«Volvo» оккупировала «Крокус-Экспо»
Авторетро-шоу «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина»
- 2007
Юбилейная, десятая «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина», прошедшая в середине осени в столичном «Крокус-Экспо», оказалась богата на автомобильные «жемчужины». Кроме многочисленных частников-россиян, продемонстрировать любителям и знатокам свои сокровища вызвались и шведы – из заводского музея в Гётеборге в российскую столицу привезли пять знаковых для «Volvo» автомобилей.
...И ваза в салоне
Вряд ли кто знает, что шведская автомобилестроительная компания
существует не 20-30 и даже не 50 лет, а все 80. Первый серийный
автомобиль прославленной марки – модели «OV4» по прозвищу «Jacob»
– выкатился из ворот завода на острове Хизинген, в Гётеборге 14
апреля 1927 года. Буквы означают «открытый верх», цифры – количество
цилиндров двигателя.
«Volvo Jacob» - первенец шведской
компании, выпускавшийся с 1927 года
Это был фаэтон с открытым верхом и четырёхцилиндровым двигателем мощностью в 28 л.с. Дизайн был навеян американскими машинами. Панель приборов выполнялась из дерева, сиденья (подрессоренные, в отличие от прочих марок) и дверные панели обшивались кожей. В салоне были даже элементы роскоши: небольшая ваза для цветов, пепельница, а в седане – ещё и занавески на всех окнах. В первый год было продано только 297 автомобилей вместо плановых 500. Общий «тираж» первой модели составил 996 экземпляров. Сущий мизер. До наших дней сохранились считанные единицы.
Безопасный, как «Amazon»
Главным достижением шведов 1956 года считается освоение выпуска
«Volvo Amazon» – первого четырёхдверного семейного седана с вместительным
салоном. Кстати, под таким названием автомобиль продавался только
в Скандинавии – подобное «имя» было зарезервировано, и в других
странах модель реализовывалась уже как «121» или «122S» (спортивная
версия).
«Volvo Amazon»
Решётка радиатора состояла из двух «ноздрей» – почти как у нынешних БМВ, только крупнее. Передние крылья – округлые, шины – с белой полосой, на манер «американцев». Спидометр дизайнеры предусмотрели горизонтальный – по мере разгона стрелка перемещалась вправо. Кстати, прибор был трапециевидным – именно эта модель послужила родоначальником аналогичных спидометров на всех последующих «Volvo».
Тот же «Р120» (кодовое название проекта) положил начало другой традиции, куда более важной – делать автомобили шведской марки самыми безопасными в мире. В стандартной комплектации модель оснащалась креплениями для ремней безопасности, а начиная с 1959 года – и «полноценными» трёхточечными ремнями (только для стран Скандинавии). Помимо седана, выпускались двухдверное купе и универсал с задней дверью, разделённой по горизонтали. Девизом 120-го было «Автомобили «Volvo» живут вечно!», причём не только на бумаге – и сейчас в иных европейских странах можно встретить симпатичного «труженика» из Швеции. Не зря в 1965 году «Амазонка» завоевала титул самой продаваемой модели на рынке Швеции, всего же до 1970 года свет увидели 665 тыс. автомобилей.
Шведская «итальяночка»
Если «Amazon» – просто симпатичный автомобиль, то купе «Р1800»
– просто аристократ. Кстати, в его внешности, как и у предшественника,
можно легко увидеть итальянские черты. Этого «сходства» не отрицают
и официальные источники – вдохновением для дизайнеров служили образцы
итальянского автопрома, а перед этим, на самых ранних шведских авто
– американские. Оригинальная крупноячеистая решётка радиатора, игриво
вздёрнутые вверх наконечники переднего бампера, словно освобождающие
место под номерной знак, причудливо изогнутый в бараний рог боковой
хромированный молдинг. Вид сзади удивляет лёгкими «плавничками»
поверх задних крыльев – стопроцентный «американизм». Другими словами
– «Шведская «Ferrari» в миниатюре».
«Volvo P1800» 1961 года выпуска
Постарались конструкторы и с «начинкой». 1800-кубовый мотор с двумя карбюраторами в начале выпуска, с 1960 года, выдавал 100 л.с., в 1963 году подкапотный табун насчитывал уже 108 «лошадок», а ещё через 2 года – все 115. Никогда прежде корпорация не выпускала столь мощных автомобильных моторов!
«Р1800» стал очень успешным проектом фирмы – было произведено 35 тыс. автомобилей, модель прожила на конвейере 12 лет – с 1960 до 1972 года. Об удачном облике говорит тот факт, что никаких видоизменений кузова не было.
«Малыш», спасший завод
Но самый легендарный «малыш», к тому же повлиявший на судьбу
всего завода – это «Volvo PV544», модернизированная версия «PV444».
Первые прототипы создали ещё в 1944 году, однако в продажу «бэби-Вольво»
поступили только в 1947 году – в Швеции бушевали забастовки, не
хватало материалов. Зато после эксцессов граждане стали раскупать
444-е как горячие пирожки – всего было продано 440 тыс. экземпляров
всех разновидностей. Чем же привлёк автомобиль северян, а также
американцев?
«Volvo PV544»
Вот что говорилось в рекламных проспектах и листовках тех лет: «Это автомобиль с прямыми ровными линиями. Окраска кузова превосходно сочетается с цветами отделки салона – перед Вами настоящая шведская красавица. Четверо взрослых мужчин могут удобно разместиться в салоне и ехать, не снимая шляпы. Обладая мощностью в 40 л.с., этот автомобиль тратит всего лишь 0,7-0,8 л бензина на 10 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч. «PV444» сочетает маневренность небольшого автомобиля и ровную езду, свойственную лишь большим моделям».
Помимо вышеперечисленного, «Volvo» серии «PV» отличала доступная цена, постоянные модернизации, широкий типаж (изначально даже цвет был только чёрным – без всяких вариантов, впоследствии и кузов, и отделка могли иметь множество комбинаций, покупатель мог выбрать двухдверный седан, грузопассажирские машины, фургоны, пикапы и даже купе со стеклопластиковым кузовом) и традиционная шведская надёжность и безопасность.
Никому не известные купе
Мало кому известно, что шведы, помимо традиционных огромных седанов-чемоданов, в восьмидесятых годах в небольших количествах изготавливали престижные купе люкс-класса. И вновь не обошлось без участия итальянцев – дизайн творил знаменитый мэтр Бертоне. «Volvo 262 C» (период изготовления – 1977-1981 годы) растиражировали в 6622 экземплярах, «Volvo 780» (1985 – 1990) – чуть больше чем в 8,5 тысячах. На роскошно оборудованные двухдверные седаны устанавливались шестицилиндровые моторы рабочим объёмом от 2,3 до 2,8 л. 262-й, в зависимости от того, на какой рынок его «посылали», оснащался впрыском бензина либо карбюратором, могла стоять и турбина, соответственно диапазон мощностей велик: 140, 141/148, 129 или 155 л.с. Более поздние купе – 780-й серии – развивали или 129, или 170 «лошадок».
Особое внимание создатели уделили безопасности. Не зря Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США признало модель «262» образцовой и эталонной среди авто аналогичных размеров, и избрало её точкой отсчёта для выработки требований безопасности.
Британский гангстер
Некое частное лицо привезло на «Галерею» двух «британцев», впечатлявших прежде всего своими длиннющими капотами – не менее двух метров. Такое чувство, что под лакированными крышками «Bentley 8 liter Mulliner» и «Rolls-Royce 20/25» (оба – 1931 года выпуска) спрятались двенадцатицилиндровые рядные двигатели.
Реальность оказалась прозаичнее – «горшков» вдвое меньше, зато размеры цилиндров достойны хорошего грузовика. Диаметр цилиндра и ход поршня – 110 и 140 мм у «Бентли» и 82 на 114 у «Роллс-Ройса». Рабочий объём первого достигает 8 литров, а количество выпущенных экземпляров – всего одной сотни, у «коллеги» же показатели куда более скромные – «всего» 3,8 л и «целых» 3827 штук. Дело в том, что «20/25» считался «бюджетным» автомобилем (относительно, конечно) с низкой налоговой мощностью, в то время как «Бентли» обладал рекордной скоростью – 163 км/ч. А двигатель его был самым мощным из всех, выпускавшихся в Британии. Настоящий гангстерский автомобиль!
Сергей Степанов, фото автора ,
"Авторынок
Калининграда"
, №50 от 18.12.2007
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Эдуард
(-----.wbt.ru) 12:06 24.12.2007
Привет!
и я там был и пиво пил... че так поздно выходит статья?
Добавить комментарий
|