Не всё топливо, что бензином пахнет
Цены на нефтепродукты неуклонно ползут вверх, а вот качество их, особенно бензинов, чаще всего оставляет желать лучшего, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы автомобилистов.
Бензиновый «винегрет»
Руководитель «Теплотехнической лаборатории» Леонид Гиндин пояснил в интервью нашему корреспонденту, что при ограниченном количестве марок бензинов (Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98), они изготавливаются не по единым для всех предприятий ГОСТам, а в основном, по различным ведомственным техническим условиям, число которых неуклонно растёт. Причём, бензины изготавливаются не только специализированными предприятиями, но могут «улучшаться» на базах хранения и АЗС. И хотя это допустимо, никто не знает, что произойдёт при вынужденном смешивании одноимённых марок бензина, как это скажется на работе двигателя и на экологии. Приобретая топливо, автомобилист должен быть уверен, что он покупает продукт не только известной марки, но и соответствующего качества.
О «блюстителях контроля»
Леонид Гиндин ознакомил нашего корреспондента с документами, регламентирующими процесс контроля качества нефтепродуктов на всех этапах его продвижения от производителя до потребителя. Это «Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтеподуктообеспечения», «Правила технической эксплуатации АЗС» и аналогичные правила для нефтебаз.
В них есть много любопытных моментов. В частности, качество топлива, поступающего на нефтебазу, анализируется дважды – до и после слива его в резервуар. Причём во втором случае на свежее топливо, смешанное с остатками старого, выписывается новый паспорт качества, - взамен того, с которым оно поступило. Если же у базы нет собственных приборов и оборудования, она должна заключить договор с аккредитованной лабораторией.
Аналогичные операции должны производиться над бензином и дизельным топливом и при его поступлении на АЗС. Причём перед его сливом из автоцистерны в резервуар также отбирается так называемая «арбитражная» проба. Она может понадобиться для экспертного анализа в случае предъявления претензий клиентами автозаправочной станции. Кроме того, не реже одного раза в месяц должно проверяться качество всех нефтепродуктов, находящихся в данный момент в резервуарах заправки.
Если на нефтепродукт нет необходимой документации или она оформлена с нарушениями, а в топливе обнаружили воду или примеси, его приёмка должна быть запрещена на всех этапах. А уж о реализации топлива потребителям в этом случае вообще речи быть не может.
Не так давно надзор за соблюдением в нашем регионе перечисленных выше инструкций осуществлялся нефтеинспекцией ФГУ «Янтарьэнергонадзор». Как рассказал Леонид Гиндин, нефтеинспекцией была отработана чёткая схема контроля качества нефтепродуктов на АЗС. Их владельцами были согласованы графики проверок качества, которые в течение двух предыдущих лет неукоснительно соблюдались. Была предложена схема работы по жалобам потребителей; при этом экспертиза нефтепродуктов производилась бесплатно, о чём клиенты АЗС предупреждались посредством специального информационного листа. Однако после ликвидации в 2005 году нефтеинспекции эта система стала буксовать.
- Сейчас по этой схеме, - сказал Леонид Гиндин, - с нами работают 4-5 предприятий, владеющих девятью заправками. А до расформирования нефтеинспекции это было 26 организаций, которым подчинялись 68 АЗС. А жаль, ведь делалось это не с целью держать владельцев АЗС в страхе, а для того, чтобы облегчить их же работу. По имеющейся информации, сейчас примерно половина организаций, торгующих бензином в Калининграде, не имеют договора ни с одной из аккредитованных лабораторий. Теоретически у клиентов заправок прибавилось шансов приобрести некондиционный продукт.
После расформирования ФГУ «Госэнергонадзор» часть его полномочий передали Гостехнадзору, но о некоторых функциях умудрились забыть. Получилось, что законодательная база для контроля качества топлива в стране имеется, но следить за его соблюдением, к примеру, в нашем регионе некому. Реальным претендентом на эту роль сегодня является «Калининрадрегионэнерго» - новая структура, наделённая частью функций ликвидированного «Янтарьэнергонадзора». Хотелось бы надеяться, что ему удастся восстановить систему контроля и калининградцы не угробят окончательно свои машины. К тому же дорогие автомобили с двигателями, отвечающими стандартам «Евро-2» и выше, вообще нельзя «кормить» чем попало.
Равнение на эталон
Сейчас в Калининградской области есть четыре лаборатории, аккредитованные на проведение анализов топлива – 5-я центральная ГСМ, Теплотехническая («ЯнтарИТ»), Калининградской нефтебазы «Сургутнефтегаз» и сюрвейерской компании «Сейболт». О том, какие параметры бензинов и дизельного топлива, реализуемых на АЗС, анализируются экспертами, мне рассказал заместитель руководителя испытательного центра 5-й центральной лаборатории ГСМ Сергей Стрелецкий.
В настоящее время автомобильный бензин, выпускаемый нефтеперерабатывающими заводами по ГОСТ Р 51105-97, нормируется по 13-ти показателям, а дизельное топливо, согласно ГОСТ 305-82, - по 21-му параметру качества.
Топливо поступает в организации нефтепродуктообеспечения с паспортом качества и сертификатом соответствия. Естественно, наличия только этих прибывших документов недостаточно, чтобы удостовериться в его надлежащем состоянии, поэтому нефтебазы проводят приёмочный входной контроль по отдельным показателям. К сожалению, некоторые склады и нефтебазы не уделяют внимание качеству поставок, что приводит к попаданию некачественного топлива к потребителю.
Что касается контроля качества на АЗС, то согласно «Инструкции приказа Минэнерго № 231 от 2003 года» лабораторные испытания каждого реализуемого нефтепродукта должны проводиться не реже одного раза в месяц, а в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов - немедленно, в объёме контрольного анализа.
Конечно, далеко не все АЗС отслеживают качество того топлива, которое они продают автолюбителям. Но это уже вопрос к компетентным органам надзора.
При контрольном анализе бензина определяются плотность, визуальное содержание воды и механических примесей, фракционный состав, содержание смол и октановое число, проводится испытание на медной пластинке. Для дизельного топлива к этому списку вместо двух последних пунктов добавляются замер температуры вспышки, застывания и помутнения, устанавливается массовая доля серы, содержание водорастворимых кислот и щелочей.
В домашних условиях провести анализ топлива, естественно, не получится. При желании, пояснил Сергей Стрелецкий, любой автомобилист может принести на экспертизу топливо, но не из бака собственного автомобиля (в этом случае результат лабораторных исследований не будет иметь никакого значения, скажем, в судебном разбирательстве).
Забор топлива должен быть произведён прямо на заправке, в чистую ёмкость. Заплатив более двух тысяч кровно заработанных за анализ топлива, хозяин «автопитомца» сможет узнать, торгуют ли на конкретной АЗС фальсификатом, чтобы уж больше на эту заправку не обращаться. Как говорится, любой каприз - за Ваши деньги.
Однако, если автомобиль не желает ехать, не надо сваливать всё только на низкое качество бензина и осыпать недобрыми словами ранее не подводившую АЗС, тем более если Ваш «железный друг» далеко не молод, ведь автомобиль - это сложный механизм. Лучше оцените его техническую исправность.
- Всеохватывающий контроль качества реализуемых нефтепродуктов пока осуществить невозможно. Есть масса поставщиков, которые продают некачественное топливо. Анализ своего товара они в добровольном порядке очень часто проводить не хотят.
Опыт показывает, что, как правило, некачественное топливо продают небольшие организации, а их более солидным конкурентам невыгодно рисковать репутацией, для чего и не жалеют средств на проверку качества ГСМ, - утверждает Сергей Стрелецкий.
И напоследок - совет от специалиста. Усомнившись в качестве топлива, попросите АЗС предъявить Вам паспорт качества топлива, и если он окажется старой и пожелтевшей бумажкой, заправляться не стоит.
Основные показатели качества топлива
1. Октановое число – один из основных показателей бензина, характеризующий детонационную стойкость при сгорании. Определяется на стандартной моторной установке УИТ-65 или УИТ-85 моторным или исследовательским методом. Испытуемый бензин сравнивается по детонации с эталонными смесями изооктана и гептана. Минимально допустимое октановое число указывается в марке бензина, например для «Премиум-95» (Аи-95) – не менее 95 единиц по исследовательскому методу.
Из-за дороговизны реактивов определение этого показателя наиболее затратно, поэтому расходы на «опознание» октанового числа составляют львиную долю стоимости всей экспертизы качества бензина, и она обходится заказчику в среднем в 2,5 тыс.руб.
2. Фракционный состав бензина и дизельного топлива - определяющая характеристика при установлении области применения, выполняется при помощи аппарата для разгонки (типа АРНС-1Э) и заключается в перегонке в колбе 100 мл испытуемого образца в условиях, соответствующих природе продукта, и постоянном наблюдении за показанием термометра и объёмов конденсата.
Бензины должны перегоняться при температуре до 215?С, а дизельные топлива выкипают в пределах 170-360?С.
3. Концентрация фактических смол, для определения которой используются отечественные установки ПОС-77 и ТОС-1 (или его зарубежные аналоги). Испытание заключается в том, что продукт испаряется в строго заданных условиях - по температуре и расходу пара определяется масса остатка после промывки растворителем. Для бензинов и дизельного топлива норма – 5 мг и 40 мг на 100 мл топлива соответственно. Превышение нормы говорит о повышенной способности топлива к нагару и образованию отложений.
Заметим, что не стоит затариваться канистрами топлива про запас и копить их в гаражах: «несвежий» бензин теряет своё качество.
4. Наличие воды и посторонних примесей в топливе можно определить на глаз. Если Вам кажется, что бензин разведён, перелейте его в сухую стеклянную банку и взболтайте. Стайка прозрачных пузырей, которые при этом будут, кружась, опускаться на дно, свидетельствует о том, что в топливе присутствует вода и загрязнения.
5. Количество серы определяется одним из двух способов. Либо методом сжигания в специальной лампе с последующим химическим определением серы, либо при помощи рентген-флуоресцентного анализатора, что быстрее и точнее.
Допускается до 0,2 % серы в дизельном топливе, а в бензинах этот элемент содержится на порядок ниже.
6. Температура вспышки определяется в закрытом тигле прибора ТВЗ, который характеризует противопожарные свойства ГСМ. Для дизельного топлива температура вспышки должна быть не ниже 35?С.
7. Температуры застывания и помутнения определяются в термостатах специальной конструкции и косвенно характеризуют поведение топлива при низких температурах. Для летнего дизельного топлива установлена норма по застыванию – не выше -10?С , по помутнению не выше -5?С, для зимнего – не выше -35 и -25?С соответственно.
8. Наличие водорастворимых кислот и щелочей устанавливают следующим образом: бензин смешивают с водой, и по водной вытяжке индикаторами определяют среду. В идеале она должна быть нейтральной.
Надежда Исаева
,
"Авторынок Калининграда"
, №29 от 25.07.2006
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
VadimG
(-----.tis-dialog.ru) 17:21 26.07.2006
- Сейчас по этой схеме, - сказал Леонид Гиндин, - с нами работают 4-5 предприятий, владеющих девятью заправками.
Ё-маё, религия не позволяет назвать их что ли? Чтобы хотя бы на них с более-менее спокойной душой заправляться... =(
#2
алекс
(-----.wbt.ru) 21:49 24.08.2006
бензин - говно , это однозначно. На некоторых заправках он и не пахнет бензином, зловонь одна. А про Лукойл я не пойму, сами делают, сами продают, а цены выше заоблачных, да и бензин тоже говно у них.
Добавить комментарий
|