Придёт ли время профессионалов?
О человеке с жезлом немало писано-переписано. Всё больше - в
негативном плане. А собственно, в чём он, горемычный, виноват?
Своим видением проблемы сегодня делится с читателями наш постоянный
автор, автолюбитель со стажем, юрист Ольга Лысенко.
Отрезал, как взмахом жезла
Обвинив украинских гаишников в тотальной коррумпированности,
"оранжевый" президент Виктор Ющенко, не мудрствуя лукаво, попросту
распустил государственную автоинспекцию. ДАИ на Украине больше нет,
но земля не перестала вращаться: люди по-прежнему садятся за руль и
едут туда, куда им нужно.
Надо отметить, что Украина не была первой в этой затее. Пионером в
упразднении службы автоинспекции на просторах бывшего Союза стала
Грузия. Функции этой структуры там на себя приняла патрульная
полиция - любимое детище Михаила Саакашвили. Зарплата у полицейских
по грузинским меркам довольно солидная - около 250 долларов. Чтобы
стать патрульным полицейским, нужно пройти жёсткий отбор.
Требования к людям в полицейской форме очень высокие. В Тбилиси,
например, на службе состоит всего 1339 патрульных, более 60 из
них - женщины.
Нечто подобное произошло и в Казахстане. В сентябре 2003 года там
ликвидировали практически все стационарные посты дорожной полиции
на международных трассах. С дорог практически исчезли люди с
полосатым жезлом, смотревшие на крутящих баранку не иначе, как на
"хлеб с маслом". Кроме того, были запрещены проверки автомобилей,
осуществляющих международные перевозки.
Понятно, что когда нечто подобное происходит в соседних
государствах, отечественные гибэдэдэшники тут же теряют покой и
сон. Отдельные высказывания в прессе высокого гаишного начальства
наводят на мысль, что полностью исключить ситуацию, когда в
результате грядущей реформы вертикали власти, задуманной Кремлём, в
МВД может не найтись места для отдельной дорожной службы, нельзя.
В свете намерений федерального центра передать на места часть своих
"силовых" полномочий может вполне статься, что в результате
реформирования ГАИ-ГИБДД станет дорожной полицией, а
патрульно-постовая служба - муниципальной милицией (договорённость
с МВД о том, что вся патрульно-постовая служба перейдёт в
подчинение городских или поселковых властей, уже имеется). Местные
милиционеры, таким образом, станут выполнять функции наподобие
шерифов в США. Что получится из этого эксперимента, покажет жизнь.
Тем не менее поводов для недовольства деятельностью российской
Госавтоинспекции сегодня предостаточно.
Носовой платок для инспектора
Каких только обидных прозвищ не придумано от имени автомобильной
братии "дорогим их сердцу" автоинспекторам. Понятно, тут не до
взаимной любви. Однако наше общение носило бы иной характер, если
бы гаишники сами соблюдали установленные для них правила игры. А
ведь у них обязанностей не меньше, чем у нас с Вами.
Когда, скажите, положа руку на сердце, Вы в последний раз встречали
гаишника, который при встрече поздоровался, отдал честь, чётко
представился, чтобы при этом можно было разобрать его имя, фамилию
и должность, объяснил причину остановки, а на прощание пожелал
доброго пути, предупредив об опасностях на дороге? Риторический
вопрос.
Чтобы на дороге воцарился порядок, дорожным инспекторам необходимо,
прежде всего, следовать установленным для них правилам поведения на
дороге, быть вежливыми к водителям.
Однако "вежливость гаишника" - понятие условное. Она должна
проявляться не в том, что он станет сморкаться в носовой платок, а
не в руку, не перебивая, будет выслушивать объяснения автомобилиста
и называть его "глубокоуважаемый". Вежливость - в беспрекословном
следовании всем законодательным и нормативным актам, регулирующим
взаимоотношения водителя и сотрудника Госавтоинспекции.
В этом, собственно говоря, и заключается проблема. Водители плохо
себе представляют, как должен обращаться с ними сотрудник
дорожно-патрульной службы. Между тем любые действия инспектора по
отношению к участникам дорожного движения строго регламентированы
десятком законов и подзаконных актов.
Для большинства это станет откровением, но чтобы пообщаться с Вами,
одного только желания человеку с жезлом мало. Это запрещает приказ
ь 329 МВД РФ "О реформировании деятельности Госавтоинспекции" от 1
июня 1998 года. В этом документе перечислены всего шесть пунктов,
на основании которых можно остановить водителя вне стационарного
поста. Чаще всего в качестве законного предлога остановки
инспекторы ссылаются на несоблюдение водителем ПДД и "наличие
данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к
совершению дорожно-транспортного происшествия, административного
правонарушения, преступления". О "причастности", как следует из
пособия для сотрудника ГИБДД "Дорожно-патрульная служба" под
редакцией бывшего начальника Госавтоинспекции Владимира Фёдорова,
могут свидетельствовать примерно полсотни признаков, в том числе
"небрежное или неумелое вождение транспортного средства", "движение
в тёмное время суток без включённых фар" и даже "загрязнение
регистрационных знаков".
Однако когда Вас остановили на ровном месте, вне поста,
и ограничились лишь проверкой документов, Вы вправе
поинтересоваться: а на каком основании у Вас отнимают
время? Исключительно в надежде на то, что Вы забыли
дома полис ОСАГО или - вдруг повезёт - у инспектора
появится повод попросить Вас дыхнуть?
Разговаривая с водителями, инспектор обязан сохранять твёрдость
духа и доброжелательность. Обращение на "ты", "снисходительный и
ироничный тон", замечания по поводу внешности, требование
"дыхнуть", "критика в присутствии детей и членов семьи" напрямую
недопустимы, согласно "Наставлению по работе ДПС", где подробно
расписаны права и обязанности сотрудников Госавтоинспекции и
которое, заметим, предписывает инспектору по первому требованию
водителя не только рассказать о порядке обжалования своих действий,
но и назвать номер жетона и показать (не выпуская из рук) служебное
удостоверение.
Всевидящее телеоко
Вы замечали, что на Западе дорожной полиции как будто не видно, но
что-либо нарушать почему-то совсем не хочется? Дело не только в
больших штрафах. Просто Вы твёрдо знаете: по пустякам останавливать
и придираться к Вам никто не станет. Но уж если попадётесь,
обращаться с Вами будут строго, но вежливо. И такой подход не может
не вызывать уважения.
Да, на Западе, полиция не прячется в кустах бузины. Превышение
скорости там регистрируют специальные видеокамеры. При этом
нарушителя даже не останавливают. Просто спустя некоторое время он
получает протокол с суммой штрафа и фото, на котором запечатлено
нарушение с указанием числа, времени, марки, серии и номера
автомобиля. Спорить бесполезно. Штрафы же в Европе - ой-ой-ой. Если
Вы не согласны, можете обратиться в суд. Но, как правило, это не
помогает.
За рубежом в целях профилактики дорожных нарушений уже лет 20
успешно используют манекенов-полицейских. Сделаны манекены на
совесть. Издалека от настоящего сотрудника дорожной инспекции
его отличить практически невозможно. Водители, завидев на обочине
фигуру с жезлом в руках, исправно притормаживают. Опыт западных
коллег в России успешно использует, к примеру, руководство
санкт-петербургского ГИБДД.
Особенно эффективны манекены ночью, поскольку в темноте не видно,
кто стоит на трассе - настоящий инспектор или муляж. Статистика
показывает, что на участках, где несут свою службу металлические
инспекторы, аварий действительно стало меньше.
Хочется, наконец, увидеть и на наших дорогах современную
профессиональную дорожную полицию, очень вежливую и весьма
компетентную. Но для этого нужна политическая воля. Не случайно
на Украине реформа пошла от президента страны.
"Авторынок Калининграда"
,
№36 от 13.09.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|