Дорожная «пробка»: математика и политика
Мудрость гласит: чтобы сделать длинную дорогу короткой, нужно
занять попутчика интересным разговором. А вот в жизни всё гораздо
прозаичнее: короткая дорога может стать длинной, если проехать по
городу в час пик.
Кто же виноват, что каждый день мы стоим в бесконечных «пробках»? Специалисты мэрии? Инспекторы ГИБДД? Или водители? Самое интересное, что ситуация складывается не по вине конкретных людей, как это кажется на первый взгляд. Причина проблем на дорогах – в объективных обстоятельствах жизни.
Доступность автокредита, экономический подъём в стране, потребительский бум. И как следствие – «обычный» системный кризис, или, как сейчас модно говорить, кризис управленческой парадигмы.
Есть ли выход? Решение проблемы – в системном подходе.
Административным решением – по кризису!
Используя методику антикризисного управления и сознательно утрируя реальную ситуацию, выделим несколько рамочных условий-ограничений. Это недостаток или отсутствие инвестиций в городскую инфраструктуру, невозможность быстрого изменения структуры дорог и вынос за городскую черту «ульев» – узлов транспортных потоков, складов, магазинов, промзон (что, кстати, приведёт к развитию Гурьевска).
При таком ограничении ресурсов целесообразно использовать административные решения.
Первое по значимости и очевидности – сочетание сдвига начала рабочего времени «вперёд-назад» с гибким графиком начала работы внутри временных рамок, исходя из здравого смысла и технологических возможностей.
Разнесение во времени транспортных нагрузок позволит «размыть» час пик. Важно не просто сдвинуть его с одного времени на другое, а сделать транспортный поток более равномерным во времени. В результате общество получит резкий рост инвестиций в информационные технологии, так как гибкий график потребует автоматизации учёта рабочего времени и установку для этого компьютерного оборудования. Это повлечёт за собой ряд положительных процессов:
- автоматизация даже одной управленческой функции приведёт к снижению внутренних издержек и повышению конкурентоспособности;
- бизнес получит повышение качества работы своих сотрудников, их большую организованность;
- должен произойти ментальный сдвиг у топ-менеджмента в сторону комплексного использования информационных технологи (палочки-выручалочки самой эффективной экономики мира – американской – в 90-х годах) в бизнес-процессах.
Сегодня лишь наиболее «продвинутые» компании демонстрируют комплексную автоматизацию бизнеса, из известных мне – корпорация «Парус», «Калининградгазавтоматика», Балтийская алкогольная компания. Интересно, что к автоматизации приступили и самые «продвинутые» бюджетные учреждения, например, Управление судебного департамента.
Другим административным решением, пока экзотичным для нас, могло бы стать радикальное сокращение служебного транспорта с частичной компенсацией сотрудникам использования личного. Или совсем уж «дикое» – доплата сотрудникам за пользование общественным (и штраф, если получает доплату, а ездит на личном автомобиле).
И, конечно, договорённости с крупными работодателями о сдвиге рабочего дня, потому что одновременное перемещение большого количества транспорта в одну часть города – прямая аналогия с неотбалансированным колесом, разбивающим подвеску и мешающим эффективному управлению.
Привлекаем науку
Системный кризис городского движения требует разработки нового обоснования, самым эффективным из которых является научное, опирающееся на математику, кибернетику, информационные технологии, теорию управления рисками и нелинейную динамику.
Что мы имеем? Сложную систему, состоящую из городской инфраструктуры и транспортного потока, в котором одновременно участвуют десятки тысяч людей. Транспортная инфраструктура не обеспечивает достаточную пропускную способность. Усложняет ситуацию несовершенное федеральное законодательство, до абсурда усложнившее процедуру разрешения страховых случаев гражданской автоответственности.
Сбой в работе транспорта, выражающийся в резком увеличении необходимого для поездки времени или резком снижении скорости его движения, переводит нашу систему в качественно новое состояние, которое математика определяет как хаос.
Однако наука обладает эффективным инструментарием разрешения подобных проблем. Например, математическое и компьютерное моделирование. В движении участвуют десятки тысяч элементов? Но математика решает проблемы с количествами, на несколько порядков превышающими данное. А компьютер считает варианты с умопомрачительной скоростью. Элементы движения (автотранспорт) – стандартные, хоть и динамические, поведение и направление движения – предсказуемы; количество и их время появления в системе – известны. Таким образом, информация о дорожном движении вполне поддаётся систематизации и обработке с помощью информационных технологий и вычислительной техники.
Кибернетике давно знакомы такого класса и конфигурации системы: датчики для сбора первичной информации (видеокамеры); информационные каналы, центральный сервер, компьютерная обработка данных и автоматическая синхронизация работы всех управляющих системой элементов (например, компьютер рассчитывает как необходимость установки самого светофора, так и время включения световых сигналов).
Ещё один научный инструмент – нелинейная динамика. Один из разделов этой науки – так называемая самоорганизованная критичность – описывает поведение сложных систем и успешно применяется в организации движения на автомагистралях и городского трафика.
Наконец, теория управления рисками, успешно применяемая в организации дорожного движения, эффективно решает задачу анализа длинных причинно-следственных связей путём компьютерного анализа. Кстати, именно из-за невозможности обработки большого объёма информации одним человеком работа человека-регулировщика не может быть эффективной.
Другое перспективное направление исследования – изучение пассажиропотока. В самом деле: куда и зачем ездят люди? С работой – понятно. Но с магазинами – уже не всё ясно. А какой процент поездок приходится на «вынужденные» – за документами, справками, визами? Как не вспомнить наш славский проект «электронный муниципалитет» с его комплексной автоматизацией, в том числе и социальной сферы, делавшей ненужным большое количество поездок за справками и документами!
Таким образом, разрешение транспортной проблемы лежит в области высоких технологий.
Политический аспект
Решение проблемы большой общественной значимости имеет солидный политический потенциал, так как у политической партии, взявшейся за её решение, есть база для объединения людей вокруг себя. А это автоматически означает реальную поддержку людей на выборах любого уровня.
Действительно:
- сумевшая организовать научное изучение проблемы и реализацию рекомендаций науки, политическая сила окажет реальную финансовую поддержку местному (и это принципиально!) научному сообществу, тем самым укрепив свой авторитет в научной среде;
- созданный для реализации проекта координационный орган ведёт честный диалог не с «электоратом» и не перед выборами, а с народом, объясняя и информируя людей обо всех сложностях или успехах проекта. Такое общение создаёт в обществе атмосферу доверия и взаимной поддержки;
- политическая партия, сумевшая инициировать государственный или муниципальный заказ (наиболее приемлемая форма реализации проекта, на мой взгляд) реально сотрудничает с большим количеством средств массовой информации, опираясь на их опыт, что также создаёт конструктив в работе со СМИ;
- если калининградцы, объединённые политической силой, партией, найдут решение общероссийской проблемы, это будет третьим брэндом региона.
Решение транспортной проблемы неминуемо вызовет в калининградцах чувство гордости за себя, за город, за свою способность решать сложные современные проблемы. Необходимо постоянно закреплять в общественном сознании позитив: гордость, чувство единения, сплочённость, изобретательность в решениях, интеллектуальные находки в исследованиях. Всё это чрезвычайно востребовано обществом.
Александр Дудник, директор ООО «Софт – Центр»
,
"Авторынок Калининграда"
, №50 от 18.12.2006
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|