Безнадзорные отходы
Серия материалов в газете «Авторынок Калининграда» об утилизации
машин, вышедших из эксплуатации, вызвала резонанс среди читателей. Один из них,
неравнодушный к этой проблеме инженер-эколог Дмитрий Зайд, попытался выяснить,
куда с территории Калининградской области деваются аккумуляторы, и провел собственное
расследование. Вот что он рассказал нашей газете.
Трижды проданный
Д.З.:
В одном из магазинов я купил новый аккумулятор
за 2200 рублей. Продавец поинтересовался, куда я дену старый? С собой заберу?
«Вам оставлю», - ответил я. И они взяли его за 55 рублей, причем, эти деньги
отдал им я. Только в чеке эта сумма не была указана. Таким образом, я подарил
магазину и аккумулятор, и деньги.
В свою очередь я поинтересовался у продавца, куда он денет мой старый аккумулятор? Тот смутился и уклончиво ответил, что отдаст в специализированную организацию. На это я заметил, что есть предприятие, принимающее аккумуляторы не бесплатно — полторы тысячи рублей за тонну. Продавец ухмыльнулся и дал понять, что там, куда они продают принятые у населения опасные отходы, платят гораздо больше.
Корр:
Что же выходит - магазин, продавая новый аккумулятор,
получает прибыль и принимая пришедший в негодность — тоже берет денежки? Хитро
получается!
Д.З.:
К тому же, сдавая принятые у населения аккумуляторы
в «специализированную организацию», он тоже не остается в накладе! Ситуация
интересная: отработанные аккумуляторы — это отход, но это и сырье, за покупку
которого должен платить тот, кому оно выгодно. А на деле получается, что платит
тот, кто хочет от него избавиться. Так что на аккумуляторах можно трижды заработать.
Корр:
Говорят, в Европе такая практика давно распространена
— за утилизацию, скажем, старого автомобиля платит его владелец...
Д.З.:
В Европе человеку в магазине и батарейку не продадут,
пока он старую взамен не принесет. Но за утилизацию платит не покупатель, а
производитель. Например, фирма, выпускающая телевизоры, обязана перечислять
деньги в фонд, который несёт ответственность за безопасное и рациональное обращение
с вышедшей из эксплуатации продукцией. Этот фонд отходы обезвреживает, некоторые
вторично использует, а остальные - захоранивает.
Кстати, в России планируется внести изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», согласно которому все предприятия, производящие и импортирующие товары, обязаны подписывать договоры с лицензированными организациями, осуществляющие дальнейшую утилизацию продукции, отслужившую свой срок и вышедшую из эксплуатации.
А есть ли лицензия?
Корр:
Вернемся к нашей истории. Продавец, принявший
у Вас аккумулятор, нарушил требования федерального законодательства?
Д.З.:
Нарушил и не один раз. Во-первых, право принимать,
собирать и транспортировать отработанные аккумуляторы (согласно действующему
законодательству, эта категория отходов относится ко 2-му классу опасности)
имеют организации, обладающие лицензией. И за предпринимательскую деятельность
без соответствующей лицензии такое предприятие, согласно Уголовному Кодексу
РФ, может быть привлечено к уголовной ответственности. А так как отход был принят
втемную, лицензией магазин, видимо, не обладает. Но и то, что продавец принимает
у населения утиль, прокуратуре, например, доказать будет очень сложно.
Во-вторых, аккумулятор состоит из свинца, пластика и электролита. И если свинец и пластик в разных видах является ценным сырьём, то электролит (серная кислота) – никому не нужен, более того, его нужно обезвреживать. Не каждое крупное предприятие может позволить себе установку по обезвреживанию электролита, чего уж говорить о магазинах.
Кроме того, обезвреживание отработанного электролита (отхода высокого класса опасности) является также лицензируемым видом деятельности. Как приёмщики аккумуляторов решают вопрос со сливом и обезвреживанием электролита, можно лишь догадываться.
В-третьих, организации, занимающиеся сбором, транспортировкой, использованием, обезвреживанием и размещением опасных отходов должны выполнять требования федерального законодательства в части учёта и отчётности, паспортизации отходов, получения лимитов на образование и размещение отходов, расчёт и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Лица, допущенные к деятельности с опасными отходами, должны пройти специальное обучение. За несоблюдение вышеперечисленных требований приемщику «мертвого» аккумулятора грозит штраф - до 500 тыс. рублей.
«Санитары города»
Корр:
Но если подумать, то магазины, принимающие у
населения аккумуляторы, пусть и с нарушением законодательства, делают доброе
дело: ведь лучше отдать опасный отход в переработку, чем свезти его в лес под
елку.
Д.З.:
Да, несмотря на имеющие место прегрешения, люди,
принимающие старые аккумуляторы, являются своеобразными «санитарами города».
Ведь если запретить их деятельность, то мы добьемся лишь увеличения вредных
отходов на свалках области. Нужно просто вывести из тени приемщиков опасных
отходов. А сейчас получается, что одни добросовестные предприятия по переработке
отходов ищут работу и соблюдают закон, проходя через многочисленные административные
барьеры, а другие молча зарабатывают деньги…
По сути, не имея прозрачной системы сбора и обезвреживания опасных отходов, которые в огромном количестве образуются у населения на территории Калининградской области, уполномоченные государственные органы не могут гарантировать, что часть отходов не попадает в окружающую среду. Таким образом, под сомнение попадают и гарантированные Конституцией права гражданам о благоприятной окружающей среде и достоверной информации о её состоянии.
Корр:
Так куда же сознательному автомобилисту девать
отживший свое аккумулятор? Предположим, водитель переживает за состояние окружающей
среды и потому не хочет выбрасывать его в мусорку, перед этим слив электролит
в лужу. Куда же ему нести этот опасный отход?
Д.З.:
В том-то и проблема, что и продавцы, и покупатели
аккумуляторов, и приёмщики металлолома не обладают информацией и соответствующими
знаниями действующего законодательства о правомерном обращении с опасными отходами.
Наши автомобилисты попросту не имеют сведений о специализированных организациях,
принимающих аккумуляторы. А предприятия ищут работу и из-за недостатка сырья
остаются незагруженными.
Послесловие
В Калининградской области уже год существует межрайонная Калининградская природоохранная прокуратура, как раз и призванная следить за исполнением законов, касающихся охраны окружающей среды. Однако на вопрос нашей газеты о том, в каком состоянии находится утилизация аккумуляторов, там сообщили, что сказать по этому поводу пока ничего не могут.
Две другие организации — Росприроднадзор и Ростехнадзор, в недалеком прошлом поделившие свои обязанности, отказались брать на себя ответственность за последствия массовых захоронений старых аккумуляторов на территории области.
Так кто же всё-таки позаботится о сохранении среды, окружающей
нас и наших детей?
Ежедневно в Калининградской области сливается
около тонны электролита.
Куда?
|
Екатерина Ткачева ,
"Авторынок
Калининграда"
, №1 от 11.01.2011
Последние новости
-
В
Калининграде ловят должников и сажают их в каталажку. 18.11.2016
-
Украдено
полкосмодрома. 18.11.2016
-
Россияне
позавидовали британским заключенным. 18.11.2016
-
Новинки
автосалона в Калифонии. 18.11.2016
-
АвтоВАЗ
порадовал универсалом Cross. 18.11.2016
-
Great
Wall родил Wey. 18.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Восставший
(-----.korolev-net.ru) 18:48 23.04.2012
Батарейки-аккумуляторы
«Пальчиковые» аккумуляторы бывают двух видов: никель-металлогидридные (Ni-MH) и никель-кадмиевые (Ni-Cd). Аккумуляторы никель-кадмиевые (NiCd), никель-металлгидридные (NiMH)
Никель-металлгидридные аккумуляторы Sanyo (Twicell)
Никель-металлгидридные аккумуляторы SAFT (Франция)
Никель-кадмиевые аккумуляторы SAFT (Франция)
Аккумуляторы Varta (NiMH)
Sanyo (Cadnica) - никель-кадмиевые аккумуляторы
Никель-кадмиевые аккумуляторы Energy Technology
Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы Energy Technology
Лом никель-кадмиевых аккумуляторов и батареек утилизируем-10 000 руб/тн. Тел.+74956614500;E-mail: [email protected]
Добавить комментарий
|