Массовые кражи автомобилей в Калининграде стали делом совсем
обыденным. Таким привычным, что уже никто не удивляется очередным
известиям об угонах машин у соседей, знакомых и родственников.
Ежегодно около двух тысяч автомобилистов лишается своих "железных
коней".
Статистика краж и угонов транспортных средств просто удручает. По
сравнению с 1999 годом число подобного рода преступлений возросло в
три раза и в последнее время держится примерно на одном уровне.
Так, в 2003 году угнано и украдено 2887 авто, в 2004 - 2378. За
последние 5 лет преступники умыкнули у владельцев почти 10 тысяч
автомобилей. Ежегодно на этом криминальном бизнесе автоворы
"зарабатывают" несколько миллионов долларов, причём, по понятным
причинам, они не облагаются налогами. А ведь фамилии лидеров
преступных группировок отлично известны правоохранительным органам!
Почему бы с автоугонщиков не спросить: угнал машину - заплати
налоги и спи спокойно...
Высокий уровень числа краж и угонов сохраняется
и в настоящее время. За первый квартал нынешнего года уже зафиксировано
388 автомобильных краж - это около четверти годовой "нормы".
Статистика
краж и угонов автотранспорта по годам
Если попытаться разобраться, чем отличаются кражи от угонов
автомобилей, то выясняется, что суть их одна и та же. Разница лишь
в том, что когда украденную машину возвращают за выкуп, она
в отчёте попадает в разряд угнанной, т.е. возвращённой. Это фактически
подтвердил начальник управления уголовного розыска УВД
Калининградской области Павел Проскуряков, который заявил
журналистам на брифинге, что примерно каждая третья украденная
машина возвращается хозяину за выкуп. Но именно угоны от общего числа
похищенных автомобилей и составляют третью часть по официальной
милицейской статистике.
Если количество похищенных машин за год исчисляется тысячами, то
раскрываемость таких преступлений измеряется сотнями. Причём
эффективность розыскных мероприятия не растёт, а скорее падает.
Так, за первые три месяца 2005 года раскрываемость автокраж
составила всего 8% против 12% аналогичного периода прошлого года.
Угонщики просто смеются над правоохранительными органами. Воруют
машины не только у простых граждан, но и у прокуроров, работников
милиции, представителей областной власти. При этом автоворы не
стесняются предлагать и этим людям выкупать их собственные машины.
Когда прокурор одного из районных центров Калининградской области
отказался от выкупа своего авто, в ответ преступники сожгли машину.
У следователя калининградской милиции дважды угоняли автомобили, и
он ничего не смог поделать. Пострадал от автоворов и начальник
Калининградского юридического института. Примеры можно приводить
до бесконечности.
Система предотвращения краж автотранспорта на 90% не работает. И
никаких надежд на исправление сложившейся ситуации в обозримом
будущем не видно: планов по искоренению автоугонов в
Калининградской области у правоохранительных органов попросту не
существует. Впрочем, в этом не только их вина: ответственность за
сложившуюся ситуацию должны нести также законодательная и судебная
ветви власти. Увы, законом на сегодня не установлен адекватный для
данного вида преступлений минимальный уровень наказания, чем по
ряду субъективных причин и пользуются отдельные судьи, назначая
совсем уж несерьёзные меры воздействия (штрафы, исправительные
работы и т.п.), а то и вообще выпуская преступников на свободу.
Завидный пример в этом плане показывает батька Лукашенко в
соседней Белоруссии. Там все работают как положено - угонщиков
не милуют, как у нас, а отправляют без разговоров на нары. Результат
налицо - число краж и угонов там значительно меньше, чем в
России. Другой пример - законодательство Узбекистана. Сел за руль чужой
машины - получи ровно 10 лет тюрьмы (вилка в сроках наказания
отсутствует). Теперь там, говорят, машины оставляют незапертыми.
У нас же сегодня задачу возвращения угнанного автомобиля
приходится, по существу, решать самим автовладельцам. Кто как
может. В качестве выкупа преступники порой требуют весьма
внушительные суммы. Так, известно, что один предприниматель
заплатил за возврат своего BMW X5 20 тыс. долларов.
Зато бандиты и уголовные элементы аналогичные вопросы решают с
точностью до наоборот. Если угонщик посягнёт на машину уважаемого в
криминальном мире человека, то в кратчайшие сроки он будет вынужден
вернуть автомобиль хозяину и при этом предложить ему с извинениями
компенсацию за моральный ущерб. Сумма зависит от "веса"
авторитета и может лежать в пределах от тысячи до десяти тысяч
долларов. Воры категорически пресекают воровство у своих.