От зенитной установки до "Оки"
Шестьдесят семь ветеранских лет за рулём авто
Василий
Чернов, участник Великой Отечественной войны, не очень охотно рассказывает
о своих боевых заслугах. Военный шофёр, севший за баранку с первых
дней войны, он немало поколесил по российским просторам, и нельзя
так вот просто стереть из памяти события тех огненных лет. Так что
кое-какими воспоминаниями о военных шофёрских буднях ветеран всё
же со мной поделился.
Несмотря на то, что Василий Иванович Чернов ещё перед Великой
Отечественной окончил курсы шофёров и тогда же был призван в армию,
военная карьера уроженца Краснодарского края началась совсем не с
автомобилей. Служил он во Пскове, в кавалерийской дивизии.
Лошади в те времена имели большое стратегическое значение. Василий
Иванович вспоминает, как на учениях солдаты "рубили лозу" - верхом
проносились мимо специально установленной палки, отрабатывая на ней
удары шашкой.
В 1939-м Чернов попал на финскую войну. Ни лошади, ни машины не
могли преодолеть полуметровый снег при сорокоградусном морозе.
Передвижение по финским лесам и сопкам оказалось по силам только
красноармейцам на лыжах. В этих условиях замерзала даже водка. В
ней, по воспоминаниям Василия Ивановича, плавали льдинки, а хлеб
приходилось рубить топором. Солдаты предпочитали питаться сухарями.
Больше всего бойцы боялись снайперов, сидящих на ёлках. Как правило,
в корнях деревьев финны устраивали "гнёзда" - блиндажи, где
хранилось оружие и боеприпасы.
До линии Маннергейма Василий Чернов не дошёл - был ранен в руку
осколком гранаты. После госпиталя и небольшого отдыха его
откомандировали в автовзвод, обслуживающий авиашколу,
располагавшуюся в городе Порхове, что рядом с Псковом. Там, сев
наконец за баранку, он возил будущим лётчикам продукты и горючее.
Училище несколько раз меняло дислокацию и к июню 41-го оказалось в
Саратове. Василий Чернов готовился к демобилизации, но личным его
планам не дала осуществиться начавшаяся война. Опытному шофёру
первого класса нечего было и думать о тыле.
В 1942-м Москву прибыли оборонять первые "Катюши", возили эти
установки на "пятых" ЗИСах. Василий Чернов и несколько его коллег
отправились в Горький за очередной партией "Катюш" и машинами
ГАЗ-АА, на которых их предполагалось устанавливать. Пока шофёры
возвращались, их батальон успел уйти на фронт. А они остались в
столице, чтобы гонять боевые машины из Горького. Потом эта группа
была передана Ставке Верховного главнокомандующего по снабжению ВС.
С секретных заводов Поволжья и Урала они гнали машины в Москву, а
позже сами распределяли их по фронтам.
Случалось и в сборке автомобилей участвовать. Например, в 1943-м
приехали на один из автозаводов, а там немцы разбомбили конвейер.
Пришлось собирать новый во дворе и примерно в течение месяца
помогать рабочим изготавливать машины. Иначе просто нечего было бы
отправлять на фронт.
Труд военного шофёра нелёгок и опасен и требует от человека
повседневного подвига. Василий Иванович вспоминает, как однажды
остановился у железнодорожного переезда под Москвой. Началась
бомбёжка, стали рваться мины в вагонах - на рельсах стоял эшелон со
снарядами. Для того, чтобы спасти людей и технику, Чернову пришлось
прицепить вагоны к своему новенькому автомобилю и сдвигать их с
места: другого пути просто не оставалось. Задумка удалась,
стоявший под уклоном состав сдвинулся на безопасное расстояние. Вот
только машины шофёр лишился - не успел её отцепить.
К великой его радости к переезду в это время подкатил какой-то
генерал на танке. Вылез, разобрался в обстановке, обнял Василия
Чернова, поблагодарил за мужество и распорядился выдать новый
грузовик.
После открытия второго фронта советские военные шофёры имели
возможность сравнить американские и английские автомобили, которые
нам присылали союзники, с родными ГАЗами и ЗИЛами. "Катюши"
стали возить на "Студебеккерах", тем более что привычные ГАЗ АА в
Советском Союзе, обескровленном долгой войной, выпускали уже с
деревянной, а не металлической кабиной. Со шторками вместо дверей.
- Иномарки были выносливее, с лучшей проходимостью, - утверждает
военный шофёр. - Но наши машины - тоже не промах. Их "Виллис",
например, мне нравился меньше, чем наш ГАЗ-69.
Василий Иванович вспоминает, как в одну из зим доставлял военным
продукты. Два "Студебеккера" приходилось спаривать, а третий на
всякий случай плёлся в хвосте. Машины шли по такому глубокому
снегу, что лобовое стекло залепляло. Чернов старался прокладывать
свой путь там, где из-под снега торчали былинки и остатки
растительности.
Очень помогали рулевым в те нелёгкие времена неписаные
законы профессиональной взаимовыручки, которые ныне, увы,
забыты.
- Если машина вдруг стала, - вспоминает собеседник, - ни один
водитель не проедет мимо. Либо бензина даст, либо отбуксирует к
ближайшей деревне. Такого не было, чтобы человеку позволили
замёрзнуть где-нибудь в поле.
Кроме боевых наград Василий Иванович Чернов по праву гордится
нагрудным знаком "Отличный шофёр". В наше время такой награды не
дают, да и немного бы на неё оказалось претендентов. Простой бланк с
текстом, отпечатанным на машинке, свидетельствует, что этот почётный
значок старшина Чернов получил в феврале 44-го "за достойное
содержание автомашин, безаварийную езду, дисциплинированность и
хорошее знание техники автомобильного дела".
Все водительские категории перечислены в водительском удостоверении
В.И.Чернова. Кроме вождения мотоциклов. Обращаться с ними Василий
Иванович умеет, но предпочитает с этим видом техники никаких дел не
иметь. А виной тому - одна неприятная история.
- Однажды, ближе к концу войны, - рассказывает ветеран, - стояли мы
в лесу у Гороховцов, это недалеко от Горького, при штабе
формирования войск. Получили десяток мотоциклов с колясками и
установкой для ручного пулемёта. Один старшина отцепил коляску,
убеждая, что гонять так гораздо легче и приятнее. Я последовал его
совету и как-то отправился в ближайшую деревню, которая
располагалась в четырёх километрах от нас. За бутылочкой. По дороге
увяз в песке, потерял управление и свалился в кювет.
Выбраться из канавы Чернову помогли деревенские мальчишки, которые
случайно пробегали мимо. Горе-мотоциклист не только ободрал ноги и
руки. Оба его сапога лишились подмёток. Василий Иванович вернулся к
своим и демонстративно перекрестил мотоцикл - "поставил на нём
крест". Это означало, что на такую машину он больше не сядет. Такие
же кресты красуются теперь в его водительском удостоверении
напротив соответствующей категории. Впрочем, Чернову ещё повезло.
Один его сослуживец, также отцепивший коляску, переломал себе ноги.
В 1946-м из Северной столицы в город на Преголе, который тогда
относился к Ленинградскому военному округу, перевели военный
авторемонтный завод. Это было одно из первых предприятий на
территории нашего города. Расположилось оно на улице Дзержинского.
Вместе с дюжиной других сверхсрочников направили сюда из Горького и
Чернова, проработавшего тут до 1956 года, пока генеральный
секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв не решил нашу армию слегка
подсократить. После демобилизации ещё 25 лет Чернов проработал
завгаром в КГБ Балтфлота.
В конце 40-х Василий Иванович обзавёлся старым "Москвичом", довёл
его до ума. Потом сменил "старичка" на новую по тем временам
модель - "Москвич-408". Однако в последнее время ему по душе
транспорт попроще: сказывается возраст, восемьдесят с хвостиком, да
и старые раны дают знать о себе.
Ездит теперь ветеран Чернов на своём новом автомобиле, подарке
Комитета по социальной политике обладминистрации. В этом году
за руль ещё не садился, а в прошлом его "Ока" пробежала 800
километров.
Надежда Исаева
,
"Авторынок Калининграда"
, №17 от 2.05.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|