На джипе времени

Часть I

В разгар лета калининградский клуб 4х4 «Дикий Запад» организовал многодневный марш-бросок на внедорожниках по Калининградской области, маршрут и план которого был составлен с учётом туристической составляющей: «большой грязи» организаторы не планировали, а просто хотели как можно больше увидеть.

Порезанные транспортные артерии

Старт был назначен на 17 июля 2006 года от подводной лодки возле «Юности». Подъехало всего четыре машины, однако в дальнейшем нас догнали ещё два экипажа из Литвы. Протяжённость маршрута составила 900 км.

День первый. Немного задержавшись со стартом, выдвигаемся в сторону Мамоново. Первая остановка в посёлке Ушаково. Осматриваем развалины замка Бранденбург. Размеры впечатляют. Это посолиднее, чем всем известная Бальга. Отмечу, что такие места, как Бальга, Чёртов мост, средневековый замок в Багратионовске и прочие аналогичные достопримечательности, мы сразу решили исключить из списка объектов осмотра, т.к. уже не раз там бывали вместе с членами нашего клуба.

Однако участники торопятся вперёд. Следующая наша остановка - «концовочка» Берлинского шоссе. Дорога из бетонных плит, особенно там, где не ступала нога российского дорожника, ласкает взор своим состоянием: многие автотрассы в области выглядят хуже. Но вот чистые плиты заканчиваются, и взгляду предстают заборчик из колючей проволоки и поросшая травой и кустами дорога в сторону Польши. В этот момент начинаешь понимать, что когда-то сеть автострад в Восточной Пруссии была единой, и лишь в силу обстоятельств Калининградская область была отрезана границами от остальной территории Европы. За время путешествия нам часто попадались дороги в никуда: на карте у них есть продолжение в Польше, а в реальности - забор, колючка ... Вся эта мощная транспортная инфраструктура Восточной Пруссии (трассы, каналы, железные дороги) была заброшена и разбазарена в советское время.

Историческое место сражения при Прейсиш-Эйлау в 1807 году, в честь которого полтора века назад установлен памятник, и орудие 1862 года
Памятник погибшим в Первую мировую войну

Едем дальше, делаем небольшую остановку в посёлке Пограничный, у памятника погибшим в Первую мировую войну, бродим по заброшенному военному городку в Долгоруково (видно, что казармы построены ещё до Второй мировой), проезжаем мимо мемориального комплекса на месте бывшего концлагеря для военнопленных. То там, то здесь попадаются семафоры и прочие остатки железнодорожной инфраструктуры. Только рельсов нет – ушли в металлолом.

В Багратионовске залюбовались белокаменными сводами православной церкви. Красиво - аж дух захватывает! Посетили здесь историческое место сражения при Прейсиш-Эйлау в 1807 году, в честь которого полтора века назад установлен памятник. Особого осмотра удостоились орудия 1862 года.

Дальнейший наш путь пролегал по дорогам из брусчатки в сторону Домново. Эта часть маршрута наглядно демонстрировала, как была заселена Восточная Пруссия. Здесь много хуторов, остатков немецких усадеб с прудами. И всё это связано ниточками брусчатки. Печально, но местами дороги разобраны и камни вывезены. Как результат - банальная грунтовка с ямами. Лишь в Домново немецкая брусчатка осталась худо-бедно нетронутой. Неплохо сохранилась и кирха в центре посёлка, сейчас она используется в качестве склада. Доехали до страусиной фермы, но внутрь нас не пустили, смотрели на птиц через забор: такие же, как в зоопарке, только запах порезче…

В Домново неплохо сохранилась кирха, построенная в 1686 году

Однако пришло время и о ночлеге задуматься. Лагерь разбили на берегу карьерного озера с прохладной водой.

Особнячок на 24 комнаты

День второй. Наш путь лежит в Железнодорожный. Его исторический центр - типичный прусский городок: кирха и площадь вокруг, от которой в разные стороны уходят узкие улочки. В отличие от Польши, здесь практически не велось никаких восстановительных работ. Ощущение, что мы идём по следам исчезнувших цивилизаций. Похоже, работы по восстановлению кирхи начались совсем недавно. Рядом с центром находится мельница, построенная в начале XX века. Судя по её состоянию, у объекта наконец-то появился хозяин и территория вокруг облагораживается. Рядом развалины средневекового замка, подъездная дорога, часть стены и ворота ещё не разобраны. По центру двора - глубокий колодец, сохранились хозпостройки, видимо, как-то используемые в настоящее время, но о каком-либо ремонте или работах по консервации зданий ничто не говорит.

Мельница в Железнодорожном

Дальнейший наш путь лежит в сторону Черняховска, через Озерки Вольные (Георгенфельде) и их знаменитый шлюз на Мазурском канале, Талпаки, Доваторовку, где сохранилось здание немецкого конезавода (теперь там ферма), Красную горку с её «башней Бисмарка» (их в области, кстати, осталось всего две, и в плачевном состоянии).

Шлюз на Мазурском канале

Немецкий конезавод в Доваторовке

Далее едем через Маёвку и замок Георгенбург, в котором ныне живут люди. Ремонт в замке, видимо, был очень давно, и местные жители целенаправленно продолжают разрушать памятник старины. И всё же мы им позавидовали: огромный балкон с видом на Черняховск, особняк на 24 комнаты, подвал в 3 этажа…

Стена старинного замка с воротами ещё не разобрана

«Башня Бисмарка» Экспонат замка Инстербург

Решив «облагодетельствовать» джиперов из Черняховска, на ночёвку мы завалились к ним домой.

Плавучая «Нива»

Утро третьего дня началось в замке Инстербург, где мы выслушали интересный рассказ по истории Пруссии, ознакомились с экспонатами замка. Дальнейший наш путь пролегал в сторону озера Виштынец и, конечно, не по прямой. Отъехав от Черняховска километров десять, планируем немного срезать путь через реку Писсу - там, где на карте обозначен брод. Подъехав туда, решаем, что две машины всё же пойдут в объезд. До войны на этом месте, видимо, высился каменный мост: глубина реки здесь заметно меньше и дно брода покрыто большими камнями. Воды всего по пояс, она тёплая, прозрачная. Местные пацаны утверждают, что ездят здесь исключительно трактора. В общем, всё указывало на то, чтобы рвануть вброд.

Ошибку мы поняли чуть позже. Как оказалось, брод для больших и тяжёлых машин сложности действительно не представлял, а вот водителю «Нивы» пришлось ощутить себя капитаном корабля: на одном из камней внедорожник подпрыгнул, и течение понесло его на глубину. Как только колёса касались дна, машина делала рывок назад и в сторону другого берега, и такой манёвр в итоге принёс положительный результат. Через некоторое время все благополучно десантировались на другом берегу, и мы поехали на встречу с группой, идущей в объезд. Ночёвка была запланирована на озере Северном, а ехать до него было ещё километров сто.

Поколесив по области, начинаешь замечать, что местность везде разная. Район Озёрска, через который мы проезжали, был больше похож на страну холмов, чем на тот ландшафт, к которому мы привыкли, а картины, открывавшиеся с их вершин, заставляли останавливаться и вглядываться в эту красоту: двигаться дальше совсем не хотелось… И всё-таки к вечеру мы достигли запланированного места ночёвки и разбили лагерь на берегу лесного озера с сосновым островом по центру.

Илья Семёнов , "Авторынок Калининграда" , №30 от 1.08.2006

( Окончание здесь )


Последние новости

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 325


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru