Россия - не свалка старых шин

По подсчётам экспертов, общемировое "производство" изношенных шин уже превысило 1 млрд штук в год. Во многих странах исчерпаны возможности складирования и закапывания их в могильники. Естественно, за границей стараются избавиться от экологически вредного сырья. Только вот желающих его забрать не очень-то много.

Старая резина - выгодный бизнес

Мысль об использовании России в качестве мировой свалки не нова. В 90-х годах на дорогах нашей страны увеличилось количество импортных автомобилей, для которых потребовались недорогие шины.

Немало предприимчивых иностранцев и россиян сразу поняли всю выгоду этого бизнеса. До 2000 года ввоз шин б/у на территорию России разрешался только тем фирмам и организациям, которые имели лицензию Министерства экономических связей на переработку и разрешение Госкомэкологии РФ. Целый ряд российских и иностранных международных договоров и нормативных актов относит такие шины к опасным отходам.

Постановлением Правительства РФ № 442 от 17.07.2003 г. "О трансграничном перемещении отходов" старые шины признаны отходами и запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации. Однако письмом Министерства природных ресурсов РФ от 10.11.2003 г. № КЯ-57-34/7594 были даны разъяснения, что старые шины, пригодные к эксплуатации, отходами не являются и, следовательно, не подпадают под действие вышеуказанного постановления. Весьма странно, что главная экологическая служба страны сама способствует ввозу предметов, которые по всем параметрам относятся к опасным отходам. Тем более, что в России не налажен процесс утилизации отслуживших свой срок покрышек и вообще отсутствует соответствующая государственная программа.

Например, в Германии, из которой в Россию поступает значительное количество такой резины, к своему транспорту относятся бережно. Немцы не ждут, когда шины полностью выработают свой ресурс, меняют их раньше. А вместо дорогостоящей и вредной для экологии утилизации, немецкие коммерсанты приспособились продавать использованные покрышки российским предпринимателям. В результате чего получается двойная выгода: материальная (компании, занимающиеся данным бизнесом, получают от правительства Германии специальные субсидии) и моральная (ими не загрязняют свою территорию).

ГТК России на основании рекомендаций Минприроды направил своим подразделениям письмо от 27 ноября 2003 года № 01-06/46657 о возможности ввоза на территорию России старых шин. Но вот вопрос: какой фактор должен иметь решающее значение для таможни, чтобы определить, какие покрышки пригодны к эксплуатации, а какие - нет? Если показатели новых шин проходят 100-процентный контроль, то изношенные - выборочный. Применительно к разнородной по срокам службы и степени износа, случайно сформированной массе шинных "обносков" выборочный контроль бесполезен, а 100-процентный - невозможен (как правило, партии составляют около 1500 штук и более). Поэтому безответственный ввоз в страну бэушных шин с грубыми нарушениями нормативных актов, касающихся экологической защиты страны, следует незамедлительно прекратить.

А пока экспертно-криминалистическая служба КР СЗТУ при поддержке управления борется с ввозом в Россию опасного товара, стараясь обезопасить российского автолюбителя, для которого покупка комплекта новых шин не по карману.

Короткий шинный век

Совершенно очевидно, что для проверки шин, уже установленных на автомобиль, и тех, что ввозятся как товар, должны быть разные критерии. За резину, установленную на автомобиле, ответственность несёт его владелец. Но кто должен брать на себя юридическую ответственность за безопасность ввозимых изношенных шин? Таможенные эксперты? Но они не могут знать, как и при каких условиях эксплуатировались эта резина, а следовательно, не могут дать и гарантии их качества.

В связи с отсутствием нормативной базы экспертами ЭКС КР СЗТУ разработана "Методика исследования шин и покрышек пневматических резиновых в таможенных целях", которая содержит критерии оценки потребительских свойств шин, бывших в употреблении, и единый метрический подход к проверке шин б/у как товара при ввозе на территорию Российской Федерации. Методика утверждена КР СЗТУ и направлена на согласование в ФТС РФ. Этой методикой введены ограничения на ввоз шин б/у старше 7 лет с высотой рисунка протектора менее 5 мм для легковых автомобилей и 8 мм для грузовых. Эти параметры установлены, исходя из расчёта суммарного износа шины по высоте рисунка протектора и сроку службы, который для шин б/у как для товара должен быть менее 100%.

Следует отметить, что срок службы шины начинается не с момента эксплуатации, а с момента изготовления, поскольку старение резины происходит независимо от того, находится ли шина в эксплуатации или лежит на складе. Учитывая, что большая часть ввозимых шин собирается на свалках, то есть эти шины подвергались воздействию прямых солнечных лучей в течение нескольких лет, этот фактор никак нельзя игнорировать.

По данным экспертов дорожной безопасности, покрышки, выпущенные более 10 лет назад, даже с неизношенным протектором опасны для здоровья человека. К большому сожалению, в российских Правилах по эксплуатации шин установлены только предельно допустимые значения высоты рисунка протектора и не учитывается срок службы шины.

Сортируй и проверяй!

Для ужесточения таможенного контроля опасного товара проверка перевозимой партии проводится на границе с выгрузкой шин из транспортного средства, осмотром их внешнего вида, проверкой остаточной высоты рисунка протектора и срока службы шины. Ясно, что подобного рода контроль недостаточен. Но даже такие меры позволили сократить ввоз в Калининградскую область откровенных отбросов.

За 2004 год экспертами ЭКС было исследовано 102 партии шин б/у. 11 партий из этого числа были возвращены на пересортировку в страну вывоза. После введения в действие разработанной специалистами методики ввоз пользованной автомобильной резины ещё более уменьшился. Число шин в партии с 1,5 тыс. штук сократилось до 200-500, что значительно упростило контроль товара. Улучшилось и качество ввозимых экземпляров. Если раньше гнали всё, что загружают иностранцы, то теперь заинтересованный участник ВЭД тщательно отбирает и сортирует шины, не доверяя продавцу.

Те участники ВЭД, которые не один год работают с этим товаром, с пониманием восприняли ограничения по ввозу шин б/у. Прекратился их ввоз как попутного товара. Раньше, чтобы не гнать грузовик порожняком, его забрасывали шинами - авось купят. А если и не купят - побросаем в ближайшее озеро. Так что положительные моменты налицо. Однако имеют место и обращения отдельных участников ВЭД с жалобами в суд на незаконность действий по ужесточению требований к ввозимым старым шинам.

Мы надеемся, что прецедент в суде послужит катализатором к поиску решения заинтересованными ведомствами существующей проблемы, с которой эксперты ЭКС КР СЗТУ сталкиваются в течение нескольких лет: не существует критериев и методов контроля партий бэушных шин, ввозимых на территорию РФ в качестве товара. Эту проблему нужно решать незамедлительно.

В большой степени это касается и Калининградской области, обособленной территориально от "материковой" России и не имеющей на данный момент действующего предприятия по переработке старой резины. В настоящее время местными предпринимателями закуплен отечественный завод по переработке шин и пластмассы, уже прошедший экологическую экспертизу, но введение его в эксплуатацию может затянуться на неопределённый срок в связи со сложностями отведения земельного участка под его установку.

Нельзя превращать свою страну в свалку. Нельзя допустить, чтобы наши дети и внуки получили от нас страшное наследство в виде гор и полей из изношенных покрышек!

Александр Булычёв, начальник ЭКС КР СЗТУ , "Авторынок Калининграда" , №18 от 10.05.2005


Последние новости

  • Россиян и без МПП хватает. 22.11.2016
  • В Белоруссии в 2-3 раза выше с/х производство. 22.11.2016
  • Чиновники запаниковали после ареста Улюкаева. 22.11.2016
  • Госномера адаптируют под зарубежные. 22.11.2016
  • Что видит автопилот? 22.11.2016
  • Участнице гонок на «Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 СЕРГ (-----.cityline.ru)   13:14  13.05.2005
верно все, свалку чинить нельзя, да только ведь и в самом деле очень накладно с нашими дорогами покупать новую резину. вот по зиме влетел в лужу, в которой была яма, попал на два боковых колеса - менял две пары резины. новая она по 100долл за шт стоит. вот и считайте. а у меня была именно новая :/

#2 rust (-----.baltnet.ru)   19:44  04.08.2005
А вот и судебная практика
Текст данной статьи вводит читателей в заблуждение.
Приказом № 215 КР СЗТУ от 04.08.2004 года утверждена методика исследования шин б/у. Однако приказ КР СЗТУ не является нормативным актом и поэтому таможня применяет его незаконно.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ 442 от 17.07.2003 года запрещено ввозить "старые шины". Однако понятие "старые шины" в законодательстве отсутствует. Полагаю, что старые шины (отходы) - это шины, которые потеряли свои потребительские свойства и которые не подлежат восстановлению вследствие ремонта. Мои рассуждения можно было бы не принимать во внимание, если бы они не были подкреплены судебной практикой. Так, предприниматель М. ввез на территорию Калининградской области шины б/у 210 штук. Калининградская таможня на основании заключения таможенного эксперта (со ссылкой на приказ №215) запретила выпуск шин в свободное обращение, наложила арест и возбудила административное расследование по ч.1 ст. 16.3. КоАП РФ. Через полгода расследования таможня признала, что 209 шин подлежат ввозу, а одна нет, так как она имеет прокол беговой дорожки шурупом. Доводы предпринимателя М. о том, что такая шина подлежит ремонту и не потеряла своих потребительских свойств, таможня не приняла во внимание. Предприниматель М. обжаловал решение таможни в суд.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05 июля 2005 года по делу А21-3495/2005-С2 постановление Калининградской таможни от 12 мая 2005 года по делу об административном правонарушении №10205000-1363/2004 о привлечении предпринимателя М. к административной ответственности по ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей признано незаконным. Решение суда вступило в законную силу с 19 июля 2005 года.
Удивительное совпадение - в день вынесения решения суда Приказом СЗТУ от 05.07.2005 года №171 приостановлено, до особого распоряжения, действие приказа СЗТУ от 04.08.2004 года № 215 "О методике исследования шин и покрышек резиновых".
С момента запрета ввоза Таможней предпринимателю М. шин б/у в Калининград по настоящее время прошло 8 месяцев. Приказ отменен. Груз не «растаможен». Предприниматель в убытке.
Вот такая грустная история.
Я изложил факты, а выводы пусть каждый делает сам.
Однако Таможня все же подала апелляционную жалобу. Поэтому по завершении судебных споров я напишу окончание этой истории.
Продолжение следует…

#3 Станислав. (-----.vtc.ru)   13:27  30.01.2010
Полное заблуждение.
Прочитал статью и стало понятно, что и половина того что есть на практике не написали. Что это за грузовик с шинами, которые можно выкинуть если что или что это за шины с меньшим 50%-износа. А пошлину и провоз на резину вы куда дели? Что получается, купили резину (заплатили деньги), потом заплатили за провоз, погрузку-разгрузку, склад временного хранения, пошлину (совсем не маленькую) и это все за резину меньше 50%-износа. Так кто же ее потом купит? А если никто, то ее выкинем. А расходы все, затраты. Спишем? Да, привезли партию 1500 шт. и выкинули или просто не смогли продать. На деле - ничего и так не надо проверять, потому что стоимость плюс пошлина все сама проверит и не позволит привести мусор.
Как же об этом то забыли написать!?

#4 Наталья (-----.sknt.ru)   21:12  15.02.2010
Подскажите, пожалуйста, кто-нибудь, ввоз покрышек с профилем меньше 5 мм вообще запрещен? Это я поняла из этой статьи, но больше нигде такой информации не нашла. Заранее спасибо.

#5 валерий (-----.primorye.ru)   12:12  18.04.2010
"МУСОР"
С 1995г. завожу и реализую автошины б/у и новые из Японии.Оплачиваем 1.погрузку на пароход 2.перевозку на пароходе 3.выгрузку из парохода(при выгрузке идет таможенный и пограничный контроль за товаром) 4.пользование таможенным складом(пока товар на складе(от 3 дней и далее) его ежедневно досматривают представители таможенной службы) 5.таможенная пошлина 6.услуги декларанта 7.погрузка на транспорт 8.транспортные расходы 9.выгрузка из транспорта 10.гостиница+питание = выбросить=абсурд!



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 967


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru