Обувка для «ласточки»
Если облачиться в роскошный костюм и рваные грязные ботинки, то недоумённые взгляды окружающих Вам обеспечены. С автомобилями примерно та же ситуация, поэтому водители стремятся поставить на свои машины красивые, а главное, прочные колёсные диски, предложение которых на рынке достаточно обширно. На чём же остановиться?
Какие диски выбрать?
Стальные диски выбрать или алюминиевые, кованые или литые? Этим вопросом задаётся каждый автолюбитель. Ведь необходимо помнить, что колёса не просто заполняют пространство между ступицей и шиной и служат серьёзным элементом дизайна — они существенно влияют на динамику и управляемость.
Итак, начнём с главного, а это не что иное, как прочность. Автомобильное колесо должно не только нормально себя вести при движении по ровному асфальту, но и выдерживать так называемые «пиковые» нагрузки.
Высоко ценится и лёгкость колеса. Казалось бы, какая разница, сколько колесо весит, однако расчёты специалистов свидетельствуют о том, что нужно вести борьбу за каждый килограмм. Масса во многом влияет на плавность хода, управляемость и динамичность. Так, если колёса будут весить всего на 1 кг меньше, то в автомобиле можно будет без особых потерь в скорости и комфорте перевозить на 60 кг больше груза!
Все предлагаемые сегодня колёсные диски можно разделить на три большие группы. Это штампованные стальные, литые легкосплавные и кованые легкосплавные. Они отличаются друг от друга, главным образом, способом изготовления, внешним видом и стоимостью.
Плюсы и минусы
Самые дешёвые и широко распространённые - стальные. Но они и самые массивные, причём уменьшить вес за счёт толщины стенок попросту невозможно — снизится прочность. К сожалению, все стальные диски — как отечественные, так и импортные, выглядят удручающе одинаково, и выход здесь только один — использование пластиковых «колпаков». На колдобинах и ухабах сталь способна «пружинить» и гасить мелкие удары и толчки. При этом меньше страдает подвеска, да и покрышки служат дольше. Ещё одно преимущество: стальные диски можно восстанавливать после деформации, что гораздо дешевле, нежели ремонт ходовой части.
Теперь о легкосплавных колёсах. Главные их достоинства — разнообразный дизайн и меньший вес. Основными материалами для производства таких колёс служат сплавы алюминия, иногда магния. При этом они довольно прочные. Правда, есть и недостаток: они менее упруги, а поэтому жёстко передают сильные толчки на детали подвески, а заодно «бьётся» и покрышка.
Литые колёса, как следует из названия, получают путём заливки расплавленного металла в форму с последующей обработкой поверхности. Один из «подводных камней» - возможные пустоты и «раковины», характерные при литье. Однако широко распространённая технология литья под давлением и применение газоанализаторов в производстве сводят такие недостатки практически к нулю.
Кованые колёса штампуют из разогретых заготовок, а потом их обрабатывают на станках. Этот метод ощутимо дороже предыдущего, поскольку часть материала неизбежно идёт в отходы. Зато при такой технологии металл приобретает жёсткую волокнистую структуру, что позволяет сделать стенки тоньше, чем у литых дисков, а значит, и снизить вес.
Сборные диски - совмещают в себе достоинства литых и кованых собратьев и состоят из литой «тарелки» и обода, изготовленного методом проката. Между собой детали крепятся болтами и иногда сваркой. Ещё реже встречаются многосекционные диски, состоящие из 3—4 сегментов. Это позволяет при ремонте заменить повреждённую часть, не меняя всего диска. Такая конструкция, в основном, применяется на дорогих тюнинговых автомобилях.
Колёсные нюансы
Мнение специалиста по дискам Юрия Шкуринского:
- Цена на колёса складывается из трёх основных компонентов: сырьё, технология изготовления, финишная отделка. На чём же остановиться? Литое выигрывает чисто внешне. Да и отлить можно диск любого дизайна. По опыту циклических испытаний оно более живучее. Кованые уместны на спортивных автомобилях, где вес колеса и его прочность имеют значение в первую очередь для достижения высокого результата. При столкновении с преградой такое колесо «пружинит», что приводит к передаче полученных усилий по цепочке через подвеску в кузов, а это зачастую чревато деформацией подвески. Литое колесо в большей степени склонно к поглощению части энергии. Но в случае сильного удара оно погнётся.
По материалам, используемым для производства литых колёс, различают две основных группы – сплавы, не нуждающиеся в термообработке (закалке) после отливки и подвергающиеся термообработке с целью упрочнения. Обусловлено это количеством примеси кремния. Сплавы, в которых содержание кремния больше, чуть легче и жёстче, нужно закаливать. Но есть и минус – такое колесо более хрупкое, при сильных ударах-повреждениях чаще лопается, его практически невозможно привести в исходное состояние без прогрева. А коль уж погрел – эффект «пружины» теряется, колесо становится пластичным и не соответствует заданной прочности.
Колёса, не нуждающиеся в закалке после отливки, тяжелее, но и пластичнее. Чтобы «расколоть» такое колесо, нужно очень постараться! При повреждении оно согнётся, но не лопнет, при этом поглотит в себя больше энергии удара. Как следствие - меньше энергии передаст подвеске. Как показывает практика, после повреждений на таких колёсах чаще «выживает» шина. Ремонт такого колеса проходит, как правило, без нагрева.
По западным нормам ремонт повреждённого колеса запрещён по умолчанию, его просто выбрасывают. Наши автомобилисты к этому, скажем так, морально и финансово не готовы. И система техосмотра у нас тоже несколько иная.
Наиболее доступные по ценам колёса везут к нам с Востока. Но по качеству они зачастую оставляют желать лучшего. Не следует забывать о том, что в Китае производят как очень достойные вещи, так и подделки. Выбирая колёса, обратите внимание на брэнд и сроки гарантии, которые Вам на них дадут.
Если Вас волнует прежде всего внешний вид, то крайне презентабельны колёса с алмазной обработкой поверхности. Но нужно быть готовым к тому, что зимой, когда дорогу обрабатывают песко-соляной смесью, «проживут» они меньше обыкновенных крашеных. А причина в том, что слоя грунта под лаком нет, и металл менее защищён. Поэтому в идеале для зимы колёса с полной окраской – они и в ремонте проще.
Установка колеса
И ещё немаловажный момент – геометрические и внутренние параметры колеса. Прежде чем выбрать то или иное колесо, убедитесь, все ли размеры подходят для автомобиля. Если Вы не знаете «своих» параметров, то лучше обратиться к специалистам. Легкосплавные колёса, как правило, крепятся специальными удлинёнными болтами. Если по каким-то причинам в комплекте с диском болтов нет, то их необходимо приобрести отдельно. Болт при закручивании должен сделать 5-6 оборотов. Если крепить стальное колесо слишком длинными болтами, то есть риск повредить колодки барабанных тормозов.
В ходе эксплуатации автомобиля балансировка колёс потребует коррекции (самыми уязвимыми для коррозии являются места крепления балансировочных грузиков). При забивании «скобочки» часто повреждается лак, к тому же свинец образует с металлом колеса гальваническую пару, что многократно ускоряет коррозионные процессы. Лучше использовать самоклеящиеся грузики, к тому же их можно спрятать за спицы, не портя внешний вид колеса.
И последнее: необходимо помнить, что сколы от ударов камней, царапины, возникающие от небрежного шиномонтажа, следует безотлагательно подкрашивать любой эпоксидной эмалью или лаком. Монтаж (особенно дорогих легкосплавных) колёс лучше делать в мастерских, где имеется хорошее оборудование и квалифицированные специалисты.
Виктория Дзирланк
,
"Авторынок Калининграда"
, №13 от 1.04.2008
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|