На "вы" с "табуреткой"
Предприниматель и профессиональный психолог Вера К., вопреки
устоявшемуся для героинь нашей рубрики штампу, не испытывает особого
удовольствия от езды на своей "красной табуретке", как по примеру
соседского мальчика она называет свой "Ниссан Санни".
До этого
она также не питала тёплых чувств к "Опелю Вектре", по её мнению,
"большой мужской машине, в которой водителя практически не видно".
Похоже, эта нестандартная автоледи вообще может прекрасно обойтись
в этой жизни без автомобиля.
Вера К. получила права в октябре прошлого года. Автомобиль и всё,
что с ним связано, для дипломированного психолога пока ещё не
средство передвижения, а, скорее, один из аспектов познания
бесконечной человеческой души. Беседую с Верой.
"Подключаемся" к дороге
Корр.:
Правомерно ли высказывание, что люди по своей
натуре делятся на водителей и неводителей?
В.К.:
Не совсем. Просто формирование навыков
происходит у всех по-разному. В процессе обучения очень важна мотивация.
Для одних машина - средство самоутверждения, для других - рабочий
инструмент. Человек быстро овладевает мастерством вождения, если
его к этому понуждают реальные обстоятельства, причём никаким другим
способом их не решить, как только сев за руль.
Личный транспорт, конечно, был бы большим подспорьем в моей работе, но,
пока часто пользуюсь общественным транспортом или такси.
Многие водители признаются, что ассоциируют себя с автомобилем как
нечто неделимое, у меня же всё не так: нас с машиной, если можно
так сказать, двое - я и она.
Корр.:
А как же старая шутка о том, что
участники дорожного движения делятся на три категории: водители,
пешеходы и дураки?
В.К.:
Часто вспоминаю анекдот на эту тему:
мужик стал переходить улицу аккуратнее только после того, как сам
сел за руль. Вообще у меня есть ощущение, что на дороге действует
некий коллективный разум. Опытные автомобилисты как бы подключаются
к нему автоматически, и всё происходит плавно, красиво и правильно.
Те же, кто не в состоянии в эту общность вписаться, и есть пресловутые
"дураки", то есть люди, частенько создающие аварийные ситуации.
Причём пассажир автобуса не равен сам себе, когда стоит на остановке.
Ситуацию на дороге он в обоих случаях воспринимает по-разному, это
тоже нужно учитывать.
Корр.:
Ты уже можешь отнести себя к категории
"подключающихся"?
В.К.:
Мне не хватает уверенности в себе.
Потому что вожу, как я считаю, не мастерски. Это личная черта характера
такая.
Например, сдавать экзамены не могу, если сразу всех билетов не
знаю. То есть, чтобы сесть с утра за руль и спокойно отправиться по
своим делам, мне уже нужно быть асом. А без тренировки это,
конечно, проблематично.
Ещё одна вещь меня поразила на дороге. Мне всегда казалось: чем
быстрее делаешь манёвр, тем лучше. Мгновенно оценил ситуацию,
принял решение... Оказалось, применительно к дорожному движению это
не совсем так.
Главное - не скорость, а, как бы поточнее выразиться, плавность.
Вот, например, я однажды молниеносно перестроилась и была горда
собой, ведь у меня, не очень опытного водителя, это так быстро и
красиво получилось! А муж, который сидел в салоне, вдруг говорит:
"А теперь представь, если бы другие не успели понять, что ты
собираешься сделать, и истолковали бы это как-то по-другому?"
Корр.:
Женщина и автомобиль - понятия совместимые?
В.К.:
Для представительниц прекрасного
пола машина и всё, что с ней связано, как правило, не становится
органичной частью духовного мира. В этом смысле мы, конечно, самодостаточнее
мужчин. Или можно сказать иначе. Они по природе - ремесленники.
Копаясь в моторе или меняя испорченную деталь, мужья, отцы и братья
реализуют некие наклонности, изначально заложенные в их мужской
природе. А вот если женщина вдруг полюбит технику, тем самым она
обогатит свою личность какими-то новыми качествами, разовьёт то,
что в ней запрограммировано Создателем, но, чаще всего остаётся
под спудом. Хотя в своей практике мне приходилось иметь дело и с
такими странными особами, для которых автомобиль становился своебразным
эрзацем семьи, как бы замещал мужа, ребёнка. Но это, скорее, исключение
из правил.
Ещё одна особенность женщины за рулём - мигание лампочек на
приборной панели многие дамы воспринимают, как просто цветомузыку.
Прежде всего, я имею в виду себя. Помню, подвозила мужа, он увидел,
что лампочка замигала. Говорит: "У тебя неисправности тормозной
системы!" Я бы просто не обратила на это внимания. Ну, светится там
что-то, значит, наверное, так надо.
