Страсти по шлагбауму
Проблема железнодорожных переездов весьма специфична для
Калининградской области. Дороги так часто у нас пересекаются с
рельсами, что, в конечном итоге, вступают в конфликт друг с другом.
Очевидным это становится в чрезвычайных ситуациях, когда лишь чудом
удаётся избежать очередного столкновения поезда с автобусом или,
что уж совсем грустно, происходит-таки крупная авария.
Хозяева бывают разные
В нашем регионе, включая областной центр, насчитывается 249
железнодорожных переездов. Чуть более двухсот из них находятся на
балансе КЖД, остальные принадлежат различным предприятиям,
муниципалитетам, сельским администрациям.
Чаще всего именно ведомственные переезды пребывают в ненадлежащем
состоянии. Наибольшие нарекания со стороны ГИБДД вызывают такие
ситуации, когда железная дорога, знаки и светофоры не видны со
стороны шоссе из-за растущих на насыпях кустарников и деревьев на
обочинах. Сами знаки зачастую оказываются сильно повреждены или
размещены с нарушением норм. Качество проезжей части на пересечении
с железнодорожными рельсами также оставляет желать лучшего. Больше
всего претензий к переездам в Черняховском, Славском и Полесском
районах, а также в Немане.
В мае прошлого года сотрудники УГИБДД совместно с представителями
КЖД осуществили инвентаризацию имеющихся переездов. В ходе проверки
выяснилось, что дорожное покрытие на подходах к некоторым из них
имеет выбоины, раскрытые необработанные трещины, полосы
загрязнения, повреждения плит перекрытия. Кроме того, перед самими
переездами не везде нанесена соответствующая дорожная разметка. Что
же касается знаков, многие из них не имеют обязательного
светоотражающего покрытия. В ходе проверки были выявлены и другие
нелицеприятные факты. Так, при ремонте настила одного из переездов
в направлении Калининград-Советск плиты были уложены таким образом,
что оказались на 7 см выше уровня дороги. А на стыках проезжей
части и настила переезда была применена песчано-гравийная смесь, в
результате чего камешки из-под колёс автомобилей разлетаются во все
стороны.
Немало жалоб постоянных читателей нашей газеты поступило на работу
переезда по улице Дзержинского. Шлагбаум там управляется
автоматикой, которая, при определённом графике движения поездов
(когда происходит наложение зон срабатывания после достижения
встречными составами так называемых точек удаления) может
длительное время работать в режиме "закрытие", что приводит к
образованию автомобильных пробок. По свидетельству одного из
автомобилистов, ему с товарищами по несчастью как-то по осени
пришлось битый час "загорать" в многокилометровой веренице
автотранспорта, дожидаясь, пока пройдёт откроется шлагбаум.
Дорогая обуза
Организации и власти на местах сложнее призвать к порядку, у них
есть весомый по нынешним временам аргумент: на ремонт и надлежащее
содержание собственного переезда попросту не хватает средств. Этой
причины бывает достаточно для того, чтобы годами не реагировать на
предписания ГИБДД. Проще руководству Госавтоинспекции выстраивать
отношения с руководством КЖД, хотя и здесь имеют место отдельные
разногласия. О том, как видится данная проблема железнодорожникам,
поведал руководитель пресс-службы КЖД Александр Першин.
- В советские времена каких-либо вопросов просто возникнуть не
могло: всё, в том числе содержание переездов, финансировалось из
одного кармана - государственного. Сейчас большинство переездов
автоматически оказались у нас на балансе. Хотя, по большому счёту,
нам они не нужны. Если отбросить проблему аварийности, ничего,
кроме огромных убытков, исчисляемых десятками миллионов рублей в
год, железной дороге это не приносит. И во многом здесь виновата...
психология наших водителей.
Поясняю на примерах. Не так давно имела место крупная авария под
Черняховском. Водитель автобуса, несмотря на предупреждающий
звуковой сигнал, обогнал машины, выстроившиеся перед переездом.
Видимость была отличной, не заметить поезд было очень сложно. И всё
же он выскочил на рельсы. В результате погибли пассажиры.
Был и такой казус. В ноябре прошлого года по улице Нарвской
ехала дама и при этом болтала по мобильнику. И так увлеклась,
что на сигнал светофора у переезда на обратила никакого
внимания. Пронёсшаяся электричка снесла автомобилю
полкапота. И что бы Вы думали? Женщина как ни в чём ни бывало
продолжала разговаривать по телефону.
На самом деле смеяться тут не над чем. При столкновении
автомобиля с поездом, как правило, трудно избежать
человеческих жертв. Зачастую погибает не только сам виновник
происшествия - автомобилист. Его беспечность может привести
к тому, что вагоны сойдут с рельсов. Каждый из них весит около
60 тонн, и, случись такое в городе, всё закончится трагедией не
только для пассажиров электрички, но и людей, оказавшихся в тот
момент неподалеку от переезда, пострадают здания. Опрокинувшийся
грузовой поезд вызовет, как минимум, техногенную катастрофу.
По обыкновению, дежурные, обслуживающие не оснащённые автоматикой
переезды, являются и внештатными сотрудниками ГИБДД. Периодически
они передают информацию о конкретных нарушителях в инспекцию.
Железная дорога была вынуждена пойти на значительные расходы, чтобы
оборудовать 8 переездов своеобразной "защитой от дурака". То есть,
в комплексе других специальных мер оградить переезд металлическими
барьерами, которые не позволяют автомобилю проскочить "перед
носом" у поезда. В этом году будут переоснащены ещё 2 переезда.
Каждый обходится железной дороге примерно в 700 тыс.руб. 54
переезда имеют резино-кордовое покрытие, повышающее коэффициент
сцепления автомобиля с дорогой и помогающее машине не буксовать на
рельсах.
Однако все наши благие устремления зачастую не приносят желаемой
отдачи. Например, не по нашей вине на дороге Нестеров-Калининград
зимой произошла катастрофа с грузовым поездом. В районе станции
Междуречье железную дорогу пересекал МАЗ с прицепом. Перед
переездом он забуксовал, потому что дорогу никто не посыпал песком.
Водитель дёрнул вперёд, благодаря резино-кордовому покрытию МАЗ
проскочил рельсы, прицеп же оторвался и остался на путях. Хорошо,
что машинист оказался опытным и стал загодя сбрасывать скорость,
это позволило смягчить последствия аварии. Но полностью избежать
столкновения не удалось, тормозного пути не хватило для того, чтобы
удержать около трёх с лишним тысяч тонн.
Примечательно, что злополучный автомобиль оказался едва ли не
единственным, пересекающим в этом месте железнодорожное полотно. В
Калининградской области вообще много таких переездов, которые главы
сельских администраций и муниципальных образований не дают закрыть,
хотя пути в этих местах пересекает от силы пара автомобилей или
комбайнов. Но ухаживать за проезжей частью в районе железной дороги
при этом некому.
Более того, принятая в своё время областными властями программа по
закрытию ряда переездов по сути не работает, при этом весьма
странной выглядит позиция госчиновников по данному вопросу. Документ
вроде бы подписан, но на попятный региональное руководство идёт каждый
раз, когда встречает сопротивление на местах. В этом году мы
проявим твёрдость и всё же закроем с десяток переездов. С комбайном
ничего не случится, если он по необходимости сделает крюк в три
километра.
Для сравнения, на Куйбышевской железной дороге, в Татарстане,
рельсы и автодороги не пересекаются на протяжении сотен километров.
Ни автомобили, ни поезда времени зря не теряют, и все довольны.
Калининградские же составы перед очередным переездом вынуждены
постоянно сбрасывать скорость до 40 км/ч, хотя потенциально они
могли бы разгоняться до 100 км/ч. На эту меру мы вынуждены были
пойти после того, как фирменный поезд "Янтарь" сошёл с рельсов
по вине водителя большегрузного автомобиля.
Практика показывает, что власти начинают всерьёз заниматься
проблемой только после очередного громкого ЧП в области или в
стране. Например, лишь несчастный случай в Краснодарском крае
"отрезвил" мэрию, и она перестала настаивать на том, чтобы мы дали
разрешение на оборудование одноуровнего переезда по улице Гайдара
от Советского проспекта к Сельме. Видимости там нет никакой, здания
закрывают обзор. Нужно строить путепровод или рыть тоннель.
-- Что делать?
По мнению руководства ГИБДД, двухуровневые развязки - это, безусловно,
выход из сложившейся ситуации. Но не всё так однозначно. Чтобы
построить мост, требуются немалые средства, да и содержание
объекта встанет в копеечку. В течение ряда лет опасения
Госавтоинспекции вызывает состояние семи мостов над железнодорожной
веткой Нестеров-Краснолесье. Там повреждены или отсутствуют перила,
парапеты, в плачевном состоянии несущие конструкции. Не лучше
обстоят дела с мостами на Аллее Смелых и Парковой аллее, улице
Суворова в Калининграде.
Как минимум два десятка железнодорожных переездов в Калининградской
области, полагают в ГИБДД, могут стать причиной серьёзных аварий.
Госавтоинспекция рекомендует (не совсем, правда, понятно, кто
должен финансировать эти работы) оборудовать все переезды,
расположенные по интенсивно используемому железной дорогой
направлению Калининград-Нестеров, специальными
устройствами-заграждениями, а также установить в ряде мест
искусственные неровности проезжей части, которые заставили бы
водителей сбрасывать скорость.
Кроме того, калининградские гаишники возражают против предложения
КЖД об отказе от дежурства на переездах в районе 9-го километра
направления дороги на Зеленоградск, у станции Дружное-Западное и на
49-м километре направления Калининград-Советск. Правда, откуда взять
средства на зарплату этим людям, пока неясно.
Надежда Исаева,
"Авторынок
Калининграда"
, №10 от 14.03.2006
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|