«Дорожная симфония» Кёнигсберга
К началу Второй мировой войны «дорожная симфония» Кёнигсберга
была полностью завершена. Все дороги города, вплоть до мельчайших
на окраинах, были «одеты» в красивую долговечную каменную «броню».
Фрагмент старинной дороги из разноцветного
полевого гранита возле Ботанического сада
Начало великого дорожного строительства
Процесс развития дорожной сети стартовал с момента захвата земель Пруссии немецкими рыцарями, которые пришли сюда зимой по руслу замёрзшей Преголи. В другое время года покорять язычников «железные люди» не решились: в XIII веке Пруссия была в целом непроходимым краем, покрытым топкими болотами и густыми лесами. Дороги, если они и имелись, то только грунтовые.
Своё присутствие в Кёнигсберге рыцари ознаменовали началом строительства в 1255 году замка на горе Твангсте (там, где сейчас находится недостроенный Дом Советов). С глинистой почвы замковой площади вода не уходила, поэтому в период дождей она превращалась в сплошное месиво. Тогда-то покорённым пруссам и велено было собирать полевой гранит (он был розовым, кремовым, желтоватым, с голубизной) и мостить им площадь. Замковая площадь и положила начало развитию дорожной сети в городе.
Из полевого разноцветного камня строили дороги практически до середины XIX века. К сожалению, сегодня они в большинстве своём в первозданном виде утрачены. Но кое-что всё-таки сохранилось. Например, фрагмент такой дороги можно видеть возле Ботанического сада, если двигаться со стороны ул.Горького.
Небольшие участки брусчатых дорог можно увидеть практически в любой точке Калининграда – и в центре, и на окраинах. Им от 500 до 700 лет, сохранились они в неплохом состоянии и являются, можно сказать, памятниками технической мысли той эпохи. Фрагменты брусчатки просматриваются и под раскрошившимся асфальтом, которым нещадно заливались после войны мостовые. Гранит берёт своё – камень и асфальт вместе не уживаются...
«Сизая броня» улиц
Массовое строительство дорог в Кёнигсберге достигло своего пика перед началом Второй мировой войны. В зловещий период фашизма была разработана целая программа по строительству дорог по всей Германии, многие немцы благодаря ей получили работу. По Балтийскому морю из каменоломен Швеции баржами возили, в том числе в Кёнигсберг, сизый, обработанный булыжник. Не останавливало даже то, что в жестокие балтийские шторма баржи тонули, грузы вместе с экипажами уходили на дно, где покоятся и по сей день.
В первой четверти XX века Кёнигсберг окончательно оделся в «сизую броню», добротную и почти вечную.
- Калининград в послевоенный период, даже несмотря на нещадные ковровые бомбардировки союзной авиации в 1944-45 гг., занимал первое место в России по развитию дорожной инфраструктуры, - рассказывает историк Сергей Трифонов. - Кенигсберг был каменным. Грунтовых дорог в нём практически не было. Дорожная система была оборудована ливнёвками, по специальным желобкам вода уходила в Прегель. Мастера по укладке булыжной мостовой пользовались уважением горожан и были задействованы на этих работах всю свою жизнь. Такому специалисту, даже будучи на пенсии, полагалось брать под своё наблюдение и ответственность определённый участок дороги. Он знал, где нужно подсыпать, подстучать, подравнять, утрамбовать. Поэтому дороги были в идеальном состоянии. Тут и польза городу, и экономия бюджету, ведь пожилые люди работали за небольшие деньги. Кёнигсбергские каменщики делали всё неспешно, качественно, на века. Работа с камнем – очень тяжёлая. Мастер, работавший с камнем, имел даже специальные наколенники, чтобы не болели ноги.
Чудачества мастеров
Укладывали мостовые иногда с фантазией. Некоторые, особо искусные мастера, даже чудили: могли выложить дорогу с пожеланиями добра или в виде сердца. Одну такую дорогу, испещрённую как бы надписями и рисунками, обнаружил в Октябрьском районе рабочий, который спиливал сучки на дереве. Такое художество можно увидеть только с высоты 15-20 метров...
Практиковали ещё волнообразную укладку мелкими кубиками – одна из таких до сих пор сохранилась (пример - на ул.Тельмана).
- Во многих европейских городах, - подчёркивает Сергей Трифонов, - считается особым шиком воссоздание старинных дорог из брусчатки. Потому что без соответствующей средневековому пейзажу дороги исторический аромат утрачивается. Но мастеров по работе с камнем – сегодня единицы, даже в Европе. Эта профессия, к сожалению, сегодня становится исчезающей...
Галина Чернышёва ,
"Авторынок
Калининграда"
, №6 от 17.02.2009
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
местный
(-----.wbt.ru) 23:43 16.02.2009
а как быть с брусчаткой на пр-те Победы? дорожное полотно "поплыло" по краям и причем давно,есть глубокие "волны" и ямы
Добавить комментарий
|