А ещё я не терплю хамства. Встреча на дороге с невоспитанным
водителем может выбить меня из колеи на целый день. Иногда проще
взять такси, чем рисковать настроением, ведь это мой рабочий
инструмент. По секрету скажу: людям, которые привыкли работать
головой, как ни странно, иногда легче понять диалоги Сократа, чем
недовольное бурчание соседа по полосе.
"Папа" - лучший инструктор
Корр.:
Ты получила права не так давно. Наверное, ещё
не успели стереться впечатления от занятий в автошколе?
В.К.:
К сожалению, они оставили неприятный
осадок. Инструктор - это, прежде всего, личность. Обучаемый - тоже.
В худшем случае эти двое могут не найти общего языка.
В автошколе явный дефицит индивидуального подхода. Далеко не
каждый инструктор озадачивается поиском "ключика" к подопечным. К
примеру, у одних матерный комментарий как реакция на их действия
вызывает слёзы, у других же, наоборот, мобилизует.
Мало просто дать человеку команду: делай то, нажми туда. Надо как
бы энергетически, эмоционально его поддержать, пусть даже и в не
совсем вежливой форме. А если во время практических занятий
инструктор напрочь забывает об ученике, переключаясь на решение
каких-то личных проблем, разговаривая по мобильному телефону, это,
конечно, уже ни в какие ворота не лезет.
Занятий в школе для некоторых явно недостаточно. Ведь они, по сути,
рассчитаны только на то, чтобы подготовить человека к экзаменам,
которые он худо-бедно сдаст, чтобы оправдать потраченные деньги. А
потом хоть потоп. Хорошо, если женщине-начинающему водителю
повезло, у неё есть муж или брат, которые сами сидят за рулём и на
неё времени не пожалеют. Если нет - придётся долго тренироваться по
вечерам на полупустых дорогах, прежде чем стать активным участником
дорожного движения.
Корр.:
А как сдала теорию?
В.К.:
Со второго раза. Сделала много глупых
ошибок. Представь себе: для начала приходится несколько часов выстоять
в очереди в ГИБДД, волнение с каждой минутой нарастает. И тут тебе
дают всего двадцать минут для того, чтобы ответить на кучу вопросов,
которые мелькают на экране компьютера. На самом деле вопросы элементарные,
да и срок приличный. Можно всё успеть, но на пределе нервного напряжения
кажется, что времени в обрез, и начинаешь плести чепуху. В некоторых
автошколах, к счастью, проводятся предварительные пробные экзамены,
позволяющие человеку хоть как-то адаптироваться к стрессовой ситуации.
Когда пошла сдавать второй раз, сказала себе: если и сейчас ничего
не получится, больше сюда вообще не приду! И успокоилась.
В очереди, кстати, познакомилась с мотоциклистом, который сдавал на
категорию "А". Он мне обрисовал следующую перспективу: "Сначала у
тебя будут отлетать зеркала, а колёса целоваться с бордюром.
Автобус покажется танком, от которого захочется убежать на тротуар.
Паркуясь, будешь удивляться - что это тут делают все эти машины?".
Теорию, между прочим, учила самостоятельно, мне неинтересно
заниматься в группе - люди там с разной скоростью осваивают
материал, просто жалко было терять время. Если чего-то не понимала,
задавала инструктору конкретные вопросы и получала адекватные
ответы. А вообще, как мне показалось, легче сдать пять раз теорию,
чем один - вождение.
К примеру, мне проще на словах объяснить, как вырулить на
перекрёстке, нежели реально исполнить этот манёвр. Зачастую просто
"опаздываю" подумать, как поступить в той или иной ситуации, а ведь
на дороге этот навык должен быть доведён до автоматизма.
Корр.:
А машину-то водишь?
В.К.:
По-настоящему начала не так давно,
хотя права получила в октябре. Долго собирались оформлять полис
ОСАГО, потом наступила зима. Муж пожалел меня и машину, не пустив
обеих на дорогу. Наконец солнышко пригрело, снег растаял, асфальт
высох. Катайся - не хочу. Но тут выяснилось, что я порядком подзабыла,
чему училась в автошколе.
Пришлось восстанавливать утраченные навыки, хотя особо
восстанавливать было нечего. Познакомилась с замечательным
инструктором Алексеем Фёдоровичем, добрым, милым человеком. Для
себя я сделала вывод, что лучше всего брать уроки вождения у
автомобилиста с 15-20-летним стажем и выбирать себе учителя по
рекомендациям знакомых. Причём начинающему "каблучку" менее всего
подходят ровесники. Мужчины-инструкторы весьма настороженно
относятся к ученицам, у молодых наставников это выражается в форме
лёгкого презрения и предвзятости. С наставником постарше общаться
приятнее, он тебя будет воспринимать, как дочку.
Надежда Исаева
,
"Авторынок Калининграда"
, №24 от 20.06.2006
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|