Кому достанется лакомый кусок?
Перевозчиков настораживает новая политика распределения автобусных маршрутов
На прошлой неделе в Калининградской облдуме прошёл «круглый
стол» по вопросам регулирования в нашем регионе рынка автотранспортных
пассажирских перевозок. Основной темой развернувшейся дискуссии,
в которой приняли участие народные избранники, представители правительства
и мэрии, а также сами перевозчики, стала новая система распределения
маршрутов.
Внимание, конкурс!
Напомню, что пересмотр политики распределения автобусных маршрутов начался с того, что 10 апреля нынешнего года региональное правительство в одностороннем порядке расторгло бессрочный договор с «КёнигАвто» – предприятием, обслуживавшим почти треть самых рентабельных областных направлений.
В целом задуманное властями ноу-хау заключалось в проведении открытого конкурса по лотам, которые должны были состоять как из выгодных, так и из менее прибыльных или вовсе убыточных маршрутов. Причём провести его планировали в два этапа: на первом будет разыграно порядка 70 лотов, а на втором – около 20, сформированных из бывших маршрутов «КёнигАвто».
В общем, чиновникам оставалось только определиться с критериями формирования лотов и отбора участников пассажирских перевозок, на что, собственно, и был взят тайм-аут. А спустя полтора месяца Алексей Зиновьев, зампредседателя комитета облдумы по развитию инфраструктуры, промышленности, строительству, туризму, малому и среднему предпринимательству, решил собрать для обсуждения этой проблемы всех заинтересованных лиц.
А сколько корова даёт молока?
Чтобы решить вопрос о критериях формирования лотов, привлекли самих перевозчиков, от которых ждали экономического обоснования нерентабельности тех или иных маршрутов. Однако на заседании «круглого стола» выяснилось, что бизнесмены не очень-то хотят «раскрывать карты» и предоставлять какие-либо расчёты, ссылаясь на коммерческую тайну. Именно по этой причине на первых торгах чиновники решили применить принцип «1 маршрут = 1 лот».
Разумеется, у перевозчиков возник резонный вопрос: что будет с нерентабельными, социальными маршрутами? Ведь вряд ли найдётся предприятие, желающее добровольно взять на себя это бремя. А значит хутора и отдалённые посёлки могут остаться без транспортного сообщения – не на велосипеды же людям пересаживаться!
На вопрос депутата Александра Орехова, есть ли на этот случай резерв, замначальника департамента развития транспорта и дорожного хозяйства Николай Гуряков сообщил следующее: по «отказникам» планируется провести повторный конкурс либо, если убыточность этих маршрутов не вызывает сомнения, они будут дотированы. Однако те перевозчики, которым сегодня приходится обслуживать невыгодные направления, в такие «сказки» уже не верят. К примеру, «Гурьевские линии» готовы хоть сегодня отказаться от «навязанного» им маршрута №112, от которого в своё время «отреклось» «КёнигАвто», причём по причине якобы нехватки транспортных средств.
За «круглым столом» даже высказали предположение, что участие в торгах индивидуальных предпринимателей, «аппетиты» которых намного скромнее, чем у больших компаний, может решить проблему невыгодных маршрутов: мол, для малого бизнеса и доход в 1000 долларов – тоже деньги. Однако что-то никто из присутствующих на заседании «чепистов» не высказал желания «приютить», к примеру, тот же 112-й маршрут...
Король умер. Да здравствует король?
Насторожило перевозчиков и проведение двух конкурсов: мол, что мешает организовать торги сразу по всем маршрутам? В ответ на это Стелла Сорокина, начальник отдела по правовой и организационной работе министерства развития инфраструктуры Калининградской области, подчеркнула, что «у «КёнигАвто» ещё есть время на обжалование решения суда, и мы не должны ущемлять интересы этого участника торгов». В таком случае не совсем понятно утверждение юриста о том, что ситуация с «КёнигАвто» не является спорной...
Сами чиновники назвали первые торги экспериментальными: мол, разыграем 86 лотов, а потом решим, как распределить оставшиеся 29. Вот это «потом» и смутило перевозчиков: а вдруг условия второго конкурса «откорректируют» под одно, близкое к властям, предприятие, и другим участникам они уже будут не по зубам. Особенно если принять во внимание критерии, по которым будут отбираться «самые достойные» фирмы: сегодня экологичностью двигателей, более или менее новой техникой, хорошим кадровым составом и опытом безаварийной езды может похвастать далеко не каждое автобусное предприятие. К тому же приоритетным для конкурсной комиссии будет наличие у участника собственной технической базы.
В общем, считают бизнесмены, нет никакой гарантии, что после первого конкурса из ниоткуда (а сегодня это не редкость) «вынырнет» новенькое предприятие и покорит всех своей профессиональной хваткой – ну, чем не «Нью-КёнигАвто»? А остальные перевозчики, понятное дело, останутся с носом: как говорится, за что боролись...
Всё лучшее – людям...
За этими разговорами только несколько собравшихся вспомнили, что автоперевозки – это прежде всего сфера обслуживания, поэтому во всех спорах на первом месте должен быть не рубль, а человек. Тем более важным, кроме названных критериев оценки, оказывается санитарное состояние автобусов. А сегодня поездка в общественном транспорте не гарантирует людям ни приятных ощущений, ни комфорта, посетовал депутат Валерий Фролов и пристыдил одного из «чепистов»: мол, паутину хоть снимите в своих автобусах!
Этот критерий было решено включить в Правила организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования, о подготовленном проекте которых рассказал Николай Большаков, начальник отдела автомобильного транспорта и дорожного хозяйства регионального министерства развития инфраструктуры.
В свою очередь Алексей Зиновьев подчеркнул, что во время конкурса комиссия будет выезжать на автобусные предприятия и при оценке учитывать все нюансы.
В целом двухчасовое заседание не принесло желаемых результатов: консенсус так и не был найден. Михаил Цуканов, президент Калининградского регионального автотранспортного союза, заявил, что не разделяет оптимизма собравшихся представителей власти по поводу формата проведения конкурса. Смутило его и отсутствие Игоря Кухты, замминистра развития инфраструктуры Калининградской области.
В общем, соглашаясь на конкурс в два этапа, автоперевозчики опасаются, что чиновники просто играют с ними в жмурки, оставляя «сладкий пирог» на потом для привилегированного игрока на рынке пассажирских перевозок.
Светлана Таран
,
"Авторынок Калининграда"
, №21 от 29.05.2007
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|