В атаку - на "Иосифе Сталине"

Старшина-танкист вспоминает былое

Управление танком в чём-то сродни вождению автомобиля. Маневренность и быстрота перемещения - залог успеха на поле брани. Плюс отличное знание техники - без этого при любом раскладе далеко не уедешь. Шесть десятилетий минуло с той поры, как старшина Дмитрий Стюфляев оставил своё водительское место в кабине тяжеловесного "Иосифа Сталина". Но ощущение холодного металла на пальцах рук не покидает его до сих пор.

По старой русской традиции, как обычно водится в хлебосольных русских домах, наша беседа с Дмитрием Васильевичем Стюфляевым началась с угощений. "Сначала попей, поешь, а потом уже и о деле побеседуем", - строго, но с доброй улыбкой на лице попенял мне фронтовой старшина.

Дмитрия Васильевича призвали в армию, когда ему исполнилось 17 лет. Из новосибирской средней школы он прямиком попал в пехотное училище в Кузнецке, где и прошёл всю положенную военную подготовку. Война началась со слов начальника училища: "Товарищи курсанты, вам выпала честь защищать Отечество!" Их полк сформировали под Воронежем и сразу отправили на фронт. С боями прошли они всю Россию. Брали Харьков, Полтаву, дошли до Днепра. Форсировали Мишурин Рог. В атаку ходили по 7 раз на день, очень страшно было. По ночам беспрерывно слышались стоны раненых солдат.

Там, на Днепре Дмитрий Васильевич был ранен в ногу и отправлен в тульский госпиталь. Однако, подлечившись, оставаться в госпитале не захотел и снова отправился на фронт, в танковый полк в Киров. После Кирова была Смоленская область, Ростов, затем - Польша.

Трижды выбирался из горящего танка. Но Бог миловал. Когда дошли до прусских земель и брали Кёнигсберг, его снова ранило. Раненого бойца унесли с передовой и уложили на диван в санчасти. Кто мог подумать, что именно туда будет брошена немецкая граната, которая не разлетится на куски только благодаря тому, что застрянет взрывателем между пружин того самого дивана! Это и спасло жизнь старшине-танкисту: одно неосторожное движение, и мог прогреметь взрыв. Ему просто суждено было выжить в аду войны. Но на полях сражений остались многие воевавшие бок о бок с Дмитрием Васильевичем друзья, о которых он всегда помнит.

- Народу тогда полегло много. Так много, что казалось, перебит весь мир, - погрузившись в воспоминания, произносит мой рассказчик и на минуту замолкает. Что поделаешь, даже к страшным вещам человек волей-неволей со временем привыкает.

Дмитрий Васильевич в годы войны был механиком-водителем, управлял тяжёлым танком ИС-2 ("Иосиф Сталин"), которых в их полку насчитывалось 21. ИС-2 - это специфическая машина, так называемый танк прорыва. На таких ходили в атаку. А был ещё и ИС-3, который отличался от предыдущей модели повышенной обтекаемостью и большей мощностью мотора. Его использовали при взятии Берлина.

ИС-2. Одним из таких танков управлял Д.В.Стюфляев

Управлять танком - это, конечно, не совсем то же, что водить автомобиль. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо перевести рычаг массой 35 кг и выжать педаль главного сцепления - 45 кг. Если учесть, что вес самого лёгкого снаряда составляет 48 кг, и прибавить сюда дикие перегрузки во время боев, можно судить, как тяжело было управлять такой машиной. Требовалась недюжинная физическая сила и выносливость. Давление танка на грунт равнялось 780 г на 1 см2 .

Как продукт оборонной промышленности советские танки значительно превосходили по технологическим параметрам западные модели: они легко восстанавливались, были надёжны и просты в обслуживании.

- ИС-2 обладал высокой броневой и огневой мощью. Броня немецких танков считалась "сухой", при прямом попадании экипаж подвергался серьёзной опасности: немецкой стали недоставало пластичности, - рассказывает Дмитрий Васильевич. - Английская, американская и французская броня была, наоборот, вязкая, как свинец. А вот наша - ни та и ни другая, её характеристики считались самыми лучшими. Экипажу при прямом попадании по нашему ИС-2 грозила лишь лёгкая контузия. Для достижения столь завидных боевых качеств на изготовление ИС-2 тратились огромные деньги. Для прямого выстрела использовались высококачественные прицелы ПШ-17, дальность стрельбы здесь доходила до 18 км. Поразить вражеский танк наверняка можно было с дистанции до двух километров. Имелась также радиостанция РК-10, способная улавливать все коротковолновые передачи. Раз стоим в засаде, включаем радио и слышим, как идёт воздушный бой. Лётчики ругаются, сплошной мат...

Что касается огневой мощи, то ИС-2 был снабжён пушкой, пулемётом, а также пушкой, спаренной с пулемётом, курсовым пулеметом и пулемётом по самолётам. Правда, стрелять по летящей цели ни разу случая не выпадало. Мощность ИС-2 составляла 520 л.с., расход горючего - 3 литра на километр.

Основа движения у автомобиля - колесо, у танка - гусеница, которая идёт строго по прямой. Поворот гусеницы осуществляется за счёт фрикционов. Внутри танка - 2 рычага поворота вправо и влево, педаль главного фрикциона и газ. Запустить такую машину можно было тремя способами: при помощи стартера, питаемого от аккумулятора, воздухом (для этого в комплектацию входило 2 наполненных воздухом баллона) или во время буксировки, зацепившись тросом за другой танк.

Наша беседа подходит к концу, я допиваю третью чашку кофе и понимаю, что особенности строения танка, огневая мощь - всё это не более, чем сухая теория. Ведь управляли этими смертоносными машинами люди, молодые парни, которые бросались в атаку, не задумываясь о собственной жизни. Исход сражения зачастую во многом зависел от их умения, бесстрашия и отваги, благодаря которым и была выиграна война с гитлеровской Германией.

Благосостояние страны, как правило, характеризуется тем, насколько хорошо в ней живётся старикам и детям. Слушая рассказ и вглядываясь в лицо старого солдата, я подумала, как мало осталось в живых участников той войны. И как важно, чтобы о наших заслуженных ветеранах вспоминали не только в годовщину Великой Победы, но заботились о них и чтили всегда.

Ксения Маляревич , "Авторынок Калининграда", №16 от 26.04.2005


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 221


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Пoпуляpныe cтaтьи


Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: admin@auto39.ru
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru