Авантюра столетия
«Жук», тираж которого насчитывает более 21 млн экземпляров, действительно стал народным автомобилем. Как и задумывал Гитлер.
История главной идеи
В 20-ых годах прошлого столетия сама идея пересадить население
страны на автомобили казалась кошмарным бредом: автомобиль во всех странах являлся,
как правило, роскошью. Однако идея витала в воздухе. Наиболее активно пытался
продвигать свой собственный проект «народного автомобиля» талантливый конструктор
Фердинанд Порше. Многим предприятиям он предлагал освоить производство простейшего
транспортного средства. Однако затея успехом не увенчалась.
Выручил фюрер
Но вот в 1933 году к власти пришли нацисты. Адольф Гитлер с высоких трибун щедро раздавал обещания о том, что Германия вот-вот встанет с колен. Заодно пообещал, что каждая «истинно немецкая семья» обретёт доступный автомобиль.
Кстати, обещания власть держала. Феномен успеха Гитлера и нацистов заключается в том, что они не только говорили, но и делали. Они успешно боролись с безработицей, строили автобаны, развивали вооружённые силы, за счёт доступной ипотеки (5% годовых! Не шутка) спровоцировали бум частного строительства... Конечно, задолжавшая всему миру Германия резко «встала с колен», но результатом стала ещё одна кровавая война — Вторая мировая...
«Слизали» у соседей
Фердинанд Порше со своей разработкой оказался как нельзя кстати. После знакомства Гитлера с ним пропаганда усилила поток лести в адрес вождя. Газеты наперебой стали расхваливать инженерные и дизайнерские способности вождя. Мол, при встрече с Порше Гитлер сам набросал очертания «народного автомобиля». Нацистский лидер и правда обладал вкусом и был незаурядным художником. Однако дизайн и конструкция машины не принадлежали целиком даже Порше! Известно, что в начале 30-ых Порше тесно общался с чехословацким конструктором Гансом Ледвинкой. Тот, также как и Порше, создавал заднемоторный автомобиль с обтекаемым кузовом. В Чехословакии к 1936 году была выпущена модель «Tatra T97», о которой Гитлер сказал: «Это — машина для моих дорог». То есть, и с ней он был знаком. А Порше позже признавался, что при проектировании своего «народного авто» «подглядывал через плечо Ледвинки». В 1938 году компания «Tatra» обратилась в суд на Порше, беспардонно «заимствовавшего» целый букет технических решений. Но Чехословакия вскоре была оккупирована, и о тяжбах пришлось забыть. Правда, в 1967 году социалистические наследники чехословацкой марки «Tatra» вынудили завод «Volkswagen» выплатить 3 млн марок за «плагиат»...
«Сила через радость»
Первая пробная партия из тридцати автомобилей от Порше была собрана в 1937 году на заводе «Daimler-Benz». После продолжительных испытаний автомобиль получил полное одобрение руководства страны. В следующем году проект по пропагандистскому лозунгу получил название «KdF», то есть «Kraft durch Freude», что означало «Сила через радость». Специально для этого был построен целый завод.
Для того, чтобы наладить выпуск «народного автомобиля», нужны были деньги. Огромную сумму вложила общественная организация нацистского толка «Kraft durch Freude», заменившая в 1933 году упразднённые нацистами профсоюзы, и «унаследовавшая» их — профсоюзов — финансы.
Конвейер заработал. Потихоньку немцы стали приобретать автомобили, получившие второе имя - «Volkswagen-38». То есть, народные. Позже возникло и прозвище «Жук» («kaefer» по-немецки).
«Копилка» для фронта
Вскоре власти предложили населению программу предоплаты: каждый гражданин Рейха мог еженедельно откладывать на специальный счёт 5 марок, тем самым постепенно финансируя выпуск своего будущего автомобиля. Чтобы накопить 990 рейхсмарок на автомобиль требовалось каких-то пару лет...
336 тысяч немцев «повелись» и исправно платили за свою мечту. Однако всё вышло иначе — 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая. Власти конфисковали почти весь частный транспорт, пообещав после войны либо вернуть машины и мотоциклы населению, либо выплатить их стоимость... А на деньги мечтателей завод начал выпускать лёгкие внедорожники, которым было дано меткое прозванные «кюбель-ваген» (то есть «автомобиль-лоханка»).
«Жук» в Восточной Пруссии
Сколько было произведено «Жуков» до войны — точно неизвестно никому. Одна из вероятных цифр — 1200 экз. с учётом некоторого количества «Жуков», которым обеспечили полный привод. А остались после войны в Германии, быть может, лишь десятки машин.
Известно, что и в Кёнигсберге, который был столицей провинции Восточная Пруссия, как и в всей Германии пытались популяризовать новую модель. В начале 90-ых одна из жительниц Кёнигсберга, приезжавшая в числе «ностальгирующих туристов» посетить свою малую родину, поведала о посещении футбольного матча. Было это 1 сентября 1938 года, то есть, ровно за год до начала Второй мировой. В перерыве матча «Кёнигсберг-Гамбург» (кстати, «наши» выиграли со счётом 3:1) по гаревым дорожкам стадиона (ныне «Локомотив») промчались два чёрных «KdF-38».
«Насекомое» из леса
О том, что после штурма Кёнигсберга в апреле 1945-го улицы были завалены трупами и руинами машин, рассказывали многие очевидцы. Но калининградец Фролов обнаружил такую машину в лесу. Машина, которую он затем своими силами восстановил, прослужила довольно долго. Затем она оказалась в Литве на крыше автосервиса. Опытный глаз какого-то знатока исторической техники опознал в автомобиле довоенный экземпляр. Машину выкупили, а затем отреставрировали. Позже её видели в Москве — похоже, этот экземпляр перекочевал в коллекцию какого-то респектабельного господина...
А в Калининграде, который славился огромным количеством трофейной
техники, больше довоенных «Жуков» точно нет. Вымерли...
Павел Долгачев,
"Авторынок
Калининграда"
, №8 от 24.02.2015
Последние новости
-
В
Калининграде ловят должников и сажают их в каталажку. 18.11.2016
-
Украдено
полкосмодрома. 18.11.2016
-
Россияне
позавидовали британским заключенным. 18.11.2016
-
Новинки
автосалона в Калифонии. 18.11.2016
-
АвтоВАЗ
порадовал универсалом Cross. 18.11.2016
-
Great
Wall родил Wey. 18.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|