По Луне – на «Жигулях»
Прочитав заголовок статьи, можно подумать, что этого не может быть. Тем не менее на Луне российская машина побывала. Ездила она по лунной пыли без поломок почти год, а управлял ею экипаж в составе пяти человек.
На прошлой неделе я встретился с водителем этой лунной машины
– Вячеславом Довганем, имя которого долгие годы было засекречено
спецслужбами нашей страны. От него я и узнал все подробности первой
лунной экспедиции – на встрече, организованной Музеем Мирового океана.
Вячеслав Довгань – на фоне кадра
из фильма 36-летней давности, где он «рулит» «Луноходом-1»
Речь идёт о внеземном транспортном средстве под названием «Луноход-1». Почему же я его назвал «Жигулями»? Это не случайно, ведь размер и вес лунохода как раз соответствуют самой популярной в России машине. Механизм массой 756 кг был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года, где пробыл в движении 11 месяцев. За это время, ведомый земным экипажем, он – с «умопомрачительной» скоростью 1 км/ч – прошёл 10,5 км по лунному бездорожью. Стоит напомнить, что 36 лет назад электронная аппаратура по нынешним меркам была примитивной, занимала значительный объём и имела существенный вес.
В состав экипажей (а их было два) входили командир, водитель, штурман, бортинженер и оператор антенны. Назначение первых трёх должностей понятно, другие нуждаются в пояснении. Бортинженер принимал данные телеметрии, информирующие о положении лунохода (наклон, крен и др.), а оператор управлял антенной – чтобы она всегда смотрела на Землю. Смена экипажей происходила каждые два часа, по истечении которых врачи фиксировали усталость людей.
Управлять луноходом – это не баранку крутить! Процесс достаточно сложный и выглядел примерно так. На Луну посылался сигнал управления. На его принятие, фотографирование окружающей обстановки и передачу обратного сигнала на землю уходило от 10 до 20 с. По чёрно-белой фотографии экипаж должен был определить, какие препоны встают на пути машины и куда двигаться дальше. По чёрным и белым пятнам нужно было увидеть начало кратера или другого препятствия. Особенно это трудно давалось, когда солнце стояло в зените и теней почти не было. Тем не менее люди со своей задачей успешно справлялись. В результате внеземного похода в течение многих месяцев было собрано огромное количество самой различной информации не только о Луне, но и обо всём околозвёздном пространстве.
Теперь о самом луноходе. Первоначально он предназначался для передвижения космонавтов по Луне. Предполагалось, что полёт с участием советских людей на этот спутник Земли будет сопровождаться вторым кораблём, который прилунится неподалёку. В распоряжении космонавтов будет находиться луноход, который сможет доставить их к другому кораблю в случае поломки первого. Однако в силу ряда обстоятельств программу полёта людей на Луну отменили, и луноход был использован в научных целях.
В его конструкции имелось 8 колёс, каждое из которых имело индивидуальный электропривод. Даже в случае отказа двух из них машина смогла бы продолжать движение. Для работы системы управления требовалась комнатная температура. Чтобы её поддерживать в условиях внешних температур от -150 до +150 градусов Цельсия, применялась система терморегулирования на основе изотопной печки, работающей на ныне «популярном» радиоактивном элементе – полонии. Электричество поставляла солнечная батарея, размещённая в крышке лунохода. После посадки на Луну крышка откидывалась назад, под действием солнечных лучей вырабатывалось электричество, которое и заряжало аккумуляторные батареи.
Прекратил своё существование «Луноход-1» в результате «биологической смерти» – полоний полностью выработался, печка перестала греть, а аккумуляторные батареи просто «сдохли» от старости.
Почти через год (16 января 1973 года) на Луну был доставлен «Луноход-2». Накопленный опыт позволил экипажам более ловко управлять машиной. Скорость движения была удвоена и доведена до 2 км/ч, а прошёл второй луноход расстояние, в 3,5 раза большее по сравнению с первым аппаратом – 37 км. Правда, и «прожил» он меньше – всего 4 месяца. А всё дело в том, что при посадке на Луну у него отказала система телеметрии, в результате чего экипажи не имели возможности определять ни угол наклона, ни крен машины. Всё приходилось оценивать по чёрно-белой фотографии, точнее – по линии горизонта. Однако, когда луноход наклонялся передом, то линия горизонта исчезала и невозможно было узнать положение машины. Помогали только опыт и интуиция.
Поломался второй луноход неожиданно. Когда он въехал сначала в первый кратер, а затем внутри него во второй, долго думали: катить обратно или ехать вперёд. Поехали назад. А дальше – то ли солнечной батареей зацепили лунный грунт, который представляет собой сыпучий материал, очень похожий на рыхлую землю, – серый и невзрачный на вид, то ли случилась какая-то поломка. Результат был печальный – солнечная батарея стала давать электричества гораздо меньше, чем была обязана. Чтобы стряхнуть лунный грунт, батарею закрывали и открывали, но это не помогло. Через пару дней аккумуляторы полностью разрядились, и машина замерла навеки.
Сегодня осталось 10 «памятников» пребывания нашей страны на Луне, среди которых два лунохода и посадочные платформы.
Ходят слухи, что «Луноход-1» кем-то куплен, да и сама Луна распродана по кусочкам. Как заверил первый водитель лунной машины Вячеслав Довгань, всё это – выдумки.
Дмитрий Пискунов ,
"Авторынок
Калининграда"
, №3 от 23.01.2007
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|