«Дорожная симфония» Кёнигсберга

К началу Второй мировой войны «дорожная симфония» Кёнигсберга была полностью завершена. Все дороги города, вплоть до мельчайших на окраинах, были «одеты» в красивую долговечную каменную «броню».

Фрагмент старинной дороги из разноцветного полевого гранита возле Ботанического сада

Начало великого дорожного строительства

Процесс развития дорожной сети стартовал с момента захвата земель Пруссии немецкими рыцарями, которые пришли сюда зимой по руслу замёрзшей Преголи. В другое время года покорять язычников «железные люди» не решились: в XIII веке Пруссия была в целом непроходимым краем, покрытым топкими болотами и густыми лесами. Дороги, если они и имелись, то только грунтовые.

Своё присутствие в Кёнигсберге рыцари ознаменовали началом строительства в 1255 году замка на горе Твангсте (там, где сейчас находится недостроенный Дом Советов). С глинистой почвы замковой площади вода не уходила, поэтому в период дождей она превращалась в сплошное месиво. Тогда-то покорённым пруссам и велено было собирать полевой гранит (он был розовым, кремовым, желтоватым, с голубизной) и мостить им площадь. Замковая площадь и положила начало развитию дорожной сети в городе.

Из полевого разноцветного камня строили дороги практически до середины XIX века. К сожалению, сегодня они в большинстве своём в первозданном виде утрачены. Но кое-что всё-таки сохранилось. Например, фрагмент такой дороги можно видеть возле Ботанического сада, если двигаться со стороны ул.Горького.

Небольшие участки брусчатых дорог можно увидеть практически в любой точке Калининграда – и в центре, и на окраинах. Им от 500 до 700 лет, сохранились они в неплохом состоянии и являются, можно сказать, памятниками технической мысли той эпохи. Фрагменты брусчатки просматриваются и под раскрошившимся асфальтом, которым нещадно заливались после войны мостовые. Гранит берёт своё – камень и асфальт вместе не уживаются...

«Сизая броня» улиц

Массовое строительство дорог в Кёнигсберге достигло своего пика перед началом Второй мировой войны. В зловещий период фашизма была разработана целая программа по строительству дорог по всей Германии, многие немцы благодаря ей получили работу. По Балтийскому морю из каменоломен Швеции баржами возили, в том числе в Кёнигсберг, сизый, обработанный булыжник. Не останавливало даже то, что в жестокие балтийские шторма баржи тонули, грузы вместе с экипажами уходили на дно, где покоятся и по сей день.

В первой четверти XX века Кёнигсберг окончательно оделся в «сизую броню», добротную и почти вечную.

- Калининград в послевоенный период, даже несмотря на нещадные ковровые бомбардировки союзной авиации в 1944-45 гг., занимал первое место в России по развитию дорожной инфраструктуры, - рассказывает историк Сергей Трифонов. - Кенигсберг был каменным. Грунтовых дорог в нём практически не было. Дорожная система была оборудована ливнёвками, по специальным желобкам вода уходила в Прегель. Мастера по укладке булыжной мостовой пользовались уважением горожан и были задействованы на этих работах всю свою жизнь. Такому специалисту, даже будучи на пенсии, полагалось брать под своё наблюдение и ответственность определённый участок дороги. Он знал, где нужно подсыпать, подстучать, подравнять, утрамбовать. Поэтому дороги были в идеальном состоянии. Тут и польза городу, и экономия бюджету, ведь пожилые люди работали за небольшие деньги. Кёнигсбергские каменщики делали всё неспешно, качественно, на века. Работа с камнем – очень тяжёлая. Мастер, работавший с камнем, имел даже специальные наколенники, чтобы не болели ноги.

Чудачества мастеров

Укладывали мостовые иногда с фантазией. Некоторые, особо искусные мастера, даже чудили: могли выложить дорогу с пожеланиями добра или в виде сердца. Одну такую дорогу, испещрённую как бы надписями и рисунками, обнаружил в Октябрьском районе рабочий, который спиливал сучки на дереве. Такое художество можно увидеть только с высоты 15-20 метров...

Практиковали ещё волнообразную укладку мелкими кубиками – одна из таких до сих пор сохранилась (пример - на ул.Тельмана).

- Во многих европейских городах, - подчёркивает Сергей Трифонов, - считается особым шиком воссоздание старинных дорог из брусчатки. Потому что без соответствующей средневековому пейзажу дороги исторический аромат утрачивается. Но мастеров по работе с камнем – сегодня единицы, даже в Европе. Эта профессия, к сожалению, сегодня становится исчезающей...

Галина Чернышёва , "Авторынок Калининграда" , №6 от 17.02.2009


Последние новости

  • Россиян и без МПП хватает. 22.11.2016
  • В Белоруссии в 2-3 раза выше с/х производство. 22.11.2016
  • Чиновники запаниковали после ареста Улюкаева. 22.11.2016
  • Госномера адаптируют под зарубежные. 22.11.2016
  • Что видит автопилот? 22.11.2016
  • Участнице гонок на «Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 местный (-----.wbt.ru)   23:43  16.02.2009
а как быть с брусчаткой на пр-те Победы? дорожное полотно "поплыло" по краям и причем давно,есть глубокие "волны" и ямы



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 477


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru