Машины-победители
В эти дни торжественно отмечается 60-летие Великой Победы над
фашистской Германией. В первую очередь благодаря самоотверженности,
мужеству, героизму советского народа в 1945 году был положен конец
германскому фашизму, стремившемуся к мировому господству. Надо
отметить, что и автомобили наши внесли немалую лепту в победу
Советского Союза над немецкими оккупантами.
С самого начала войны автомобильная промышленность страны
была переориентирована на военные нужды. Практически прекратился
выпуск легковых машин, автобусов, троллейбусов. В спешном порядке
в предельно сжатые сроки конструкторы умудрялись разрабатывать надёжную,
выносливую и очень простую технику, починить которую можно было
при необходимости в любой деревне. Проблемы добавляли постоянные
бомбардировки русских городов гитлеровцами - многие заводы, производившие
автомобили, металл, шины, другие узлы, оказались разрушены в первые
же месяцы войны. Поэтому пришлось в очень короткие сроки эвакуировать
крупнейшие заводы, в том числе московский ЗИС, на восток страны,
буквально в чистом поле или в лесу ставить новые предприятия.
Один из самых массовых автомобилей Великой Отечественной
- ГАЗ-АА и его разновидность ГАЗ-ММ, знаменитые "полуторки", к началу
войны составлявшие 59% парка грузовиков в Красной Армии - более
151 тыс. экземпляров. Машина, ведущая свою родословную ещё с начала
30-х, отличалась простотой в обслуживании, хорошей ремонтопригодностью
и надёжностью. После начала сражений машину ещё более упростили:
оставили лишь одну фару со стороны водителя, убрали передний бампер,
кабину изготавливали не из дефицитного металла, а из фанеры, а часть
машин была даже без дверей. Четырёхцилиндровый мотор рабочим объёмом
3,3 л развивал 40 л.с. (позднее - 42 и 50 л.с.) и разгонял автомобиль
до 70 км/ч. Из "полуторки" делали различные модификации: самосвалы,
автобусы, санитарные фургоны и передвижные станции техпомощи. Машина
пользовалась заслуженной любовью шофёров и даже спустя десятилетия
после окончания войны продолжала нести свою службу на дорогах страны.
Другая удачная модель Горьковского автозавода - компактный
бронеавтомобиль БА-64 на базе узлов и агрегатов "советского
Виллиса" ГАЗ-64. "Броневик" был разработан и поставлен в
производство в весьма скромные сроки - менее чем за полгода.
Основу БА-64 составлял сварной корпус с бронелистами,
расположенными под значительным наклоном, благодаря чему пули,
попадавшие в корпус, отскакивали рикошетом и не приносили никакого
вреда. Толщина брони считалась небольшой - "всего" 4-15 мм. В
стремлении сделать поверхность зоны поражения максимально низкой,
конструкторы создали машину предельно компактной. Водитель сидел
по центру автомобиля, а за ним и чуть выше - командир экипажа, он
же стрелок, палящий во врагов из пулемёта калибра 7,62 мм,
смонтированного в башне с круговым обстрелом, или, реже, из
противотанкового ружья калибра 14,5 мм. Живучесть машине также
обеспечивали пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной, и
триплексные стёкла небольшого размера. Малые свесы бронемашины,
хороший дорожный просвет в 210 мм, полный привод и внушительные
16-дюймовые шины обеспечивали высокую проходимость. Большинство
БА-64 имели рацию на борту.
Двигатель мощностью 50 л.с. обеспечивал автомобилю скорость в
80 км/ч. Машина имела боевую массу 2425 кг и небольшие размеры:
длина его составляла 3660 мм, ширина - 1680 мм, высота - 1900 мм.
"Броневичок" выполнял разведывательные функции, также служил
командирской машиной. За разработку столь передовой по тем временам
конструкции главный конструктор 64-ки Виталий Грачёв был даже
удостоен Государственной премии.
В военные годы талантливые советские конструкторы разработали
немало других удачных автомобилей, порой на порядок превосходящих
технику гитлеровцев. Нам же остаётся поблагодарить участников
тех страшных и далёких событий за великое дело, которое они
совершили - за Великую Победу. Низкий вам поклон, дорогие
ветераны, и с Днём Победы вас!
Сергей Степанов, фото автора
,
"Авторынок Калининграда"
, №18 от 10.05.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|