Калининград – сырьевой придаток Польши?
На доллар вывезенного сырья ввозим на $6 продукции из него
Грустные мысли появились у меня после ознакомления с результатами экономического сотрудничества Калининградской области с Республикой Польша. Как выяснилось, торговые отношения с соседом имеют серьёзный перекос не в нашу пользу.
По данным российской таможенной статистики, за 9 месяцев этого года товарооборот между нашей областью и Польшей вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более полумиллиарда долларов США. И хотя можно было радоваться такому показателю, под ним скрывается весьма неприятный факт. Оказывается, что польский экспорт в наш регион оценивается в сумму 474 млн долларов, а наш импорт в соседнюю республику – всего в 74 млн долларов, т.е. примерно в шесть раз меньше. Причём мы отгружаем за границу дешёвое сырьё, а взамен получаем дорогостоящую продукцию из него. Так, из наших нефтепродуктов поляки производят и продают нам бытовую химию и пластмассовые изделия, из древесины – мебель, из металлов – машиностроительную продукцию. За переработку российского сырья за 9 месяцев этого года мы уже заплатили около 400 млн долларов нашему соседу. А это значит, что калининградцы понесли финансовые потери и не приобрели новые рабочие места.
И всё это несмотря на то, что доля польского экспорта в Калининградскую область составляет всего 10% и занимает третье место после Китая и Германии. Так что полный объём потерь с нашей стороны за счёт поставок сырья в другие страны значительно больше вышеуказанного.
Замечу, что наш импорт в Польшу несравненно меньше – его доля составляет всего 2% и находится на 10-м месте после Латвии и Нидерландов.
Как
недавно отметил консул по экономическим вопросам Генерального консульства
Республики Польша в Калининграде Анджей Перлик, поляки с удовольствием
бы вкладывали свои финансы в развитие нашей области, однако это
сдерживается рядом причин. Среди них – ограниченность в энергетических
ресурсах (электроэнергии, газе), отсутствие в новом законе об ОЭЗ
таможенных льгот и преференций для предприятий малого с среднего
бизнеса, ограниченность регионального рынка (общая численность населения
– менее одного миллиона человек). В Польше к этим вопросам иной
подход – там организовано полтора десятка специальных экономических
зон, в которых работают сотни предприятий. Среди инвесторов – такие
известные фирмы, как производитель шин «Мишлен» и электроники LG.
Тысячи рабочих трудятся на предприятиях СЭЗ, существенно снижая
уровень безработицы. В этих зонах инвесторам предоставляются существенные
налоговые льготы, обеспечивается возврат двух третей капиталовложений,
гарантируются низкие цены на землю под промышленное производство,
а также отсутствует налог на недвижимость.
Чтобы исправить сложившееся положение, целесообразно принять меры по ограничению вывоза сырья из нашей страны и создать более привлекательные условия для инвестиций - как российских, так и иностранных. Иначе Калининградская область так и останется перевалочной базой для сырья и «отвёрточной» сборки автомобилей, телевизоров и бытовой техники. Географическое же положение самого западного региона страны диктует развитие экономического сотрудничества не только в области импорта, но и в экспорте готовой продукции в западные страны.
Дмитрий Пискунов ,
"Авторынок
Калининграда"
, №51 от 25.12.2007
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|