Посещение супермаркета,
или Русская рулетка
«Прогулка» по супермаркетам сегодня стала совсем непредсказуемым явлением. При посещении магазинов самообслуживания остаётся только догадываться, на сколько «похудеет» твой кошелёк. Запланировав потратить какую-то определённую сумму денег на покупки, мы в большинстве случаев тратим намного больше. Приобретаются либо совершенно ненужные вещи, либо те, цена которых намного выше ожидаемой. Почему так происходит? Задавшись этим вопросом, я вооружилась фотоаппаратом и отправилась на спец-шопинг.
Угадай, сколько стоит?
Пройдя по торговым рядам одного из местных супермаркетов и набрав полную корзину товаров, я оказалась у кассы. Когда машина выдала мне итоговую сумму, я не была особенно удивлена: сегодня стало привычным явление, когда истинную цену на тот или иной продукт узнаешь только на выходе. На подобную уловку супермаркетов я, кстати, попалась не впервые. На этот раз я «ошиблась» в расчётах почти на четверть.
С таким «раскладом» у кассы сталкивается значительная часть покупателей крупных продуктовых магазинов. Причин тому несколько.
Первое – размещённые в беспорядке ценники. Вспомните,
к примеру, отдел замороженных продуктов питания: ценники на холодильнике
кое-как умещены вразброс под прозрачной плёнкой или наклеены друг
на друга. Поэтому, чтобы узнать истинную цену какого-либо продукта,
нужно очень долго копаться в слоях «макулатуры».
«Холодильное чтиво»
Ещё одна причина: продукт есть, а цены на него нет. Или наоборот – цена есть, а продукта нет. И неизвестно, случайно ли ценники забыли убрать либо оставили специально для запутывания покупателей.
А ценники с мелкими надписями на нижних полках? Согласитесь, далеко не каждый сможет прочитать такой текст.
Или такая ситуация. Покупаете продукт по цене, которая значится в ценнике, а на кассе Вам пробивают совершенно другую сумму. В чём дело? Возможно, продукт «подорожал», пока Вы гуляли по залу. Или же это просто «плата за экскурсию» по супермаркету или «прокат» тележки...
«Кардинальные» меры
Чтобы разобраться в этих проблемах, я обратилась в отдел потребительского рынка мэрии г.Калининграда. Там признались, что директора супермаркетов знают о существующей проблеме с ценниками и делают всё возможное для её решения. Они ссылаются на нерадивость самих покупателей, но по большей части на огромный ассортимент товара. Поэтому уже сейчас, чтобы облегчить ориентирование в ценниках, в некоторых крупных магазинах выбор продуктов снижен.
Хорошо ли это? А если вообще оставить каждого продукта по одному виду, тогда уж точно не запутаешься. Как в советские времена – всё чётко, всё по полочкам. Хотя интересно, как это руководители супермаркетов могут отказать крупным поставщикам? Да и самим себе в дополнительных доходах?
Между тем в «Правилах продажи отдельных видов товаров» сказано только, что «продавец обязан обеспечить наличие единообразных и чётко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника». В законе «О защите прав потребителей» сказано примерно то же самое – ни больше, ни меньше.
Ценник и чек: найди отличие
Выходит, супермаркеты беспрекословно соблюдают закон. Ни к одному ценнику практически невозможно придраться. Почти все они чётко оформлены – в них указано название товара, цена, есть печать и подпись. И не важно, как далеко от товара находится этот «опознавательный знак» – главное, что он есть. А его отсутствие можно объяснить очень просто: мол, украли – народу-то много ходит, за всеми не уследишь. С кем не случаются накладки! В «Правилах...» не сказано, например, о размере шрифта (чтобы лучше видно было), о точном размещении ценников под продуктами (чтобы не копаться и не искать цену), стало быть магазин и вовсе не должен за всем этим следить. Вряд ли супермаркету нужна такая самодеятельность.
К чекам закон также не предъявляет особых требований о соблюдении определённого шрифта, его яркости и пр. Важно только, чтобы на чеке были итоговая сумма покупки и ряд других данных, необходимых для расчётов по налогообложению.
Вот и получается, что продавец вправе написать
на ценниках мелкими буквами названия товаров, ещё меньшими – цену
и цифры штрих-кода, потом «раскидать» эти ценники по полке в радиусе
метра от искомого продукта, а на кассе выдать чек – бледный, с мелкими
цифрами и потому плохо читаемый.
БесЦЕН
ная рыбка
В общем, «нагулявшись» вдоволь по супермаркетам, я сделала для себя только один вывод: потребитель оказывается незащищённым перед уловками хозяев крупных продуктовых магазинов. В законе, по большому счёту, ничего не говорится о требованиях, связанных с расстановкой продуктов, оформлением ценников и читаемостью чеков. Поэтому и пожаловаться покупатель никуда не может. Остаётся только... почаще вызывать администратора и выговаривать ему о недостатках в работе магазина. Может со временем отношение к покупателям и изменится.
Покупатель, помни!
1.
Если Вы не знаете цену на товар, обратитесь к продавцам-консультантам,
которые находятся в торговом зале. Специалисты из отдела потребительского
рынка мэрии советуют не стесняться задавать вопросы этим работникам,
ведь именно за это им и платят деньги. А уж с каким лицом консультант
сообщит Вам цену на товар – уже другая история.
2.
Не бойтесь отстаивать свою правоту.
Если в торговом зале, к примеру, на «сахарном» ценнике значится
сумма 15.99 р., а на кассе Вам заявляют, что продукт стоит 16.99
р., можете смело ссылаться на закон «О защите прав потребителей».
Товар продаётся по той цене, которая указана на ценнике – и если
продавцы не успели его сменить, это уже не Ваши проблемы.
3.
Не спешите класть к себе в корзину сразу
всё, что попадается Вам на пути. Продукты в супермаркете расставлены
довольно коварно. Известно, что наибольшим спросом пользуются товары,
стоящие с правой стороны на уровне глаз человека. А поэтому отличаются
они и более высокой ценой, и особой путаницей с ценниками. Так что
лучше осмотритесь, загляните за угол.
4.
Внимательно смотрите на ценники. Если
последний точно стоит под товаром, это совсем не значит, что он
указывает именно на данный продукт. Стоит сверить с ценником наименование
товара, его вес и штрих-код, наконец. В магазинах, особенно больших,
существует такая стратегия: под более дорогим товаром ставить ценник
более дешёвого. Когда покупатель видит аккуратно расставленные ценники
с небольшой суммой под хорошим товаром, он вмиг теряет бдительность.
5.
Не кидайтесь на продукты с яркими ценниками,
выделяющимися из массы остальных. За право выставить свой продукт
на отдельных стендах с более яркими ценниками производитель дорого
платит. Однако такой товар не всегда лучший.
Оксана Киреева ,
"Авторынок
Калининграда"
, №38 от 26.09.2006
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|