От зенитной установки до "Оки"

Шестьдесят семь ветеранских лет за рулём авто

Василий Чернов, участник Великой Отечественной войны, не очень охотно рассказывает о своих боевых заслугах. Военный шофёр, севший за баранку с первых дней войны, он немало поколесил по российским просторам, и нельзя так вот просто стереть из памяти события тех огненных лет. Так что кое-какими воспоминаниями о военных шофёрских буднях ветеран всё же со мной поделился.

Несмотря на то, что Василий Иванович Чернов ещё перед Великой Отечественной окончил курсы шофёров и тогда же был призван в армию, военная карьера уроженца Краснодарского края началась совсем не с автомобилей. Служил он во Пскове, в кавалерийской дивизии. Лошади в те времена имели большое стратегическое значение. Василий Иванович вспоминает, как на учениях солдаты "рубили лозу" - верхом проносились мимо специально установленной палки, отрабатывая на ней удары шашкой.

В 1939-м Чернов попал на финскую войну. Ни лошади, ни машины не могли преодолеть полуметровый снег при сорокоградусном морозе. Передвижение по финским лесам и сопкам оказалось по силам только красноармейцам на лыжах. В этих условиях замерзала даже водка. В ней, по воспоминаниям Василия Ивановича, плавали льдинки, а хлеб приходилось рубить топором. Солдаты предпочитали питаться сухарями. Больше всего бойцы боялись снайперов, сидящих на ёлках. Как правило, в корнях деревьев финны устраивали "гнёзда" - блиндажи, где хранилось оружие и боеприпасы.

До линии Маннергейма Василий Чернов не дошёл - был ранен в руку осколком гранаты. После госпиталя и небольшого отдыха его откомандировали в автовзвод, обслуживающий авиашколу, располагавшуюся в городе Порхове, что рядом с Псковом. Там, сев наконец за баранку, он возил будущим лётчикам продукты и горючее.

Училище несколько раз меняло дислокацию и к июню 41-го оказалось в Саратове. Василий Чернов готовился к демобилизации, но личным его планам не дала осуществиться начавшаяся война. Опытному шофёру первого класса нечего было и думать о тыле.

В 1942-м Москву прибыли оборонять первые "Катюши", возили эти установки на "пятых" ЗИСах. Василий Чернов и несколько его коллег отправились в Горький за очередной партией "Катюш" и машинами ГАЗ-АА, на которых их предполагалось устанавливать. Пока шофёры возвращались, их батальон успел уйти на фронт. А они остались в столице, чтобы гонять боевые машины из Горького. Потом эта группа была передана Ставке Верховного главнокомандующего по снабжению ВС. С секретных заводов Поволжья и Урала они гнали машины в Москву, а позже сами распределяли их по фронтам.

Случалось и в сборке автомобилей участвовать. Например, в 1943-м приехали на один из автозаводов, а там немцы разбомбили конвейер. Пришлось собирать новый во дворе и примерно в течение месяца помогать рабочим изготавливать машины. Иначе просто нечего было бы отправлять на фронт.

Труд военного шофёра нелёгок и опасен и требует от человека повседневного подвига. Василий Иванович вспоминает, как однажды остановился у железнодорожного переезда под Москвой. Началась бомбёжка, стали рваться мины в вагонах - на рельсах стоял эшелон со снарядами. Для того, чтобы спасти людей и технику, Чернову пришлось прицепить вагоны к своему новенькому автомобилю и сдвигать их с места: другого пути просто не оставалось. Задумка удалась, стоявший под уклоном состав сдвинулся на безопасное расстояние. Вот только машины шофёр лишился - не успел её отцепить.

К великой его радости к переезду в это время подкатил какой-то генерал на танке. Вылез, разобрался в обстановке, обнял Василия Чернова, поблагодарил за мужество и распорядился выдать новый грузовик.

После открытия второго фронта советские военные шофёры имели возможность сравнить американские и английские автомобили, которые нам присылали союзники, с родными ГАЗами и ЗИЛами. "Катюши" стали возить на "Студебеккерах", тем более что привычные ГАЗ АА в Советском Союзе, обескровленном долгой войной, выпускали уже с деревянной, а не металлической кабиной. Со шторками вместо дверей.

- Иномарки были выносливее, с лучшей проходимостью, - утверждает военный шофёр. - Но наши машины - тоже не промах. Их "Виллис", например, мне нравился меньше, чем наш ГАЗ-69.

Василий Иванович вспоминает, как в одну из зим доставлял военным продукты. Два "Студебеккера" приходилось спаривать, а третий на всякий случай плёлся в хвосте. Машины шли по такому глубокому снегу, что лобовое стекло залепляло. Чернов старался прокладывать свой путь там, где из-под снега торчали былинки и остатки растительности.

Очень помогали рулевым в те нелёгкие времена неписаные законы профессиональной взаимовыручки, которые ныне, увы, забыты.

- Если машина вдруг стала, - вспоминает собеседник, - ни один водитель не проедет мимо. Либо бензина даст, либо отбуксирует к ближайшей деревне. Такого не было, чтобы человеку позволили замёрзнуть где-нибудь в поле.

Кроме боевых наград Василий Иванович Чернов по праву гордится нагрудным знаком "Отличный шофёр". В наше время такой награды не дают, да и немного бы на неё оказалось претендентов. Простой бланк с текстом, отпечатанным на машинке, свидетельствует, что этот почётный значок старшина Чернов получил в феврале 44-го "за достойное содержание автомашин, безаварийную езду, дисциплинированность и хорошее знание техники автомобильного дела".

Все водительские категории перечислены в водительском удостоверении В.И.Чернова. Кроме вождения мотоциклов. Обращаться с ними Василий Иванович умеет, но предпочитает с этим видом техники никаких дел не иметь. А виной тому - одна неприятная история.

- Однажды, ближе к концу войны, - рассказывает ветеран, - стояли мы в лесу у Гороховцов, это недалеко от Горького, при штабе формирования войск. Получили десяток мотоциклов с колясками и установкой для ручного пулемёта. Один старшина отцепил коляску, убеждая, что гонять так гораздо легче и приятнее. Я последовал его совету и как-то отправился в ближайшую деревню, которая располагалась в четырёх километрах от нас. За бутылочкой. По дороге увяз в песке, потерял управление и свалился в кювет.

Выбраться из канавы Чернову помогли деревенские мальчишки, которые случайно пробегали мимо. Горе-мотоциклист не только ободрал ноги и руки. Оба его сапога лишились подмёток. Василий Иванович вернулся к своим и демонстративно перекрестил мотоцикл - "поставил на нём крест". Это означало, что на такую машину он больше не сядет. Такие же кресты красуются теперь в его водительском удостоверении напротив соответствующей категории. Впрочем, Чернову ещё повезло. Один его сослуживец, также отцепивший коляску, переломал себе ноги.

В 1946-м из Северной столицы в город на Преголе, который тогда относился к Ленинградскому военному округу, перевели военный авторемонтный завод. Это было одно из первых предприятий на территории нашего города. Расположилось оно на улице Дзержинского. Вместе с дюжиной других сверхсрочников направили сюда из Горького и Чернова, проработавшего тут до 1956 года, пока генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв не решил нашу армию слегка подсократить. После демобилизации ещё 25 лет Чернов проработал завгаром в КГБ Балтфлота.

В конце 40-х Василий Иванович обзавёлся старым "Москвичом", довёл его до ума. Потом сменил "старичка" на новую по тем временам модель - "Москвич-408". Однако в последнее время ему по душе транспорт попроще: сказывается возраст, восемьдесят с хвостиком, да и старые раны дают знать о себе.

Ездит теперь ветеран Чернов на своём новом автомобиле, подарке Комитета по социальной политике обладминистрации. В этом году за руль ещё не садился, а в прошлом его "Ока" пробежала 800 километров.

Надежда Исаева , "Авторынок Калининграда", №17 от 2.05.2005


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 516


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Пoпуляpныe cтaтьи


Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: admin@auto39.ru
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru