конечно, российский
рынок страховых услуг по сравнению с европейским развит весьма
слабо, тем не менее он достаточно динамично развивается. Так,
десятки страховых компаний нашего региона готовы предложить целый
спектр услуг, а именно: страхование жизни и здоровья, имущественное
страхование, страхование от несчастных случаев, накопительное
страхование, страхование профессиональной ответственности и многие
другие виды страхования. В этом перечне видов страхования ОСАГО
может быть лишь дополнительной опцией предлагаемого пакета услуг. В
этом случае страховщики "кровно" заинтересованы в привлечении
клиентов и позитивности своей репутации. Клиент один раз принёс
свои деньги в компанию, и она, в свою очередь, постарается
обеспечить качество обслуживания и сделать так, чтобы он и на
следующий год вновь обратился к ним. По мнению руководителя ФССН и
по оценкам экспертов, переход к "европейскому протоколу" на
российском страховом рынке возможен в течение 3-5 лет.
Помимо рассмотренных экономических механизмов регулирования в
страховой сфере необходим также и действенный контроль за
страховщиками со стороны государства. Для этого, собственно
говоря, и создавалась ФССН, куда поступают многочисленные жалобы от
граждан (но пока ни одна компания, работающая по ОСАГО, не была
лишена лицензии). Неслучайно депутат Госдумы Виктор Похмелкин
предложил штрафовать страховщиков-"уклонистов" на 400-500 МРОТ.
Таким образом, устранение законодательных недостатков ОСАГО,
повышение лимита ответственности страховой компании, переход к
европейскому протоколу, эффективный государственный надзор в
страховой сфере и развитие института аварийных комиссаров позволят
приблизить "сырую" и наиболее часто критикуемую российскую модель
"автогражданки" к продуманной и цивилизованной европейской модели.
Но только возникает один вопрос - через сколько лет это удастся
сделать и сколько ещё шкур сдерут с отечественного автолюбителя,
пока ОСАГО приобретёт удобную и социально-направленную форму?
Сергей Боярских, председатель Калининградского регионального
отделения Движения автомобилистов России
,
"Авторынок Калининграда"
, №12 от 29.03.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|