В атаку - на "Иосифе Сталине"
Старшина-танкист вспоминает былое
Управление танком в чём-то сродни вождению автомобиля. Маневренность
и быстрота перемещения - залог успеха на поле брани. Плюс отличное
знание техники - без этого при любом раскладе далеко не уедешь.
Шесть десятилетий минуло с той поры, как старшина Дмитрий Стюфляев
оставил своё водительское место в кабине тяжеловесного "Иосифа Сталина".
Но ощущение холодного металла на пальцах рук не покидает его до
сих пор.
По старой русской традиции, как обычно водится в хлебосольных
русских домах, наша беседа с Дмитрием Васильевичем Стюфляевым
началась с угощений. "Сначала попей, поешь, а потом уже и о деле
побеседуем", - строго, но с доброй улыбкой на лице попенял мне
фронтовой старшина.
Дмитрия Васильевича призвали в армию, когда ему исполнилось 17 лет.
Из новосибирской средней школы он прямиком попал в пехотное училище
в Кузнецке, где и прошёл всю положенную военную подготовку. Война
началась со слов начальника училища: "Товарищи курсанты, вам выпала
честь защищать Отечество!" Их полк сформировали под Воронежем и
сразу отправили на фронт. С боями прошли они всю Россию. Брали
Харьков, Полтаву, дошли до Днепра. Форсировали Мишурин Рог. В атаку
ходили по 7 раз на день, очень страшно было. По ночам беспрерывно
слышались стоны раненых солдат.
Там, на Днепре Дмитрий Васильевич был ранен в ногу и отправлен в
тульский госпиталь. Однако, подлечившись, оставаться в госпитале не
захотел и снова отправился на фронт, в танковый полк в Киров. После
Кирова была Смоленская область, Ростов, затем - Польша.
Трижды выбирался из горящего танка. Но Бог миловал. Когда дошли до
прусских земель и брали Кёнигсберг, его снова ранило. Раненого
бойца унесли с передовой и уложили на диван в санчасти. Кто мог
подумать, что именно туда будет брошена немецкая граната, которая
не разлетится на куски только благодаря тому, что застрянет
взрывателем между пружин того самого дивана! Это и спасло жизнь
старшине-танкисту: одно неосторожное движение, и мог прогреметь
взрыв. Ему просто суждено было выжить в аду войны. Но на полях
сражений остались многие воевавшие бок о бок с Дмитрием
Васильевичем друзья, о которых он всегда помнит.
- Народу тогда полегло много. Так много, что казалось, перебит
весь мир, - погрузившись в воспоминания, произносит мой рассказчик
и на минуту замолкает. Что поделаешь, даже к страшным вещам человек
волей-неволей со временем привыкает.
Дмитрий Васильевич в годы войны был механиком-водителем,
управлял тяжёлым танком ИС-2 ("Иосиф Сталин"), которых в их полку
насчитывалось 21. ИС-2 - это специфическая машина, так называемый
танк прорыва. На таких ходили в атаку. А был ещё и ИС-3, который
отличался от предыдущей модели повышенной обтекаемостью и большей
мощностью мотора. Его использовали при взятии Берлина.
ИС-2. Одним из таких танков управлял
Д.В.Стюфляев
Управлять танком - это, конечно, не совсем то же, что водить
автомобиль. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо перевести рычаг
массой 35 кг и выжать педаль главного сцепления - 45 кг. Если
учесть, что вес самого лёгкого снаряда составляет 48 кг, и прибавить
сюда дикие перегрузки во время боев, можно судить, как тяжело было
управлять такой машиной. Требовалась недюжинная физическая сила и
выносливость. Давление танка на грунт равнялось 780 г на 1 см2 .
Как продукт оборонной промышленности советские танки значительно
превосходили по технологическим параметрам западные модели:
они легко восстанавливались, были надёжны и просты в обслуживании.
- ИС-2 обладал высокой броневой и огневой мощью. Броня
немецких танков считалась "сухой", при прямом попадании экипаж
подвергался серьёзной опасности: немецкой стали недоставало
пластичности, - рассказывает Дмитрий Васильевич. - Английская,
американская и французская броня была, наоборот, вязкая, как
свинец. А вот наша - ни та и ни другая, её характеристики считались
самыми лучшими. Экипажу при прямом попадании по нашему ИС-2 грозила
лишь лёгкая контузия. Для достижения столь завидных боевых качеств
на изготовление ИС-2 тратились огромные деньги. Для прямого
выстрела использовались высококачественные прицелы ПШ-17, дальность
стрельбы здесь доходила до 18 км. Поразить вражеский танк наверняка
можно было с дистанции до двух километров. Имелась также
радиостанция РК-10, способная улавливать все коротковолновые
передачи. Раз стоим в засаде, включаем радио и слышим, как идёт
воздушный бой. Лётчики ругаются, сплошной мат...
Что касается огневой мощи, то ИС-2 был снабжён пушкой, пулемётом, а
также пушкой, спаренной с пулемётом, курсовым пулеметом и пулемётом
по самолётам. Правда, стрелять по летящей цели ни разу случая не
выпадало. Мощность ИС-2 составляла 520 л.с., расход горючего - 3
литра на километр.
Основа движения у автомобиля - колесо, у танка - гусеница, которая
идёт строго по прямой. Поворот гусеницы осуществляется за счёт
фрикционов. Внутри танка - 2 рычага поворота вправо и влево, педаль
главного фрикциона и газ. Запустить такую машину можно было тремя
способами: при помощи стартера, питаемого от аккумулятора, воздухом
(для этого в комплектацию входило 2 наполненных воздухом баллона)
или во время буксировки, зацепившись тросом за другой танк.
Наша беседа подходит к концу, я допиваю третью чашку кофе и
понимаю, что особенности строения танка, огневая мощь - всё это не
более, чем сухая теория. Ведь управляли этими смертоносными машинами
люди, молодые парни, которые бросались в атаку, не задумываясь о
собственной жизни. Исход сражения зачастую во многом зависел от их
умения, бесстрашия и отваги, благодаря которым и была выиграна
война с гитлеровской Германией.
Благосостояние страны, как правило, характеризуется тем, насколько
хорошо в ней живётся старикам и детям. Слушая рассказ и вглядываясь
в лицо старого солдата, я подумала, как мало осталось в живых
участников той войны. И как важно, чтобы о наших заслуженных
ветеранах вспоминали не только в годовщину Великой Победы, но
заботились о них и чтили всегда.
Ксения Маляревич ,
"Авторынок
Калининграда"
, №16 от 26.04.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|