В болоте автохлама
Подавляющая часть автомобильных отходов не утилизируется
Когда началась компания утилизации старых автомобилей, наша
редакция заинтересовалась вопросом: куда девается автохлам. Оказалось, что значительная
часть вредных отходов вообще не утилизируется. А как сегодня обстоит дело с
данной проблемой?
Перерабатывающие предприятия простаивают
О том, что происходит с автоотходами, было рассказано в статье «Как утилизируются автомобили в Калининграде?» (см.№16 от 27.04.2010г. или на сайте: www.auto39.ru). В частности, было выяснено, что утилизацией шин занимается ОГУП «ЕСОО». Переработка отходов производится в специальной установке путём термического воздействия. В результате образуется жидкая фракция (печное топливо) и твёрдая фракция (топливо в брикетах). На сегодняшний день дорогостоящая установка полностью не загружена из-за недостатка сырья.
Утилизацию аккумуляторов производит ООО «Синтез ЛТД». Это предприятие принимает аккумуляторы на законном основании, причём бесплатно. Однако в связи с большой заинтересованностью в приёме свинца некоторые пункты сбора металлолома перехватывают аккумуляторы, уплачивая за них неплохие деньги. Данный процесс приобрёл настолько большие масштабы, в результате за последние 5 лет объёмы поступлений аккумуляторов в ООО «Синтез ЛТД» резко сократились — со 100 до 4 тонн в год.
Получается, что как-будто в нашей области нет достаточного количества сырья для перерабатывающих предприятий. Однако в действительности всё наоборот — отходов избыток, но идут они на свалку или в канализацию. Предприятий же, работающих с отходами, должно быть гораздо больше. Неудивительно, что недавно появилось еще одно — «Грин плюс», руководство которого рассчитывает его полностью загрузить.
Тонна кислоты ежедневно сливается в канализацию
Давайте посмотрим, сколько же на самом деле производится отходов в Калининградской области. Для этого сделаем приблизительные расчеты.
В нашем регионе, по данным ГИБДД, сегодня насчитывается около 320 тысячи транспортных средств — легковых, грузовых, автобусов, спецтехники и др. На всех них установлены аккумуляторы, шины, залиты специальные жидкости. Для упрощения расчетов примем, что все автомобили легковые среднего класса с пробегом 5000 км в год. При этом будем иметь ввиду, что на самом деле отходов будет больше за счет грузовиков, автобусов и другой крупной техники. Тем не менее, мы получим некоторую оценку наносимого ущерба экологии Калининградской области.
Будем считать, что аккумуляторы служат в среднем 4 года, имеют вес 15 кг и содержат внутри 4 л электролита на основе серной кислоты. С учетом этих данных каждый год на 80 000 машин производится замена аккумуляторов общим весом 1200 тонн, содержащих 320 тысяч литров электролита. При этом опасная жидкость в основном сливается в канализацию в объеме около одной тонны ежедневно, т.к. у нас нет производственных мощностей, которые позволили бы перерабатывать такое количество серной кислоты.
Три тонны шин каждый день выбрасывается на свалку
Теперь посмотрим, как обстоят дела с утилизацией автомобильных шин. Новые колеса в среднем служат около 50 тыс.км. При среднем пробеге в 5000 км в год получаем срок службы шин 10 лет. Конечно, на практике мало колес доживает до такой старости. На наших дорогах шины убиваются гораздо раньше из-за проколов, порезов, разрывов и других повреждений. Но не будем углубляться в тонкости. Получается, что каждый год меняют колеса 32 000 авто как минимум по 4 штуки. Учитывая средний вес одной шины в 8 кг, получаем в ежегодных отходах 1024 тонны — почти 3 тонны в день!
К одной тонне электролита, трём тоннам шин нужно прибавить ещё около тонны охлаждающей жидкости, тонны пластмассовых деталей, которые ежедневно попадают в канализацию и на свалку.
И никто за этим особо не следит, точнее — до недавних пор не следили.
Утилизацию проконтролирует прокуратура
В начале 2010 года в нашей области создана межрайонная Калининградская природоохранная прокуратура, которой вменена обязанность следить за исполнением законов, касающихся правильного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Не исключено, что именно она найдет подтверждение приведенным в статье фактам и выявит виновных в создавшемся положении дел. Кстати, ответственность, установленная за совершение экологических преступлений, варьируется от весьма весомых штрафных санкций, определяемых в сотни тысяч рублей, до лишения свободы с максимальным сроком 8 лет.
Собирать и хранить отходы невыгодно
Опасными отходами могут заниматься только те предприятия, которые имеют соответствующую лицензию. Но их деятельность сталкивается с проблемой сбора отходов, когда многочисленные места их производства разбросаны по всей области. А закон, который регламентирует данный процесс, не разрешает предприятиям без лицензии оказывать помощь в этом процессе.
В свою очередь многочисленные шиномонтажные мастерские не заинтересованы в оформлении лицензии только для того, чтобы накапливать у себя б/у шины и потом отвозить их на перерабатывающее предприятие. Им это невыгодно. А занимаясь этим делом без лицензии, можно попасть на крупный штраф. Так что проще сказать автовладельцу, чтобы б/у шины он забирал с собой. Дальнейшая судьба резины известна — её выбрасывают где попало. А те шиномонтажки, которые отваживаются нарушать закон, собирают и перевозят отходы на нелегальной основе и не в полную силу.
Или другой пример. Новые аккумуляторы можно перевозить и хранить без лицензии, но как только они становятся бэушными, так для тех же действий потребуется лицензия. Не правда ли, парадокс!
В этой ситуации можно оставить все как есть, и тогда будет
происходить дальнейшее загрязнение окружающей среды. Но можно поступить и более
благоразумно — в рамках действующих законов отрегулировать взаимодействие различных
предприятий с утилизаторами, чтобы опасные отходы не оставались без переработки.
И природа нам скажет спасибо.
Дмитрий Пискунов,
"Авторынок
Калининграда"
, №45 от 15.11.2010
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|